Какие преимущества у автономных учреждений по сравнению с бюджетными?
К числу преимуществ автономного учреждения с точки зрения самого учреждения относятся:
— получение бюджетного финансирования в форме субсидий;
— утрата статуса получателя бюджетных средств, а следовательно, отсутствие казначейского контроля за расходованием бюджетных ресурсов;
— возможность распоряжаться заработанными средствами (поступлениями от платных услуг) также без постоянного контроля со стороны учредителя, казначейства и финансового органа.
Автономное учреждение вправе получать банковские кредиты, открывать счета в коммерческих банках, получать дивиденды, приобретать акции. Таким образом, появляется больше возможностей для обновления оборудования, мебели, обеспечения своевременного текущего ремонта помещений, повышения заработной платы сотрудникам и др. Как следствие у автономного учреждения есть возможность для повышения качества оказания услуг и соответственно привлечения большего числа потребителей и получения больших сумм платежей за оказание платных услуг.
А что выигрывают собственники и потребители услуг?
Для собственника создание автономного учреждения несет в себе важный плюс. Он состоит в том, что у него нет ответственности по обязательствам такого учреждения, но при этом сохраняется возможность контроля за сохранностью имущества автономного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления и гарантированном сохранении в собственности имущественного комплекса автономного учреждения в части недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Основные преимущества автономного учреждения с точки зрения потребителя — ориентация учреждения на предоставление качественных услуг, на максимально полное удовлетворение потребностей населения в данных услугах.
Каким бюджетным учреждениям выгодно менять статус?
Тем, которые ведут самостоятельную работу в больших объемах. При этом они должны иметь существенные внебюджетные доходы за счет спроса на платные услуги, который в ближайшее время не сократится. Лучше организовать работу в новом статусе получится у бюджетных учреждений, приспособленных к самостоятельной рыночной деятельности и имеющих инициативное руководство и лояльный трудовой коллектив.
Какие сложности могут возникнуть у бюджетного учреждения при смене статуса?
Смена типа бюджетного учреждения на автономное требует изменения подходов к организации работы учреждения. При этом происходит отказ от освоения сметы в пользу зарабатывания финансовых ресурсов путем оказания качественных услуг в требуемых объемах.
Для того чтобы получить максимальное количество плюсов от приобретения нового статуса, автономному учреждению потребуется повернуться лицом к потребителю, заинтересовать его в получении (приобретении) услуг именно у этого учреждения, а не у какого-либо другого.
При этом учредитель также должен быть уверен в необходимости данного учреждения, в том, что его услуги нужны и важны потребителям и могут оплачиваться за счет бюджетных ассигнований.
Автономному учреждению также потребуется выстраивать взаимодействие с кредитными организациями, поставщиками работ и услуг, переходить на другую систему бухгалтерского учета, обеспечивать публичность информации о собственной деятельности, подвергаться ежегодному аудиту.
В то же время необходимо отметить, что перечисленные сложности могут быть преодолены при условии заблаговременного продумывании путей и способов организации работы автономного учреждения, мотивации персонала, привлечения потребителей услуг.
Есть ли статистика? Сколько учреждений уже сменило статус и в каких отраслях?
На сегодняшний день на федеральном уровне такой статистики нет.
Как показывает анализ, реальная реализация закона на федеральном уровне и в большинстве регионов РФ практически не начата. В регионах этот процесс идет неравномерно. Ряд регионов приступил к разработке и принял пакеты нормативных правовых актов по созданию автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений. Наиболее успешный опыт в этом направлении имеется только в республике Татарстан, где разработана вся необходимая региональная документация и в статус автономных учреждений переведены более 30 бюджетных учреждений.
Есть ли у федеральных министерств планы по переводу бюджетных учреждений в автономные?
Официальные планы перевода учреждений социально-культурной сферы в автономные учреждения на федеральном уровне отсутствуют. По нашим данным, федеральные отраслевые министерства пока не приступили к активной работе по практической реализации Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
По информации же отдельных регионов подготовлены планы перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения в 2008 году. В частности, предусматривается перевод бюджетных учреждений в автономные в сфере образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Однако следует отметить, что в соответствии с законодательными нормами условиями создания автономного учреждения путем изменения типа уже являются согласие или инициатива учреждения. Поэтому отсутствие такого согласия является непреодолимым препятствием к созданию автономного учреждения.
Для успешного внедрения законодательства об автономных учреждениях необходимо нормативно-методическое обеспечение его реализации на всех уровнях управления, включая разработку целого ряда нормативных документов федерального уровня.
В настоящее время не все подзаконные нормативные правовые акты, необходимые для функционирования автономных учреждений, приняты на федеральном уровне. Так, в развитие норм Закона «Об автономных учреждениях» пока утверждено лишь четыре постановления Правительства РФ. Поэтому мы ожидаем, что планы по изменению типа федеральных учреждений появятся после того, как все необходимые нормативные акты будут приняты.
Какие субсидии запланированы в федеральном бюджете на 2008 год для автономных учреждений?
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ автономным учреждениям из бюджета будут предоставляться субсидии. Данные субсидии относятся к категории бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг.
При изменении типа учреждения с бюджетного на автономное изменение объема бюджетных ассигнований не предусмотрено.
Это объясняется тем, что в Бюджетном кодексе РФ принцип финансирования как бюджетных, так и автономных учреждений одинаковый — финансовое обеспечение задания учредителя.
Что касается финансирования вновь создаваемых автономных учреждений, то вопрос о включении в бюджет объемов их бюджетных ассигнований может рассматриваться лишь после принятия решений о создании таких учреждений.
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60: особенности
- Просроченная дебиторская задолженность: что это такое, как списать
- Как учитывать кредиторскую задолженность, если кредитор был исключен из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений
- Исполнительный лист: инструкция для бухгалтера
Темы: