Как правильно сделать расчет
Итак, новый порядок предписывает перечислять налог тремя равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом. Однако на практике может случиться, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, делится на 3 с остатком. В этом случае округление в большую сторону до целых рублей производится при последнем, третьем, платеже. Такие разъяснения даны в информационном сообщении ФНС России от 17 октября 2008 года, а также опубликованы на официальном сайте налоговой службы www.nalog.ru.
Пример 1
Согласно налоговой декларации, у ООО «Сельхозпродукты» по итогам I квартала 2009 года причитается к уплате в бюджет НДС в сумме 760 000 руб. Разделив эту сумму на 3, получим 253 333,33 руб. Общество перечислит эти деньги в бюджет так:
– не позднее 20 апреля 2009 года – 253 333 руб.;
– не позднее 20 мая 2009 года – 253 333 руб.;
– не позднее 22 июня 2009 года (так как 20 июня 2009 года – это суббота) – 253 334 руб.
Обратите внимание и на такой важный момент: сельхозпредприятие вправе перечислить в бюджет по первому и (или) по второму сроку уплаты сумму НДС в размере большем, чем треть платежа. Нарушением это не является, ведь в подобной ситуации предприятие, по сути, кредитует бюджет.
Пример 2
Воспользуемся условиями примера 1. Но предположим, что 20 апреля 2009 года ООО «Сельхозпродукты» перечислило в бюджет всю сумму НДС, причитающуюся к уплате согласно налоговой декларации за I квартал 2009 года.
В этом случае в мае и июне ничего доплачивать не нужно. А излишне уплаченная сумма налога по первому сроку подлежит зачету в счет уплаты налога по двум следующим срокам.
Однако чтобы подстраховаться в данном случае, по мнению автора, лучше написать в инспекцию соответствующее заявление с просьбой зачесть переплату по НДС в апреле в счет будущих платежей в мае и июне.
Унифицированной формы такого заявления нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Исключения из общего правила
Обратите внимание: новый порядок перечисления в бюджет НДС – тремя равными платежами по итогам квартала – распространяется не на всех налогоплательщиков. В некоторых случаях перечислять налог на добавленную стоимость в бюджет нужно по старым правилам. Что это за случаи, ФНС России разъяснила в письме от 29 октября 2008 г. № ШС-6-3/782@.
Рассмотрим каждый из них подробно.
Когда сельхозпредприятие не является плательщиком НДС
Такое возможно в нескольких случаях. Во-первых, когда организация применяет спецрежим, например «упрощенку» или ЕСХН. Во-вторых, сельхозпредприятие может быть освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса РФ. И наконец, в-третьих, сельскохозяйственной организации не нужно платить налог, если она осуществляет не облагаемые НДС операции согласно статье 149 Налогового кодекса РФ.
Однако если в каком-то из этих случаев сельхозпредприятие выставит покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, эту сумму налога придется перечислить в бюджет. Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ.
При этом новый порядок уплаты налога на этот случай не распространяется – всю сумму налога нужно перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (без рассрочки по месяцам).
Если организация подает уточненную декларацию
Новый порядок перечисления НДС в бюджет в рассрочку действует начиная с уплаты налога за III квартал 2008 года. Следовательно, если сельхозпредприятие подает «уточненку» за III квартал 2008 года или более поздний период, то доплатить НДС также можно в рассрочку. Правда, только по тем срокам уплаты, которые к моменту подачи «уточненки» еще не наступили.
Если же организация уточняет более ранние налоговые периоды, то до подачи «уточненки» доплатить придется не только пени, но и всю сумму налога без рассрочки. Если этого не сделать, сельскохозяйственному предприятию грозит штраф по статье 122 Налогового кодекса РФ.
Пример 3
Бухгалтерия ООО «Сельхозпродукты» в феврале 2009 года обнаружила, что в двух уже поданных декларациях по НДС к уплате в бюджет по ошибке недоначислен налог.
В первом случае из-за ошибки налог недоначислен за II квартал 2008 года. В первоначальной декларации в строке 040 раздела 1 сумма НДС к уплате в бюджет была 600 000 руб., в уточненной декларации – 900 000 руб.
Таким образом, всего по декларации необходимо доплатить
300 000 руб. (900 000 – 600 000).
Предположим, что уточненную декларацию бухгалтерия ООО «Сельхозпродукты» решила подать 12 февраля 2009 года. Следовательно, чтобы избежать штрафа, перед подачей «уточненки» бухгалтерия ООО «Сельхозпродукты» должна перечислить в бюджет не только пени, но и всю недоплаченную сумму налога за II квартал 2008 года – 300 000 руб.
Во втором случае налог недоначислен за IV квартал 2008 года. В первоначальной декларации в строке 040 раздела 1 сумма НДС к уплате в бюджет была 600 000 руб., в уточненной декларации – 900 000 руб. Таким образом, всего по декларации необходимо доплатить 300 000 руб. (900 000 – 600 000).
Предположим, что уточненную декларацию бухгалтерия ООО «Сельхозпродукты» решила подать также 12 февраля 2009 года. При этом 20 января 2009 года организация уже перечислила в бюджет 1/3 налога за IV квартал 2009 года согласно данным первоначальной декларации – 200 000 руб. (600 000 руб. : 3).
А по данным уточненной декларации первый платеж НДС за IV квартал 2008 года должен был составить 300 000 руб. (900 000 руб. : 3). Следовательно, чтобы избежать штрафа, перед подачей «уточненки» бухгалтерия ООО «Сельхозпродукты» должна перечислить в бюджет не только пени, но и неуплаченную часть первой трети платежа за IV квартал 2008 года – 100 000 руб. (300 000 – 200 000). А до 20 февраля и 20 марта 2009 года ООО «Сельхозпродукты» должно будет заплатить оставшиеся два платежа – по 300 000 руб. в общеустановленном порядке.
При исполнении обязанности налогового агента
Российская организация будет налоговым агентом, если приобретает у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в РФ, товары (работы, услуги). Это означает, что из денег, перечисляемых иностранной фирме, российская организация должна удержать НДС и перечислить его в бюджет.
Если в подобной ситуации сельхозорганизация покупает у иностранной фирмы товары, то перечислить в бюджет удержанный НДС в этом случае нужно в обычном порядке, то есть по окончании налогового периода на основании налоговой декларации. На эти суммы рассрочка платежа распространяется.
А вот если российское предприятие приобретает у иностранной фирмы работы или услуги, оказанные на территории России, ситуация иная. Дело в том, что в этом случае оно должно заплатить в бюджет удержанный НДС одновременно с выплатой денежных средств иностранной фирме. Такое правило зафиксировано в пункте 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ. А следовательно, правило о рассрочке на эти суммы НДС не распространяется.
Обратите внимание: есть и другие случаи, когда сельхозпредприятие должно исполнять обязанности налогового агента (например, когда арендует государственное или муниципальное имущество или реализует бесхозное имущество). Во всех этих случаях НДС, как обычно, нужно перечислять в бюджет равными долями с рассрочкой платежа.
Организация импортирует товары из республики Беларусь
Сельхозорганизации, которые ввозят из Республики Беларусь товары белорусского происхождения, права на уплату НДС тремя долями также не имеют. Дело в том, что уплата НДС в данном случае регулируется не Налоговым кодексом РФ, а Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и Республикой Беларусь (приложение к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15 сентября 2004 года).
Никакие изменения в Положение не вносились. Следовательно, перечислить НДС в этом случае нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором ввезенные товары были приняты на учет.
Темы: