Порядок работы водителей при суммированном учете рабочего времени регулирует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).
Данным документом определено, что водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц ( п. 8).
При суммированном учете продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – восемь часов. Время управления автомобилем в течение дня (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления водителем автомобиля за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Таким образом, введены ограничения лишь по максимальной продолжительности работы за определенный промежуток времени. Следовательно, установление рабочей смены продолжительностью три-четыре часа Положению не противоречит.
Что касается времени начала и окончания рабочего дня при суммированном учете рабочего времени, то, согласно статье 104 ТК РФ, оно должно быть указано в правилах внутреннего трудового распорядка организации с учетом производственного процесса.
Более подробно о порядке составления графика рабочего времени для водителей можно ознакомиться во вложении.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Если у вас в штате есть водители, скорректируйте график их работы
Если вы — предприниматель
Статья будет полезна всем читателям, в штате которых есть водители. На работодателей-предпринимателей новые требования также распространяются. Поэтому не пропустите важную для себя информацию!
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Компаниям, в которых трудятся водители, необходимо пересмотреть график работы и отдыха своих сотрудников. Дело в том, что чиновники Минтранса России скорректировали ряд требований в отношении труда водителей, выпустив приказ от 24.12.2013 № 484 (далее — приказ № 484). Этот документ вступил в действие 5 июля 2014 года и внес изменения в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее — Положение).
Выполнять нормы данного Положения должны все работодатели независимо от формы собственности, если заключают с водителями трудовые договоры. Исключение — водители, осуществляющие международные перевозки или работающие в составе вахтовых бригад. Поэтому если в вашей фирме есть обычные штатные водители, вы должны принять во внимание требования нового приказа Минтранса. Посмотрим, в чем они заключаются. *
Правило № 1 Время следования от работы до места проведения медосмотра и обратно включайте в рабочее время водителей
К рабочему времени водителей относят не только время, в течение которого он исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды (ст. 91 ТК РФ). Так, с 5 июля 2014 года в рабочее время водителей входит время следования водителя от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно. Соответственно за это время водителю надо выплачивать зарплату. *
В пункте 15 Положения указаны все периоды, которые включаются в рабочее время. В частности, это:
— время управления автомобилем;
— время проведения медицинского осмотра (независимо от вида медицинского осмотра) водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
— время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
— время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
— время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем, и др.
На заметку
Как принять на работу водителя
Прежде чем принять на работу водителя, вам нужно убедиться, что он старше 18 лет и имеет водительское удостоверение на право управления транспортным средством определенной категории (ст. 65 и 265 ТК РФ). И еще что у него нет медицинских противопоказаний для работы на транспорте. Это подтверждает медсправка о допуске к управлению транспортными средствами по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 28.09.2010 № 831н.
Кроме того, перед тем как оформить в штат будущего водителя, направьте его на предварительный медосмотр (ст. 69, 213, 214, 328 ТК РФ и ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ). Его может провести медицинская организация, имеющая необходимую лицензию. Такое обследование вы обязаны организовать за свой счет (п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).
Получив заключение с положительными результатами проведенного медосмотра, можно подписывать трудовой договор с будущим работником.
Включать в рабочее время перечисленные периоды можно не в полном объеме. Например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%. А вот время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем (при направлении в рейс двух водителей), — в размере не менее 50% (п. 21 и 22 Положения).
Время управления автомобилем по-прежнему не может превышать 8 часов в день. Если же установлен суммированный учет рабочего времени, продолжительность смены не может быть больше 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 7, 9 и 17 Положения).
На заметку
Из каких документов можно узнать о реальном графике работы и отдыха водителей
Согласно ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного водителем автомобиля (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). Для этого применяют формы, которые также являются основанием для начисления зарплаты водителю. Это:
— табель учета рабочего времени (формы № Т-12 и Т-13 , утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1);
— путевой лист легкового автомобиля (форма № 3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78).
Вы как работодатель можете и сами разработать путевой лист легкового автомобиля (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Главное, чтобы он содержал обязательные реквизиты, указанные в пункте 3 Положения, утвержденного оприказом Минтранса России т 18.09.2008 № 152.
Сравнив сведения в путевом листе и табеле учета рабочего времени, можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также узнать продолжительность фактически отработанного им времени.
Для этого достаточно изучить информацию о дате и времени (с точностью до минут) проведения предрейсового и послерейсового медосмотра работника, а также времени выезда автомобиля с места постоянной стоянки и заезда на указанную стоянку. Такие сведения вносятся в путевой лист в обязательном порядке (п. 6 приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152).
Правило № 2 Предоставляйте водителям отдых минимум 30 минут
Важное обстоятельство
В середине смены водитель должен отдохнуть минимум 30 минут.
Перерыв для отдыха и питания обязательно нужно предоставлять водителям в середине рабочей смены, при этом продолжительность такого перерыва не должна превышать двух часов. Это правило закреплено в пункте 24 Положения. Но в то же время данный перерыв не должен быть и короче 30 минут. Обратите внимание: ранее минимум для отдыха установлен не был, существовал лишь верхний предел. Теперь же в середине смены водитель должен отдохнуть не меньше 30 минут. То есть время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются работодателем с учетом указанных ограничений.
Изменились требования и к отдыху во время междугородных перевозок. Теперь после первых четырех (ранее — трех) часов непрерывного управления автомобилем в пути водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха. Продолжительность его должна составлять не менее 15 минут. В дальнейшем подобные перерывы предусматриваются через каждые два часа (п. 19 Положения).
Еще одно изменение. По новым правилам при междугородных перевозках, если рейс длится более 12 часов, в него можно направлять более двух водителей. Раньше позволялось отправлять только двух водителей. В этом случае по-прежнему время присутствия на рабочем месте водителя, не управляющего автомобилем, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50% и оплачивается. *
Подсказки от сайта e.26-2.ru
Электронный журнал «Упрощенка» поможет составить график работы водителей
Типовой формы графика работы (сменности) водителей не установлено — составляйте документ в произвольной форме. Посмотреть образец графика работы и при желании скачать его можно на сайте электронного журнала «Упрощенка» http://e.26-2.ru. Для этого на главной странице сайта зайдите в раздел «Формы» и наберите в поисковой строке «график работы». Система отберет такие варианты документов, как «график работы на вахте», «график сменности» — именно они вам и нужны.
Правило № 3 Составляйте график работы водителей, учитывая нормы Трудового кодекса и Положение Минтранса
Рабочее время и время отдыха штатных водителей фиксируйте в графике их работы (сменности) (ч. 2 ст. 329 ТК РФ и п. 3 Положения). График оформляют как приложение к локальному нормативному акту (коллективному договору, правилам внутреннего трудового распорядка) либо утверждают как отдельный документ приказом руководителя организации. График составляют ежемесячно на каждый день (смену) и доводят до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения его в действие (ст. 91 и ч. 4 ст. 103 ТК РФ). В нем указывают:
— время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены);
— время перерывов для отдыха и питания;
— время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.
При оформлении графика имейте в виду, что:
— рабочая неделя не может превышать 40 часов (ст. 91 ТК РФ и п. 7 Положения);
— ночная смена должна быть короче на один час (ст. 96 ТК РФ);
— все предпраздничные дни указывайте в графике короче на один час (ст. 95 ТК РФ).
Новости от Школы УСН
Желаете узнать больше об изменениях в законодательстве по УСН на 2-е полугодие 2014 года? Прослушайте соответствующий курс лекций в Школе УСН, пройдя по ссылке http://buh-school.26-2.ru. Обучение бесплатное и доступно всем подписчикам журнала «Упрощенка».
При любом изменении графика работы нужно учитывать указанные выше ограничения. График является обязательным документом для сторон трудового договора, поэтому вы не вправе привлекать сотрудника для работы вне графика, за исключением некоторых случаев привлечения к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ).
Нюансы, требующие особого внимания
С 5 июля 2014 года, составляя график работы водителей, учитывайте произошедшие изменения.
В рабочее время водителя включается не только время проведения дорейсового и послерейсового медосмотра, но и время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно.
В середине рабочей смены водитель должен отдохнуть минимум полчаса. Ранее правила предусматривали только верхний предел для перерыва на питание и отдых — два часа. Новый приказ Минтранса верхний предел не поменял. *
Какие документы нужно оформить работодателям в связи с ужесточением требований к работе водителей
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости РФ
— Какие документы нужно оформить в компании, чтобы выполнить нормы нового приказа Минтранса № 484 в отношении штатных водителей?
— Изменения, внесенные в Положение, не предусматривают издания прин ципиально новых локальных нормативных актов. Ими по-прежнему являются графики работы (сменности) и правила внутреннего трудового распорядка. Унифицированных форм этих документов нет, каждый работодатель оформляет их самостоятельно. Главное, чтобы в них были включены все сведения, которые предусмотрены в Положении, касающиеся рабочего времени и времени отдыха водителей.
— Нужно ли знакомить водителей под роспись с возникшими изменениями?
— Обязательно. Всех водителей следует под роспись ознакомить с графиком работы (сменности) и правилами внутреннего трудового распорядка после внесения в них изменений.
— Приказ № 484 вступил в действие с 5 июля 2014 года. Возможно, что не все компании слышали о нем и продолжали составлять график работы водителей, не учитывая новый документ. Как быть в этом случае?
— График работы (сменности) нужно привести в соответствие с изменениями. С вновь составленным графиком ознакомьте всех сотрудников. Каждый должен поставить подпись под уведомлением, что до него донесли изменения.
— Положение распространяет свое действие на штатных водителей. А как быть с теми работниками, кто не является водителем, а просто ездит на своем авто по служебным делам фирмы? В отношении таких сотрудников также нужно применять нормы рабочего времени и отдыха согласно Положению?
— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей распространяется на водителей, работающих на автомобилях по трудовому договору.
Если в трудовом договоре у работника в качестве трудовой функции указано наименование профессии (должности) «водитель», на такого работника распространяются указанные нормы.
Если же сотрудник просто использует личный автомобиль в служебных целях, он не становится водителем. Соответственно в отношении тех, кто ездит на своем автомобиле по служебным делам, не применяются нормы Положения.
Журнал «Упрощенка» № 9, Сентябрь 2014
2. Статья: 4.6. Продолжительность рабочего дня водителя ограничена
У строительной компании есть свой транспорт, в том числе специализированная техника. Водители работают по графику (суммированный учет рабочего времени). Должна ли ежедневная продолжительность их работы составлять восемь часов и обязательно ли в трудовом договоре четко прописывать время начала и конца рабочего дня? Или главное – соблюдать норму времени по производственному календарю за месяц и для этого в графике при необходимости проставлять по три-четыре часа в день, то есть подгонять под норму, чтобы не было переработок?
Порядок работы водителей при суммированном учете рабочего времени регулирует Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15).
Данным документом определено, что водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц ( п. 8).
При суммированном учете продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – восемь часов. Время управления автомобилем в течение дня (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления водителем автомобиля за две недели подряд не может превышать 90 часов.
Таким образом, введены ограничения лишь по максимальной продолжительности работы за определенный промежуток времени. Следовательно, установление рабочей смены продолжительностью три-четыре часа Положению не противоречит.
Что касается времени начала и окончания рабочего дня при суммированном учете рабочего времени, то, согласно статье 104 ТК РФ, оно должно быть указано в правилах внутреннего трудового распорядка организации с учетом производственного процесса. *
Путеводитель по вопросам учета и налогообложения в строительстве
02.09.2014 г.
С уважением,
Елена Мелконян, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».