перечень документов, необходимых для безопасного оформления подобных услуг, такой: договоры (оказание услуг мерчандайзинга должно быть предусмотрено в договоре или в дополнительном соглашении к договору поставки), задание заказчика на конкретные услуги, акты оказанных услуг, отчеты исполнителя с конкретным перечнем оказанных услуг, выводами и рекомендациями, которые относятся именно к деятельности заказчика, счета-фактуры, платежные поручения. Также дополнительным обоснованием могут быть служебные записки и отчеты сотрудников организации-заказчика, в которых указано, для каких целей необходимы данные услуги и как их результаты были использованы в деятельности организации. Доказать, что организация приняла во внимание результаты исследования в своей деятельности, помогут и другие локальные документы – меморандумы по результатам совещаний и т. п.
В отношении продовольственных товаров услуги мерчандайзинга могут быть оказаны только на основании отдельных договоров о возмездном оказании услуг. Лишь при наличии такого договора плату за услуги мерчандайзинга производитель (оптовый поставщик) продовольственных товаров сможет учесть при расчете налога на прибыль.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» коммерческая версия.
1.Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с продвижением товаров через розничную торговую сеть (мерчандайзинг)
Да, можно.
Для этого поставщик должен:*
- обосновать экономическую целесообразность услуг мерчандайзинга;
- подтвердить расходы документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством.
Такие требования предусмотрены пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Услуги мерчандайзинга поставщикам могут оказывать как непосредственно предприятия розничной торговли, так и привлеченные для этих целей специализированные компании.
По общему правилу оказание подобных услуг выходит за рамки отношений, возникающих из договора поставки (ст. 506 ГК РФ). Однако такое условие может быть предусмотрено в смешанных договорах, сочетающих в себе элементы договора поставки и других гражданско-правовых договоров (например, договора возмездного оказания услуг) (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Кроме того, оказание услуг мерчандайзинга может быть предусмотрено в дополнительных соглашениях к договорам поставки или в специально заключенных договорах с третьими лицами.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Некоторые особенности имеет порядок документального подтверждения затрат на продвижениечерез розничную торговую сеть продовольственных товаров. Дело в том, что статья 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ ограничивает условия, которые могут быть включены в договоры поставки, заключенные между производителями (оптовыми поставщиками) продовольственных товаров и розничными торговыми организациями. В частности, в такие договоры запрещено включать положения, согласно которым розничная торговая организация оказывает производителям (оптовым поставщикам) рекламные, маркетинговые и другие услуги по продвижению продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).
В договоре поставки может быть предусмотрено лишь вознаграждение, которое производитель (оптовый поставщик) выплачивает розничной торговой организации за приобретение определенного количества продовольственных товаров (не более 10% от цены этих товаров сучетом НДС) (ч. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ, письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/411). Включение в цену договора иных вознаграждений, а также изменение условий договора в этой части не допускается (ч. 6 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ).
Таким образом, ни сам договор поставки, ни дополнительные соглашения к нему не могут предусматривать условий об оказании розничными торговыми организациями услуг мерчандайзинга производителям (оптовым поставщикам) продовольственных товаров. Подобные услуги могут быть оказаны только на основании отдельных договоров о возмездном оказании услуг (ч. 11 ст. 9 Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ). Лишь при наличии такого договора плату за услуги мерчандайзинга производитель (оптовый поставщик) продовольственных товаров сможет учесть при расчете налога на прибыль.* Такая точка зрения отражена в письмах Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294, от 19 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/85.
Если поставщик сумеет экономически обосновать и документально подтвердить затраты на услуги мерчандайзинга, то при расчете налога на прибыль он сможет включить их стоимость в состав расходов на рекламу в пределах норматива (1% от выручки). Это связано с тем, что в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ такие расходы прямо не упомянуты. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 марта 2014 г. № 03-03-06/1/11641, от 13 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/818, от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294. Некоторые суды разделяют позицию финансового ведомства (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 6 августа 2008 г. № Ф04-4721/2008(9200-А46-40), Уральского округа от 17 декабря 2007 г. № Ф09-10398/07-С3).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Статья: Способ обосновать расходы на консультационные, маркетинговые, управленческие и посреднические услуги для целей налога на прибыль
Признать в налоговом учете расходы на приобретение консультационных, маркетинговых, управленческих и посреднических услуг без риска налогового спора можно, только подготовив доказательства их экономической обоснованности.*
Официальная позиция
По мнению контролирующих ведомств, если результаты консультационных и иных аналогичных услуг не конкретны и не направлены на достижение реальных производственных целей или же перечень услуг дублирует функциональные обязанности штатных сотрудников, то расходы на такие услуги нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
Обоснование
Налоговые инспекторы исходят из того, что отсутствие конкретных рекомендаций по результатам оказания услуг свидетельствует о не связанности произведенных расходов с предпринимательской деятельностью. При этом «связь расходов с предпринимательской деятельностью является ключевым элементом для признания произведенных затрат экономически оправданными расходами». Следовательно, расходы, которые такой связи не имеют, не уменьшают налогооблагаемую прибыль как экономически необоснованные и не направленные на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Непосредственным признаком экономической необоснованности могут являться, например, обзорные отчеты, содержащие информацию об общем состоянии рынка или деятельности других организаций, которые невозможно использовать для достижения конкретных производственных целей.
По мнению Минфина России, расходы на приобретение услуг, дублирующих обязанности штатных подразделений, также нельзя признать экономически обоснованными.
При этом Минфин России в письме от 8 июня 2007 г. № 03-03-05/147 отметил, что организация вправе самостоятельно оценивать необходимость понесенных расходов для осуществления экономической деятельности. Финансовое ведомство неоднократно подчеркивало, что доказательство экономической необоснованности расходов возлагается на налоговую инспекцию.
«Главбух» советует
Чтобы снизить риски налогового спора, обосновывайте приобретение консультационных, маркетинговых, управленческих и посреднических услуг отчетами, демонстрирующими очевидную связь понесенных расходов с производственной деятельностью. Избегайте дублирования функций работников организации и привлекаемых организаций – исполнителей услуг.
В деталях
Арбитражная практика, сложившаяся при разрешении споров об экономической необоснованности расходов в связи с отсутствием в отчетах конкретных рекомендаций, неоднозначна. Суды нередко принимают во внимание тот факт, что «информация, содержащаяся в отчетах, основана на примере других организаций с применением общетеоретических знаний, не относящихся непосредственно к производственной деятельности…», и становятся на сторону налоговых инспекторов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2007 г. № А19-20812/05-20-15-Ф02-1522/07, Западно-Сибирского округа от 28 августа 2007 г. № Ф04-5734/2007(37452-А03-15), от 26 октября 2005 г. № Ф04-7555/2005(16171-А45-40)).
Также имеются судебные решения, поддерживающие позицию контролирующих ведомств и по вопросу дублирования функций (постановления ФАС Поволжского округа от 3 апреля 2007 г. № А55-10037/2006-43, Восточно-Сибирского округа от 27 декабря 2006 г. № А19-6451/06-33-Ф02-6879/06-С1).
Однако суды с не меньшей степенью вероятности могут поддержать налогоплательщика и указать, что «отсутствие в актах информации о консультациях и рекомендациях не является обстоятельством, исключающим право на учет затрат на оплату услуг в налоговой базе» (постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2011 г. № А40-30370/10-127-132). Также суд может принять во внимание то, что обзорный отчет, не относящийся непосредственно к деятельности организации, позволяет анализировать деятельность предприятий по отрасли в целом и оценивать собственную конкурентоспособность на рынке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 ноября 2006 г. № А05-2732/2006-34).
Есть судебные решения, подтверждающие право на признание расходов на услуги, дублирующие функции штатных сотрудников.
Однако для снижения рисков, связанных с отказом в признании затрат на приобретаемые услуги, важно не только оформить первичные документы, но и правильно сформулировать предмет договора.*
Маркетинговые услуги *
Маркетинговые услуги очень часто приводили к спорам с налоговыми инспекторами, которые отказывали организациям в признании расходов на них. Поэтому чем подробнее составлен договор на оказание маркетинговых услуг, тем лучше. В нем стоит зафиксировать сроки исполнения, обязанность маркетинговой компании представить отчет о выполненной работе* (ст. 252 НК РФ). По общему правилу оформлять отчет не обязательно (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 марта 2007 г. № А33-10956/06-Ф02-725/07). Но в силу нематериальности услуг отчет является одним из основных доказательств их реальности.
Отчет должен подробно отражать все действия, предпринятые маркетологом, а также выводы и рекомендации заказчику. При этом, если отчет не соответствует условиям договора, проверяющие могут посчитать расходы необоснованными* (определение ВАС РФ от 19 марта 2008 г. № 3741/08, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2008 г. № А19-11279/07-50-Ф02-110/08).
Цель маркетингового исследования в обязательном порядке должна соответствовать бизнесу организации (ст. 252 НК РФ).
Дополнительной подстраховкой может стать специальное распоряжение или приказ руководителя организации, в котором будет дано обоснование необходимости приобрести именно данную услугу.* Пример формулировки: «Для принятия решения об открытии нового розничного магазина в городе Подольске Московской области поручаю отделу сбыта проанализировать состояние рынка в данном районе. Требуется информация о наполнении рынка товарами, аналогичными приведенным в перечне, а также прогноз объема продаж в первые полгода работы магазина. Для получения более точных данных возможно обращение к профессиональным маркетинговым агентствам».
Важно включить в договор на оказание маркетинговых услуг условие о том, что оказание услуг оформляется актом (ст. 783, п. 2 ст. 720 ГК РФ).
Особое внимание инспекторы уделяют дальнейшему применению результатов маркетинговых исследований (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 августа 2008 г. № А05-5/2008). Если организация никак не использует результаты заказанных исследований, не корректирует свою деятельность согласно полученным данным, то это усиливает риск предъявления претензий.
В своей работе организация может использовать как положительные, так и отрицательные результаты маркетинговых исследований (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 октября 2007 г. № А56-1041/2007, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2006 г. № А19-31699/05-15-Ф02-2421/06-С1). Например, ознакомившись с отчетами маркетологов, руководитель может принять решение не открывать новый магазин. Подтвердить использование маркетинговых исследований можно, например, в форме записки начальника отдела сбыта на имя генерального директора. Доказать, что организация приняла во внимание результаты исследования в своей деятельности, помогут и другие локальные документы – меморандумы по результатам совещаний и т. п*.
3.Статья: Способ снизить налог на прибыль с помощью оплаты услуг компании на упрощенке
Перечень документов, необходимых для безопасного оформления подобных услуг, такой: договоры, задание заказчика на конкретные услуги, акты оказанных услуг, отчеты исполнителя с конкретным перечнем оказанных услуг, выводами и рекомендациями, которые относятся именно к деятельности заказчика, счета-фактуры, платежные поручения. Также дополнительным обоснованием могут быть служебные записки и отчеты сотрудников организации-заказчика, в которых указано, для каких целей необходимы данные услуги и как их результаты были использованы в деятельности организации*. Такой вывод следует из положений статьи 252Налогового кодекса РФ.
21.04.2014г.
С уважением,
Чекалова Наталья, эксперт БСС «Системы Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»