Создайте систему внутреннего контроля
Усовершенствовать учет и сократить ошибки бухгалтерии – задача отдела внутреннего аудита. Организовать внутренний контроль – обязанность компании. Она прописана в статье 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Внутренние аудиторы проверяют ошибки:
- технические – правильно ли заносят информацию в базу данных;
- методологические – верно ли бухгалтеры разносят операции по бухгалтерским счетам, по видам доходов и расходов.
Функции и обязанности сотрудников, которые отвечают за внутренний контроль, пропишите в их должностных инструкциях и в отдельном положении. Положение можете составить по образцу и утвердить у руководителя организации.
Организовать работу отдела внутреннего аудита можно одним из двух способов.
Первый способ. Одна группа аудиторов собирает информацию по всей компании, а другая анализирует и оформляет результаты. Например, в организации пять филиалов и задача – проверить налог на прибыль по компании в целом. Тогда информацию по всем филиалам собирает одна группа аудиторов и передает ее другой, которая проверяет налог на прибыль во всех филиалах. Преимущество этого способа: у каждого аудитора своя специализация. Минус: такая организация работы не позволит вникнуть в специфику бизнес-процессов отдельного филиала.
Второй способ. Собирает и анализирует информацию один и тот же сотрудник, он же оформляет результаты. Например, у организации пять филиалов. Для каждого филиала – свой внутренний аудитор. Каждый проверяет все налоги по своему подразделению. Преимущество: аудитор рассматривает весь филиал, а не отдельный процесс. А значит, может вникнуть в бизнес-процессы и изучить не только финансовые вопросы, но и организационные. Минус: когда проверку ведет один универсальный специалист, выше риск пропустить ошибку.
Организуйте документооборот
Определите, какой путь проходит информация с того момента, когда она возникает, и до отражения в учете. Обратите внимание на проблемные участки и справочники автоматизированной системы, например «1С». Добейтесь, чтобы первичку в бухгалтерию приносили вовремя.
Подробнее читайте рекомендацию Как организовать и упростить документооборот в крупной компании.
Чаще инвентаризируйте имущество
Повысить достоверность отчетности можно с помощью инвентаризации. Она позволяет получить правильную информацию об активах, их состоянии и стоимости. Сверьте фактические данные с регистрами и отразите в учете излишки и недостачи. Например, если обнаружили, что основного средства нет или оно физически или морально устарело, это нужно отразить в отчетности. Для инвентаризации в крупной компании есть свои особенности. Подробно читайте в рекомендации.
Еще больше советов, как повысить достоверность отчетности крупной компании, читайте в рекомендации.
- Статьи по теме:
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению
- Как заполнить форму 1-конъюнктура (опт) в статистику в 2024 году
- Форма ПМ-торг: инструкция по заполнению и сроки сдачи
- Отчет ПМ в статистику: образец заполнения, сроки сдачи в 2024 году
- Таможенная статистика: что это такое, виды
Темы: