в бухучете создание такого резерва является не правом, а обязанностью Вашей организации, в отличие от налогового учета.
В целях равномерного списания расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание выполненных работ Ваша организация в налоговом учете вправе создать специальный резерв (п. 1 ст. 267 НК РФ). Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль Ваша организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).
При расчете предельного размера отчислений в резерв показатели нужно взять за три предыдущих года. Если работы, на которые предоставляется гарантия, организация реализует менее трех лет, то показатели берутся за фактический период реализации гарантийных работ.
Если раньше организация не принимала на себя гарантийных обязательств, то предельный размер отчислений в резерв определите как сумму ожидаемых расходов. Этот показатель рассчитайте по плану выполнения гарантийных обязательств с учетом срока их гарантии и ориентировочных затрат на ремонт.
В статье 267 Налогового кодекса сказано, что положительная разница между суммой фактических расходов на гарантийный ремонт и суммой созданного резерва включается в состав прочих расходов (абз. 2 п. 5 ст. 267 НК РФ).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» .
1.Рекомендация: Как создать резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание товаров и готовой продукции (работ)
Выдавая гарантию, организация принимает на себя обязательство безвозмездно (для покупателя, заказчика) устранить обнаруженные в будущем недостатки товаров, готовой продукции (работ). В некоторых случаях организация должна признать в бухучете оценочное обязательство. Это нужно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:
– в течение определенного периода организация обязана производить ремонт реализованных товаров, готовой продукции (работ), так как выдала на них гарантию;
– существует вероятность того, что экономические выгоды, необходимые для исполнения оценочного обязательства, уменьшатся;
– величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Это следует из пункта 5 ПБУ 8/2010, которое применяется начиная с отчетности за 2011 год.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Когда создается резерв
Если расходы на гарантийный ремонт, которые могут возникнуть у организации в будущем, организация признает оценочным обязательством, то в бухучете нужно создать резерв предстоящих расходов (п. 8 ПБУ 8/2010).*
Величина оценочного обязательства
Конкретной методики определения величины оценочного обязательства законодательством не предусмотрено. При этом раздел III ПБУ 8/2010 содержит общий порядок определения величины оценочного обязательства.
Согласно данному порядку оценочное обязательство признается в бухучете по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо (п. 15 ПБУ 8/2010). То есть организация должна оценить предполагаемую сумму расходов, которую ей придется понести для выполнения обязательств по гарантийному ремонту. Такую оценку производят на основе имеющихся фактов хозяйственной деятельности организации, опыта в отношении аналогичных обязательств организации или мнений экспертов (п. 16 ПБУ 8/2010).*
Если оценочное обязательство является существенным, информация о нем должна раскрываться в бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 8/2010).
Метод, которым определяется сумма оценочного обязательства, нужно закрепить в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). Например, организация вправе оценивать предстоящие расходы нагарантийный ремонт с учетом имеющихся данных о фактическом уровне затрат на гарантийный ремонт за последний год или путем экспертной оценки.
Бухучет
В бухучете отчисления в резерв на гарантийный ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности или к прочим расходам (п. 5 ПБУ 10/99, п. 8 ПБУ 8/2010). Расходы по увеличению резерва признаются прочими расходами организации (п. 20 ПБУ 8/2010).
В бухучете начисление резерва на гарантийный ремонт отражайте на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» по субсчету «Резерв на гарантийный ремонт» (Инструкция к плану счетов):*
Дебет 20 (23, 44), 91-2 Кредит 96 субсчет «Резерв на гарантийный ремонт»
– произведены отчисления в резерв на гарантийный ремонт.
Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты, нужно определить, какую сумму резерва списать в расходы текущего отчетного периода, а какую в следующие отчетные периоды. Для этого нужно посчитать:
– приведенную стоимость оценочного обязательства;
– расходы, увеличивающие обязательство в следующие отчетные периоды.
Приведенная стоимость оценочного обязательства (сумма резерва, которую можно списать в расходы текущего периода) считается по формуле:*
Приведенная стоимость оценочного обязательства |
= |
Размер оценочного обязательства |
? |
Коэффициент дисконтирования определяют следующим образом:
Коэффициент дисконтирования |
= |
1 |
: |
1 + ставка дисконтирования |
? |
1 + ставка дисконтирования |
? |
... |
Количество множителей соответствует количеству лет дисконтирования оценочного обязательства. Ставку дисконтирования определяют экспертным путем, например, в зависимости от прогнозируемого уровня инфляции.
Расходы по увеличению оценочного обязательства, которые списывают в следующих отчетных периодах, считаются следующим образом:
Расходы по увеличению оценочного обязательства |
= |
Приведенная стоимость оценочного обязательства на конец предыдущего отчетного периода |
? |
Ставка дисконтирования |
Приведенный выше порядок расчета применяют также организации, которые прописали в учетной политике, что корректируют с учетом коэффициента дисконтирования оценочные обязательства, срок исполнения которых составляет менее 12 месяцев после отчетной даты.
Такой порядок предусмотрен пунктом 20 ПБУ 8/2010.
ОСНО
В целях равномерного списания расходов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание проданных товаров (выполненных работ) организация вправе создать специальный резерв (п. 1 ст. 267 НК РФ). Резерв может быть создан, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Подробнее об этом см. Как создать резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию в налоговом учете.
Порядок учета расходов на создание резерва для расчета налога на прибыль установлен статьей 267 Налогового кодекса РФ.
Сумму отчислений в резерв рассчитайте по формуле:*
Сумма отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание |
= |
Выручка от реализации товаров (работ), по которым предоставлялась гарантия за отчетный период, без НДС |
? |
Предельный размер отчислений на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание |
Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) рассчитайте по формуле:*
Предельный размер отчислений в резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, % |
= |
Расходы на гарантийный ремонт (гарантийное обслуживание) за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы) |
: |
Выручка от реализации товаров (работ) с гарантийными обязательствами за период, в течение которого предоставлялась гарантия на товары (работы), без НДС |
? |
100% |
При расчете предельного размера отчислений в резерв учитывайте показатели следующим образом. Показатели нужно взять за три предыдущих года. Если товары (работы), на которые предоставляется гарантия, организация реализует менее трех лет, то показатели берутся за фактический период реализации гарантийных товаров (работ).
Если раньше организация не принимала на себя гарантийных обязательств, то предельный размер отчислений в резерв определите как сумму ожидаемых расходов. Этот показатель рассчитайте по плану выполнения гарантийных обязательств с учетом срока их гарантии и ориентировочных затрат на ремонт.*
Разницы между бухгалтерским и налоговым учетом
В бухгалтерском и налоговом учете резерв на гарантийный ремонт формируется по-разному. Поэтому в бухучете образуются разницы в соответствии с ПБУ 18/02. Разницы не возникнут в том случае, если организация не создает резерв на гарантийный ремонт в налоговом учете и не признает оценочное обязательство в бухучете.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Ситуация: в какой момент сумму перерасхода резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание можно включить в состав расходов при расчете налога на прибыль. Организация применяет метод начисления
Период списания суммы перерасхода резерва законодательно не установлен.
В статье 267 Налогового кодекса лишь сказано, что положительная разница между суммой фактических расходов на гарантийный ремонт и суммой созданного резерва включается в состав прочих расходов (абз. 2 п. 5 ст. 267 НК РФ).*
Представители налоговой службы считают, что сумму превышения фактических расходов на гарантийный ремонт над суммой созданного резерва можно включить в расчет налоговой базы только по итогам года. Такая точка зрения была отражена в разделе 5.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. Несмотря на то что в настоящее время этот документ не применяется (приказ ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173), на практике налоговые инспекции занимают прежнюю позицию.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
18.07.2014г.
С уважением,
Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Абрамовой Варварой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».