Какую норму выбрать
Для ряда товаров (работ и услуг), а также для некоторых категорий граждан государство устанавливает регулируемые цены в целях поддержки социально незащищенных групп населения. То есть получается, что продавец должен продавать товар определенному кругу лиц по более низкой цене по сравнению с ценой, по которой он реализует тот же товар обычным покупателям.
В качестве примера можно привести организации жилищно-коммунального хозяйства - ЖКХ, реализующие коммунальные услуги населению, предприятия общественного транспорта, оказывающие услуги по перевозке отдельным категориям граждан по льготным (сниженным) ценам, аптеки и др.
Безусловно, это не выгодно компаниям и добровольно на такую благотворительность не согласится ни одна коммерческая организация (о разовых акциях мы не говорим). Государство решает данную проблему тем, что субсидирует из бюджета имеющие место потери.
Но если с финансированием в данном вопросе все более или менее ясно, то вот вопрос начисления НДС в такой ситуации тревожит многих бухгалтеров. Ведь с одной стороны, в Налоговом кодексе РФ есть специально установленная норма - в пункте 2 статьи 154 НК РФ. В ней сказано, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий при определении налоговой базы не учитываются.
С другой стороны существует и другая норма. В подпункте 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ установлено, что налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 настоящего кодекса, увеличивается на суммы, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Разъяснения Минфина
Финансисты, не вдаваясь в подробности, дали благоприятный для налогоплательщиков ответ - руководствоваться следует пунктом 2 статьи 154 НК РФ, поскольку в нем установлен особый порядок.
Однако считаем необходимым обратить внимание организаций на тот факт, что все тот же Минфин России разделяет предоставляемые субсидии на две различные категории.
Так, по мнению финансового ведомства, денежные средства в виде субсидий, получаемые из федерального и местного бюджетов на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку они не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). При этом чиновники предупреждают, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость вычету не подлежат, так как принятие к вычету (возмещению) налога, оплаченного за счет указанных средств, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
Если же субсидии получены организацией в качестве оплаты реализуемых этой организацией товаров (работ, услуг), то они, как указывают специалисты Минфина России, в соответствии с вышеуказанным подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) производственного назначения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
Такая позиция отражена в письмах Минфина России от 08.02.13 № 03-07-11/3144, от 01.02.13 № 03-07-11/2142, от 22.01.13 № 03-07-11/09, от 09.06.11 № 03-03-06/1/337.
Есть и письма, касающиеся разъяснения отдельных нюансов.
Например, в письме Минфина России от 17.08.11 № 03-07-11/227 речь идет о налогообложении НДС услуг автотранспортной организации по перевозке льготных категорий граждан автомобильным транспортом междугородного внутриобластного сообщения, в случае если между министерством труда и социального развития области и автотранспортной организацией заключен контракт, согласно которому организации возмещается стоимость указанных услуг по перевозке исходя из установленных на них тарифов. И Минфин России говорит конкретно, что по его мнению, указанные денежные средства являются оплатой услуг по перевозке льготных категорий граждан, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В другом письме Минфина России от 04.06.10 № 03-07-11/240 организация задала вопрос о применении НДС в отношении получаемых торговыми организациями субсидий, выделяемых из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации новых автотранспортных средств российского производства со скидкой. А также на возмещение затрат, возникших в связи с оплатой приобретаемых услуг по перевозке на пункты утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей в рамках эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.
Финансисты ответили, что получаемые торговыми организациями субсидии, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автомобилей российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. Поэтому указанные субсидии включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Мнение судей
Но суды точку зрения чиновников по поводу разделения субсидий и, в частности необходимости налогообложения убытков, возмещаемых организации из бюджета, не разделяют.
Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе только в двух случаях:
1) в целях возмещение затрат;
2) в целях возмещения недополученных доходов.
Арбитры ссылаются на то, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), для целей налогообложения, согласно пункту 13 статьи 40 НК РФ, принимаются указанные цены (тарифы). И на то, что в соответствии с имеющейся специальной нормой - пунктом 2 статьи 154 НК РФ налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из фактических цен их реализации (то есть из льготных цен), без включения в нее субсидий. Следовательно, средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически понесенных расходов (убытков), связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не подлежат учету при исчислении НДС.
Судьи указывают, что перечисляемые налогоплательщику денежные средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги), поскольку средства бюджета выделялись налогоплательщику не в качестве финансовой помощи или в ином качестве, упомянутом в подпункте 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. А в качестве компенсации его расходов в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством. Поэтому у организации не возникает обязанности включать полученные из бюджета денежные средства в налогооблагаемую базу по НДС. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Уральского округа от 13.12.12 № Ф09-12055/12.
Аналогичного подхода придерживаются и другие суды, отмечая, что субсидии не являются объектом налогообложения (см. постановления ФАС Уральского округа от 18.09.12 № Ф09-8226/2012, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.12 № А22-933/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 18.10.11 № А27-17052/2010, ФАС Центрального округа от 24.02.11 № А35-12728/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 31.08.10 № А29-12051/2009 и др).
Екатерина Чиркова,
ведущий юрисконсульт Департамента налоговой политики ОАО «МЕЧЕЛ»
Темы: