В рамках проекта «Сельское хозяйство» государство выделяет средства из бюджета для компенсации затрат организаций на приобретение удобрений, ГСМ, сельхозтехники. После того как предприятие получает деньги, налоговые инспекторы требуют восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Давайте разберемся, насколько это правомерно, анализируя судебную и арбитражную практику по данному вопросу.
За восстановление НДС...
...выступал Конституционный суд РФ в Определении от 8 апреля 2004 г. № 169-О. По мнению судей, уплата НДС за счет субсидии, полученной из бюджета, не является реальной затратой налогоплательщика. Следовательно, у него отсутствует право на применение вычета таких сумм НДС.
Обратите внимание: независимо от того, что с момента опубликования Определения № 169-О порядок принятия к вычету НДС изменился, инспекторы продолжают оперировать им в своих спорах с предприятиями.
Против восстановления НДС...
...выступают региональные арбитражные суды. Примером тому являются постановления ФАС: Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. № А66-5437/04, Центрального округа от 12 апреля 2004 г. № А48-4412/03-18 и др.
В рассматриваемых спорах налогоплательщики аргументируют свою позицию следующим образом. Нормы главы 21 Налогового кодекса РФ не содержат ограничения для применения налоговых вычетов при компенсации затрат предприятий бюджетными средствами. К тому же на момент принятия к вычету НДС предприятия выполняют все необходимые для этого требования, перечисленные в статье 172 Налогового кодекса РФ. В том числе и условие, на которое ссылаются налоговые инспекторы, – приобретают технику, сырье и материалы за свой счет.
Кроме того, в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ указан закрытый перечень случаев, когда предприятие должно восстановить НДС к уплате в бюджет.
Перечислим их:
– дальнейшее использование товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав, для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
– передача имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
– переход налогоплательщика на спецрежимы налогообложения.
Мы видим, что требование восстановить налог на добавленную стоимость при получении компенсации затрат из бюджета в кодексе не предусмотрено. Следовательно, сельскохозяйственное предприятие может это требование не выполнять.
Как учитывают целевые бюджетные средства
Целевые бюджетные средства отражают в бухучете либо в момент получения уведомления о предоставлении субсидии, либо в момент фактического получения денег, оплаты расходов и т. д. В любом случае их учитывают на счете 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по счету 86 ведут по конкретным назначениям целевых средств и в разрезе источников их поступления.
При отражении этих операций на счетах бухгалтерского учета необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000).
Когда бюджетные средства, выделенные на развитие сельского хозяйства, используются не по целевому назначению, они должны быть возвращены в федеральный бюджет или бюджеты субъектов Российской Федерации.
Выводы
Сельхозпредприятиям, которые не восстанавливают НДС при получении финансирования из бюджета, придется доказывать свою правоту в суде. Им необходимо знать следующее.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ решение Конституционного суда является обязательным для всех правовых органов. Поэтому суды применяют его, но только в отношении недобросовестных налогоплательщиков. Значит, если предприятие таковым не является, и в его действиях отсутствуют признаки причастности к фиктивным сделкам, привлечь к ответственности его не должны. Доказательством тому являются и примеры из арбитражной практики, когда суд принимал решение в пользу налогоплательщика.
В то же время имейте в виду: с выходом постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 понятие недобросовестности устарело. Теперь оно подразумевает получение необоснованной налоговой выгоды, которую определяет совокупность различных признаков. Так, в постановлении № 53 ВАС РФ приводит около 14 признаков необоснованной налоговой выгоды. Но не указывает, сколько их точно нужно для обвинения в уклонении от уплаты налогов.
Например, необоснованную выгоду подтверждает то, что сельхозпредприятие:
– было создано незадолго до получения налогового вычета;
– осуществляет операции не по адресу, указанному в учредительных документах.
В этом случае предприятию придется доказывать экономическую обоснованность понесенных им затрат. И, конечно же, правомерность использования всей суммы денежных средств, полученной из бюджета – если следовать требованиям налоговых органов, 18 процентов от субсидии, выделенной государством, предприятие должно тратить только на уплату налога на добавленную стоимость.
Что же касается налога на прибыль, то относить бюджетные деньги в состав доходов предприятию не нужно. Но и учесть затраты, стоимость которых компенсируется из бюджета, при налогообложении нельзя (см. письмо Минфина России от 14 июля 2005 г. № 03-11-04/1/12).
По мнению автора, данное мнение Минфина России далеко не бесспорно.
Однако, к сожалению, о правомерности его говорить пока рано, так как арбитражная практика по данному вопросу еще не сложилась. Скорее всего это обусловлено тем, что до 2008 года сельскохозяйственные предприятия уплачивают налог на прибыль по ставке 0 процентов.