От общих норм кодекса…
С 1 января 2014 года, руководствуясь нормами пункта 2 статьи 372 НК РФ, субъекты РФ своими законами могут устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. Налоговая база в отношении таких объектов может рассчитываться как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ закон субъекта РФ, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, может быть принят только после того, как субъект утвердит результаты определения кадастровой стоимости недвижимости.
А с какого именно имущества исчисляется налог с кадастровой стоимости?
Перечень такого имущества приведен в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ.
К нему, в частности, отнесены:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены в подпунктах 3 – 5 статьи 378.2 НК РФ.
…к конкретным спискам
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года) должен определить на этот год конкретный перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (далее – Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения).
После этого орган исполнительной власти субъекта направляет данный список в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, размещает его на своем официальном сайте в Интернете.
Таким образом, особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества применяются только к объектам, включенным в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Иными словами, это означает, что самому налогоплательщику, в собственности которого находятся какие-либо объекты недвижимости, не нужно оценивать их соответствие признакам особых объектов, а нужно только сравнить, нет ли объекта в списке, составленном исполнительным органом власти субъекта РФ, на территории которого расположен объект недвижимости.
Так, в Москве перечень объектов недвижимого имущества на 2014 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определен постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.13 № 772-пп.
Можно возразить
Если налогоплательщик не согласен с включением соответствующего объекта недвижимого имущества в список, он имеет право возразить.
В пункте 2 постановления Правительства г. Москвы № 772-пп указано, что заинтересованные лица в случае несогласия с включением и/или невключением объекта в список в срок до 18 декабря 2013 года вправе обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с заявлением о проведении проверки соответствия фактического использования здания (строения, сооружения) и вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение).
Результаты проверки направляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в Департамент городского имущества города Москвы, который по результатам их рассмотрения в случае подтверждения фактов несоответствия фактического использования здания (строения, сооружения) и вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение), подготавливает проект постановления Правительства Москвы о внесении соответствующих изменений в настоящее постановление. А в случаях, установленных законодательством, принимает решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится здание (строение, сооружение).
Если предприятие пропустило такой срок, оговоренный в нормативном документе исполнительной власти соответствующего субъекта, или в данном документе вообще не прописана процедура обжалования результатов включения объектов в список особых объектов, это вовсе не означает, что оно лишается такого права. В таком случае налогоплательщик или любое другое заинтересованное лицо вправе обратиться с соответствующим заявлением напрямую в суд.
Отметим, что для такого обращения не важно, обращалось ли это лицо в соответствующие государственные органы до этого с выражением своего несогласия или нет.
Сергей Рюмин,
управляющий партнер ООО «КАФ «ИНВЕСТАУДИТТРАСТ»»
Темы: