Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ был призван снизить документооборот по НДС. Что же получилось в итоге?
Место реализации услуг в туризме
Первой поправкой Закона № 238-ФЗ стало внесение корректив в статью 148 «Место реализации работ (услуг)» Налогового кодекса РФ.
Так, если покупатель работ (услуг) ведет деятельность на территории РФ, то данная территория признается местом их реализации (подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). Однако эта норма применяется только к ряду услуг. В частности, при:
1) передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
2) оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
3) оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР;
4) предоставлении персонала, если он работает по месту деятельности покупателя;
5) сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
6) оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника организацию или физлицо для оказания вышеперечисленных услуг.
Изначально поправкой в статью 148 Налогового кодекса РФ хотели уточнить порядок определения места реализации работ (услуг). Речь шла о случае, когда работы (услуги) оказываются на территории иностранного государства филиалом российской организации, состоящим на учете в налоговом органе этого государства. В целях исключения двойного налогообложения таких операций предполагалось, что с 1 октября 2014 года территория России не будет признаваться местом их реализации. Однако в Закон № 238-ФЗ пошла иная правка.
Согласно изменениям, местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае его фактического присутствия на ее территории на основе госрегистрации организации или ИП. А при отсутствии регистрации или в отношении филиалов и представительств указанной организации – на основании места:
- указанного в учредительных документах организации;
- управления организации;
- нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа;
- нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через него);
- жительства физического лица.
Это нужно учитывать, определяя и место реализации услуг в туризме.
Налоговая база при сделках с недвижимостью
Следующей поправкой Закон № 238-ФЗ уточняет порядок определения налоговой базы при продаже недвижимости. Коррективы вносятся в пункт 16 статьи 167 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме, день передачи недвижимого имущества покупателю (по передаточному акту или иному документу о передаче) признается моментом определения налоговой базы по НДС. С 1 октября 2014 года день передачи недвижимого имущества покупателю будет признаваться датой отгрузки в целях главы 21 Налогового кодекса РФ. Поправка в пункт 16 статьи 167 Налогового кодекса РФ вносится для исключения неоднозначной трактовки даты отгрузки недвижимости в целях обложения НДС. Отметим, что в этом виде поправка и была предусмотрена законопроектом.
Дело в следующем. По общему правилу момент определения налоговой базы – это более ранняя из дат – день предоплаты или день отгрузки (п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ). Однако согласно действующему правилу (п. 16 ст. 167 Налогового кодекса РФ), момент определения базы по НДС при продаже недвижимого имущества – это день его передачи. И чтобы у продавцов недвижимости не было соблазна не начислять НДС с аванса, внесли данную поправку.
Восстановление НДС с предоплаты
Поправки в статью 170 и пункт 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ направлены на уточнение:
- момента принятия к вычету сумм налога, ранее уплаченных с авансов;
- порядка восстановления сумм налога, ранее принятых к вычету с выданных налогоплательщиком авансов в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) после получения им этих товаров (работ, услуг).
В итоге с 1 октября 2014 года компании смогут принимать к вычету НДС с полученного аванса, который зачтен в оплату по другому договору (п. 6 ст. 172 Налогового кодекса РФ).
Выставление счетов-фактур
Что касается работы со счетами-фактурами, то компании ожидали упрощения порядка их выставления. Однако этого не случилось.
Текст законопроекта, внесенный в Госдуму РФ, предполагал, что счета-фактуры, как при реализации, так и при получении предоплаты, можно выставлять один раз по итогам месяца. Инициаторы проекта предлагали выставлять счета-фактуры не позднее пяти календарных дней после завершения календарного месяца, в котором произошла отгрузка товаров. Это бы позволило продавцам сократить количество счетов-фактур, выставляемых в адрес одного покупателя в течение месяца. Для того чтобы не ущемлять интересы покупателя и не откладывать период возникновения права на вычет на более поздние налоговые периоды, предлагалось внести изменения в статью 172 Налогового кодекса РФ. Поправкой хотели разрешить покупателям предъявлять к вычету суммы НДС начиная с момента приобретения товаров (работ, услуг), не дожидаясь фактического получения счета-фактуры. Все это, согласитесь, облегчило бы документооборот.
Но в текст Закона № 238-ФЗ эти изменения не вошли. Закон № 238-ФЗ вносит поправку в подпункт 1 пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Благодаря ей с 1 октября 2014 года компании могут не выставлять счета-фактуры своим покупателям, которые:
- не являются плательщиками НДС;
- освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Для этого достаточно оформить соответствующее соглашение с покупателем.
Продавцы – плательщики НДС обязаны выставить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, облагаемых данным налогом (п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Внесенная поправка позволяет этого не делать в отношении некоторых покупателей, например, применяющих «упрощенку». Из чего можно сделать вывод, что отгрузки и начисленный с них НДС в отношении таких покупателей не фиксируется ни в журналах учета, ни в книге продаж.
И вот тут возникает вопрос: а надо ли это делать? Попробуем дать на него ответ с позиции продавца и покупателя.
Итак, какие плюсы даст продавцу возможность не выставлять счета-фактуры в адрес отдельных покупателей? Во-первых, вряд ли компании в курсе, какую систему применяет каждый из их покупателей. Поэтому если продавец все-таки решит не выставлять счет-фактуру, ему нужно будет связаться со своими покупателями, выяснить, кому из них не нужны счета-фактуры, оформить с ними соглашение о невыставлении счетов-фактур. Во-вторых, нужно понимать, что от обязанности исчислить НДС продавца никто не освобождал.
Однако ни в Правила ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, ни в Правила ведения книги продаж, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, изменения не были внесены. А согласно пункту 3 Правил ведения книги продаж, в ней регистрируются составленные или выставленные счета-фактуры (в том числе корректировочные) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС.
Вероятно, в ближайшее время в постановление № 1137 и утвержденные им правила внесут изменения. Скорее всего сведения о стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав) и начисленном налоге можно будет вносить из первичного документа (накладной, акта и пр.). Однако, по мнению автора, выставление счета-фактуры не столь трудоемкий процесс, чтобы от него отказываться. А учитывая затраты времени на оформление соглашений с покупателями, он и вовсе утрачивает смысл. Тем более что покупателю это может быть невыгодно.
А чем нововведения обернутся для покупателя?
Казалось бы, что компании, которая не признается плательщиком НДС, счет-фактура не нужен. Однако это не совсем так. Никто не гарантирует, что организация не утратит права на применение спецрежима или на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, применение той же «упрощенки» не исключает, что компании не придется уплачивать НДС. Значит, для получения вычета по налогу может возникнуть необходимость в счетах-фактурах за период, в котором право на спецрежим было утрачено (п. 6 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ). А если компания отказалась от их выставления в свой адрес, возможности принять «входной» налог к вычету у нее не будет.
Правда, некоторые специалисты предлагают в соглашении (договоре) о невыставлении счетов-фактур указать случаи, когда покупатель вправе их затребовать. Например, при утрате права на спецрежим. Однако вопрос в том, насколько это возможно осуществить на практике.
Ведь, во-первых, какой смысл сначала отказываться от счетов-фактур, а потом говорить «но вообще они нам могут пригодиться»? Что мешает определиться в этом вопросе сразу? А во-вторых, чисто технически сложно представить, что продавец сможет выставить счет-фактуру задним числом. Как минимум, это приведет к нарушению нумерации.
Поэтому, по нашему мнению, отказываться от счетов-фактур рискованно. Покупателю целесообразно учитывать и хранить все полученные счета-фактуры – они еще могут понадобиться.
Ведение журнала учета счетов-фактур агентами
Федеральным законом от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ внесены поправки в статьи 145 и 169 Налогового кодекса РФ, исключающие обязанность ведения всеми плательщиками НДС журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур.
В то же время пунктом 5.1 статьи 174 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ) предусмотрена обязанность всех плательщиков НДС (включая налоговых агентов) включать в налоговую декларацию сведения из журнала учета в части посреднической деятельности.
Таким образом, имеет место противоречие. С одной стороны, согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона № 81-ФЗ), плательщики НДС – посредники не будут вести журнал учета. А с другой стороны, в силу пункта 5.1 статьи 174 Налогового кодекса РФ они будут обязаны включать в декларацию по НДС сведения из журнала учета в части посреднической деятельности.
Для исключения указанных противоречий Закон № 238-ФЗ уточнил норму пункта 3.1 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Обязанность ведения журнала учета счетов-фактур в части посреднической деятельности возлагается не только на лиц, не являющихся налогоплательщиками. Также она возлагается на плательщиков НДС, в том числе освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
Е. Воронцова,
аудитор