Учетная политика учреждения 2016: нефинансовые активы
Учетная политика бюджетного учреждения на 2016 год (образец с приложениями) должна предусматривать порядок оприходования и учета нефинансовых активов. Так, бюджетное учреждение формирует комиссию по поступлению и выбытию активов на постоянной основе, закрепляя этот факт во внутреннем локальном нормативном документе. Это определено пунктом 25 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н ).
Данный документ должен не только описывать порядок принятия на учет и выбытия нефинансовых активов, но и устаналивать требования учредителя о порядке работы с объектами недвижимого и особо ценного движимого имущества. Состав комиссии, а также принципы определения текущей рыночной стоимости имущества (к примеру, при получении его безвозмездно) можно прописать в учетной политике учреждения. Одновременно следует определить полномочия комиссии. Например, на постоянно действующие комиссии возлагаются следующие функции:
- оформление актов приемки-сдачи, достройки (дооборудования, технического перевооружения) и списания объектов нефинансовых активов;
- установление причин списания объектов, возможности их использования и оценка материалов, полученных при разборке объектов;
- определение сроков полезного использования нефинансовых активов, поступивших безвозмездно и после достройки, дооборудования и модернизации.
Обратите внимание: элементы, определяемые в этом разделе учетной политики, будут действовать для всех объектов нефинансовых активов – основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, а также материальных запасов.
Основные средства
Учетная политика учреждения на 2016 год должна предусматривать особенности учета основных средств. Законодательство по бюджетному учету не содержит требований к шифрованию инвентарных номеров, присваиваемых основным средствам. Шифровка по инвентарным номерам – это решение учреждения, которое можно прописать в учетной политике. Так, инвентарные номера можно формировать в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, из 16 разрядов:
- 0 – код источника финансирования,
- 00 – код аналитического счета;
- 000000000 – код по ОКОФ;
- 0000 – порядковый инвентарный номер.
В учетной политике желательно прописать организацию учета основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно. Например, выдача основных средств в эксплуатацию оформляется Накладной на внутреннее перемещение основных средств ( ф. № ОС-2 ) с последующим контролем по материально-ответственным лицам в количественно-стоимостном выражении с использованием забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».
Начисление амортизации в размере 100 процентов стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании. При этом в учетной политике можно определить порядок и сроки списания объектов, по которым начислена 100-процентная амортизация (если такой порядок не определен учредителем).
Нематериальные активы
Нормативными актами, устанавливающими порядок ведения бухгалтерского учета, не определены документы, которые подтверждают обоснованность проведения операций с нематериальными активами.
Для целей бухгалтерского учета в учетной политике учреждения необходимо установить перечень документов, подтверждающих исключительные права на соответствующие объекты нематериальных активов.
Материальные запасы
Списание материальных запасов осуществляется по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (п. 108 Инструкции № 157н). При этом допускается установление разных способов списания в отношении разных групп материальных запасов. Способ списания материальных запасов в обязательном порядке следует закрепить в учетной политике учреждения.
При формировании учетной политики также желательно установить предельные сроки использования выданных доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отчетности по ним.
Учетная политика бюджетного учрежения 2016: финансовые активы
Далее рассмотрим, какие нормы нужно закрепить в учетной политике относительно учета финансовых активов.
Касса учреждения
Учреждения самостоятельно устанавливают лимит остатка наличных денег в кассе. Учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий в течение срока, установленного руководителем учреждения, но не свыше пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке. Все сверхлимитные наличные деньги учреждения обязаны сдавать в банк.
Если учреждение не установит лимит остатка наличных денежных средств, он считается нулевым, а вся не сданная в банк наличность – сверхлимитной.
Нужно отметить, что к данному разделу необходимо предусмотреть ряд дополнительных приказов (распоряжений), касающихся внутренних учетных процедур, или Положение о кассовых операциях учреждения, в том числе определить:
1) лимит кассы;
2) порядок хранения денежных средств и денежных документов в кассе;
3) как будут проводиться наличные денежные расчеты с юридическими и физическими лицами с применением:
- контрольно-кассовой техники;
- бланков строгой отчетности (тогда нужно утвердить перечень применяемых бланков).
Кроме этого необходимо прописать порядок учета и оценки бланков строгой отчетности на забалансовом счете 03 (согласно п. 377 Инструкции № 157н).
Подотчетные суммы
Выдача средств на хозяйственные нужды и расходы на представительские мероприятия производятся лицам, заключившим с администрацией учреждения договор о полной индивидуальной материальной ответственности, при условии ознакомления подотчетных лиц с Положением о выдаче наличных денежных средств и бланков строгой отчетности под отчет и представления ими отчетности.
Напомним, что подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня истечения срока, на который выданы деньги, или со дня выхода на работу, предъявить авансовый отчет с подтверждающими документами.
Довольно распространено установление сроков, на которые могут выдаваться наличные деньги под отчет, однако учреждению не следует забывать, что такой срок обязательно должен быть указан руководителем бюджетного учреждения на письменном заявлении подотчетного лица.
А при формировании учетной политики необходимо установить следующее:
1) командировочные расходы производятся в размере и на условиях, определенных в Положении о служебных командировках, при этом необходимо определить суммы возмещений, осуществляемых за счет средств субсидии на выполнение государственного задания и за счет собственных доходов учреждения;
2) перечень лиц, работа которых носит разъездной характер;
3) перечень лиц, имеющих право на получение наличных денежных средств под отчет, при этом денежные средства под отчет выдавать указанным в нем сотрудникам учреждения, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам;
4) срок для сдачи подотчетными лицами авансовых отчетов об израсходованных суммах со дня:
- прибытия командированного сотрудника;
- приобретения материальных ценностей;
5) сумму денежных средств, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы.
Задолженность
В учетной политике учреждения рекомендуем прописать порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также порядок списания задолженности, невостребованной кредиторами, и срок ее учета на забалансовом счете 20.
Доходы и расходы
Следует закрепить в учетной политике даты признания отдельных видов доходов по методу начисления.
1. Датой получения дохода при методе начисления является:
- дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг) для доходов в виде реализованного имущества (работ, услуг), по иным аналогичным доходам;
- дата поступления денежных средств на казначейский счет (на расчетный счет или в кассу) бюджетного учреждения для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств, в виде иных аналогичных доходов.
2. Дата осуществления расчетов определяется в соответствии с заключенными договорами или документами, служащими основанием для расчетов, либо это последний день отчетного (налогового) периода для доходов:
- от сдачи имущества в аренду;
- в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности;
- в виде иных аналогичных доходов.
3. По дате признания должником либо дате вступления в законную силу решения суда признаются доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба).
4. Последний день отчетного (налогового) периода является датой признания по доходам:
- в виде сумм восстановленных резервов;
- от доверительного управления имуществом;
- иным аналогичным доходам.
Доходы и расходы будущих периодов
Если в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения предусмотрено получение доходов в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (например, доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам), необходимо предусмотреть использование счета 401 40 «Доходы будущих периодов», перечень таких доходов и порядок их распределения между смежными отчетными периодами (п. 301 Инструкции № 157н).
Пунктом 302 Инструкции № 157н предусмотрено использование счета 401 50 «Расходы будущих периодов», на котором отражаются расходы, связанные с:
- добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников;
- приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами;
- иными аналогичными затратами.
Конкретный перечень расходов будущих периодов, а также порядок их списания должны быть определены учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
Учетная политика бюджетного учрежения на 2016 год: санкционирование расходов
Инструкцией № 157н не установлен конкретный порядок учета принятия обязательств. Таким образом, в учетной политике необходимо указать конкретные даты принятия обязательств по разным хозяйственным операциям. Например:
- по заключенным договорам на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг бюджетные обязательства принимаются к учету при поступлении договорной документации в бухгалтерию, в момент подписания руководителем счета к оплате;
- при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат бюджетные обязательства принимаются к учету по дате утверждения документа о начислении (расчетные ведомости, расчетные листы, приказы и т. д.) в размере сумм, начисленных в пользу работников;
- при начислении страховых взносов обязательства принимаются к учету ежемесячно на дату подписания руководителем заявки на кассовый расход;
- при расчетах с подотчетными лицами бюджетные обязательства принимаются к учету на основании утвержденных руководителем учреждения письменных заявлений получателя аванса с дальнейшей корректировкой на суммы произведенных расходов по принятому и утвержденному руководителем авансовому отчету.
А. Опальский,
эксперт по бюджетному учету
- Статьи по теме:
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Учетная политика на 2024 год: скачать образцы для ОСНО и УСН
- Оборотно-сальдовая ведомость по счету 60: особенности
- Просроченная дебиторская задолженность: что это такое, как списать
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008