В 2003 году законодатели сосредоточатся на налоге на имущество
Стало традицией, что под Новый год российские законодатели принимают сразу несколько законов, часть из которых касается бухгалтерского и налогового учета. Конец прошлого года не стал исключением. Но и после праздников расслабиться не получится – на очереди множество законопроектов.
– Праздники позади, и законодатели возвращаются к своим обязанностям. В работе над утверждением каких законопроектов будет принимать участие Минфин в 2003 году?
– В рамках весенней сессии, до рассмотрения бюджета, должен быть принят целый блок законов – глав Налогового кодекса Российской Федерации, связанных с имущественным налогообложением. Те, что регламентируют начисление налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на наследование.
– Наших читателей прежде всего интересует налог на имущество организаций. Что планируется изменить?
– Несколько позиций. Прежде всего, исключить из объекта налогообложения запасы и «незавершенку» (для предприятий с длительным циклом производства).
– Но сужение объекта налогообложения может привести к серьезным потерям для территориальных и местных бюджетов...
– Верно, и допустить этого мы не можем. Чтобы компенсировать потери, вводится предложение о серьезном уменьшении налоговых льгот. В частности, из категории льготников планируется исключить объекты жилищного и коммунального хозяйства, сельхозпредприятия, МПС, атомщиков. Ведь сегодня из-за льгот при начислении налога на имущество бюджет недополучает примерно 60 процентов. Это совершенно неприлично и ненормально!
– А если сокращение списка льготников не поможет?
– Будем ставить вопрос об увеличении предельной ставки налога на имущество. Она пока обсуждается. Это может быть и 2, и 2,5, и 3 процента. При расчете налоговой базы должна учитываться рыночная стоимость основных фондов, но сегодня реально посчитать ее трудно, так что будет учитываться их остаточная стоимость по данным бухучета (не налогового по главе 25, а именно бухгалтерского!).
– Будет ли введен налог на недвижимость?
– Над законом о налоге на недвижимость законодатели работать пока не будут. Во всяком случае, в ближайшее время. К этой проблеме обратятся скорее всего в 2006–2007 годах.
– Почему такая задержка именно с налогом на недвижимость?
– Нет базы. Для того чтобы ввести отдельный налог, нужно провести оценку недвижимости. Причем сделать ее необходимо грамотно, а с этой задачей сможет справиться только специально образованная структура. Ведь ей предстоит определить именно рыночную цену.
– В общем, в рамках весенней сессии речь пока пойдет только о четырех главах. Когда они могут вступить в силу?
– Если законопроект будет принят, то они вступят в силу с 1 января 2004 года.
– Ваши прогнозы: будут ли в 2003 году приняты поправки к части 1 Налогового кодекса РФ?
– В Думе независимыми депутатами разрабатывается ряд законопроектов, альтернативных правительственным. Поправки предлагаются почти в каждую статью НК РФ. Позиция Минфина по этому вопросу такова – в 2003 году в часть 1 НК поправок не вносить, а сконцентрироваться на принятии оставшихся глав НК РФ. Хотя прекрасно понимаю, что необходимость в изменениях и уточнениях возникает постоянно.
– Когда же, по вашему мнению, все-таки наступит время начать работу над поправками к части 1 НК РФ?
– В 2004 году. Причем обсуждать их нужно вместе с поправками ко второй части (а в них уже есть необходимость). Они должны быть непременно взаимосвязаны.
– А как обстоят дела с главой 25 НК РФ? Ее тоже не будут пока дорабатывать?
– Опыт показывает, что вынесение на обсуждение в Государственной Думе даже мелких локальных проблем, касающихся налога на прибыль, приведет к тому, что депутаты что-то добавят от себя и начнется очередная ревизия главы 25. Поэтому сейчас самым правильным решением было бы установление моратория на внесение поправок во вновь принятые главы Налогового кодекса РФ.
– И как долго, по вашему мнению, должен действовать этот мораторий?
– Хотя бы год или два. Но обсуждение вопроса о ходе налоговой реформы, которое состоялось в конце ноября прошлого года на Совете по предпринимательству, а также в декабре – на заседании правительства, показало, что в 2003 году поправки все же будут вноситься. Причем в первую очередь они коснутся именно главы 25 НК РФ – тех положений, что регулируют правила ведения налогового учета. Но говорить о них подробно пока рано. И кроме того, повторю: позиция Минфина – до 1 января 2004 года никаких поправок!
– Стоит ли ожидать появления рекомендаций Минфина по исчислению налога на прибыль?
– Стоит. Но исходить они будут не от Минфина, а от МНС (правда, при согласовании с Минфином). Министерство РФ по налогам и сборам подготовило новые методические указания, в ближайшее время они станут доступны всем бухгалтерам.
– Как вы оцениваете результаты введения налогового учета?
– Положительно. Правда, их пока нет...
– Что же вы положительно оцениваете?
– Правильна сама идея. Конечно, сейчас говорить о результатах введения налогового учета преждевременно. Но нужно понять одну простую вещь – до недавнего времени налоговое законодательство при определении базы по налогу на прибыль зависело от нормативов бухучета. Минфин менял какие-то позиции, и автоматически менялось налоговое законодательство. Это неправильно – в любой стране налоговое законодательство практически самостоятельно. Можно называть его как угодно: налоговым учетом или «корректировкой бухгалтерского учета для целей исчисления налога на прибыль». Налоговый учет необходим, и от него никто никогда не откажется.
– Но согласитесь, что претензий к налоговому учету немало...
– Проблема в том, что законодатель четко не сказал, как действовать. В результате организация может сама выбрать правила ведения налогового учета.
– И как же выходить из создавшегося положения?
– В МНС уже разрабатываются регистры налогового учета, да и специальные фирмы работают над компьютерными программами, которые призваны облегчить задачу бухгалтеров. Пройдет короткое время, система «обкатается» и вопросов возникать будет уже намного меньше.
Интервью подготовила Лариса ГОРБУНОВА.
Темы: