Да, можно, но не исключено возникновение налогового спора в части надлежащего документального подтверждения таких расходов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как возместить расходы на наем жилья во время командировки
Порядок возмещения расходов*
Порядок возмещения расходов на наем жилья во время командировки должен быть определен внутренними документами организации (ст. 168 ТК РФ, п. 11, 13, 14, 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749). Это значит, что сумму возмещения и требование к документальному подтверждению сотрудником расходов на наем жилья во время командировки организация устанавливает самостоятельно. Например, коллективным договором или иным локальным актом организации (приказом, положением о командировках).
Ситуация: нужно ли оплатить расходы на проживание сотрудника, направленного в командировку, за день прибытия в гостиницу. Сотрудник вышел на работу в принимающую организацию на следующий день (эта дата отмечена в его командировочном удостоверении)
Да, нужно.
Возмещение расходов по найму жилого помещения является одним из обязательных условий направления сотрудника в командировку. Порядок и размер возмещения таких расходов организация устанавливает самостоятельно (например, коллективным договором или иным локальным актом организации). Это следует из положений статьи 168 Трудового кодекса РФ и пунктов 11, 14 и 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.
Срок командировки устанавливается руководителем организации.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Днем отъезда считается день отправления транспортного средства, на котором сотрудник выезжает в командировку из населенного пункта, где находится место его постоянной работы. Если транспортное средство отправляется до 24 часов включительно, днем отъезда считаются текущие сутки. Если транспортное средство отправляется после 0 часов – следующие сутки. Эта дата фиксируется в командировочном удостоверении.
Днем приезда считается день прибытия транспортного средства, на котором сотрудник возвращается из командировки в населенный пункт, где находится место его постоянной работы. Если транспортное средство прибывает до 24 часов включительно, днем приезда считаются текущие сутки. Если транспортное средство прибывает после 0 часов – следующие сутки. Эта дата также фиксируется в командировочном удостоверении.
Такой порядок следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, и раздела 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.
На практике может возникнуть ситуация, когда сотрудник направляется в командировку для работы в другой организации (или подразделении организации). При этом он прибывает в место, в которое командируется в один день, а на работу в организацию выходит на следующий день. Например, это возможно, когда поезд или самолет прибывает поздно вечером, поэтому выйти на работу в день прибытия сотрудник не может. Однако несовпадение дня прибытия с днем выхода на работу не является основанием для отказа в возмещении сотруднику расходов на оплату найма жилья. Поскольку независимо от данных обстоятельств сотрудник находится в командировке по распоряжению (заданию) руководителя, что подтверждается датами выбытия с основного места работы и прибытия в место командирования, зафиксированными в командировочном удостоверении (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).
Для целей налогообложения расходы на оплату найма жилья за все дни нахождения в командировке должны быть документально подтверждены.
Налоги*
Для целей налогообложения учет расходов на наем жилья во время командировки зависит от их документального оформления. Так, при расчете налога на прибыль учитываются только документально подтвержденные расходы (п. 1 ст. 252, подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходы, не подтвержденные первичными документами, к налоговому учету не принимаются.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья: Командировки. Оформление, учет при расчете налогов
Проживание в гостинице может подтверждаться бланками строгой отчетности либо чеками ККТ и счетом или счетом-фактурой, где указано, что оплата произведена за услуги по проживанию (п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ)*
Журнал «Упрощенка» 11 Ноябрь 2012
3. Статья: Особенности деятельности гостиниц
Оформление первичных документов*
Для подтверждения осуществляемых услуг гостиницы предоставляют счета:
на бланках, разработанных самостоятельно, которые содержат все необходимые реквизиты (информационное письмо Минфина России от 22 августа 2008 г.);
на бланках ранее действующих форм, утвержденных приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121.
При этом выдача бланков строгой отчетности – необходимое и достаточное условие для освобождения организации от обязанности применять контрольно-кассовую технику.
Таким образом, кассовый аппарат при наличных расчетах с населением за оказанные гостиничные услуги не обязателен при условии, если организация выписывает счета за проживание на бланках строгой отчетности (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 мая 2007 г. № Ф08-2533/2007-1049А).
Но учтите: приходный кассовый ордер не является бланком строгой отчетности, поэтому выдача клиенту квитанции к приходному кассовому ордеру не может заменить кассовый чек или бланк строгой отчетности.
Журнал «Учет в туристической деятельности»
11 ноябрь 2012
Е.В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
к. ю. н., shestakova.ekaterina@amail.com
4. Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются документально подтвержденными
Перечень документов*
Перечень документов, которые должны быть оформлены в подтверждение тех или иных расходов, а также порядок их составления Налоговым кодексом РФ не определены. Поэтому на практике любые имеющиеся у организации документы нужно оценивать с учетом того, могут ли они (в совокупности с другими доказательствами) подтвердить факт и размер понесенных расходов или нет. При этом в зависимости от фактических обстоятельств сделок и условий финансово-хозяйственной деятельности организации в каждом конкретном случае расходы могут подтверждаться разными документами.
В частности, в подтверждение расходов могут быть представлены:
первичные учетные документы: накладные, акты, путевые листы, товарные и кассовые чеки и т. д.;
другие документы, прямо или косвенно подтверждающие понесенные затраты: приказы, договоры, таможенные декларации, командировочные удостоверения, документы, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты (например, инвойсы, ваучеры), и т. д.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Правомерность такого толкования этой нормы подтверждается судебной практикой (см., например, определение Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, определение ВАС РФ от 17 июня 2009 г. № ВАС-5445/09, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 февраля 2009 г. № А42-2570/2007).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
26.08.2014 г.
С уважением,
Геннадий Винников, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».