Нет, незаконно. Налоговые агенты не обязаны подавать нулевые налоговые декларации (ст. 24 НК РФ). Для налоговых агентов декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Поэтому им нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество. Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.
При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).
По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты – арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):*
- либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
- либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.
Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.*
Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).
Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.*
Из р екомендаци и « Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС »
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Ситуация: нужно ли сдать нулевую декларацию по НДС налоговому агенту, если в течение квартала у организации не было операций по удержанию налога. Организация не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим)
Нет, не нужно.
В отличие от статьи 23, статья 24 Налогового кодекса РФ не обязывает налоговых агентов подавать нулевые налоговые декларации. Для них декларации не являются письменным заявлением о полученных доходах. Налоговым агентам нужно составлять отчетность лишь по тем операциям, в результате которых они должны удержать с контрагента ту или иную сумму налога и перечислить ее в бюджет. Такой порядок следует из абзаца 5 пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса РФ.*
Кроме того, раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» нужно сдавать в инспекцию только при совершении операций, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ (абз. 9 п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н).
Внимание: несвоевременная подача декларации по НДС является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность
Налоговая ответственность за несвоевременное представление деклараций установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. С 1 января 2014 года из текста этой статьи исключена категория «налогоплательщик» (п. 13 ст. 10 Закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ). Поэтому в настоящее время налоговая инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать декларации по НДС, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. В том числе и налогового агента, который не является плательщиком НДС.
Кроме того, за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде предупреждения или штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
Из р екомендаци и « Как составить и сдать декларацию по НДС налоговому агенту, не являющемуся плательщиком НДС »
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
02.07.2014 г.
С уважением,
Мария Мачайкина, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».