Действия налоговой инспекции неправомерны. В Налоговом кодексе РФ отсутствует указание, согласно которому требовалось бы составлять уведомление исключительно по форме, утвержденной ФНС России. А значит, о смене объекта налогообложения разрешено сообщать произвольно – налоговая инспекция обязана принять любой документ, который позволяет идентифицировать налогоплательщика и его волеизъявление.
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия, то организация может обжаловать ее действия:
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов)
Смена объекта налогообложения
Выбранный объект налогообложения налогоплательщик вправе менять ежегодно с начала очередного налогового периода. Для этого до 31 декабря года, предшествующего смене объекта налогообложения, в налоговую инспекцию нужно подать соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.*
Если коммерческая организация, которая платит единый налог с доходов, в течение года становится участником договора простого товарищества (доверительного управления имуществом), она теряет право на применение упрощенки. Это объясняется тем, что участники таких договоров могут применять упрощенку только с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ). А поскольку в течение налогового периода сменить объект налогообложения нельзя, организации придется отказаться от спецрежима с начала того квартала, в котором ею был заключен договор простого товарищества (доверительного управления имуществом). Такой порядок следует из положений пункта 4 статьи 346.13, пункта 2 и пункта 3 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 03-11-11/311.
Объект налогообложения могут изменить и налогоплательщики, которые уже уведомили налоговую инспекцию о переходе на упрощенку, но фактически еще не начали применять спецрежим. Для этого в срок до 31 декабря года, предшествующего переходу на упрощенку, подайте в инспекцию соответствующее уведомление. Рекомендуемая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Такой вывод следует из совокупности норм пункта 1 статьи 346.13 и пункта 2 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Ситуация: должна ли налоговая инспекция уведомить организацию (автономное учреждение) о том, что согласна на смену объекта налогообложения при упрощенке
Нет, не должна.
Приказом ФНС России от 5 октября 2010 г. № ММВ-7-10/478 утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Этот документ содержит перечень всех услуг и процедур, которые обязаны выполнять налоговые инспекции при работе с гражданами и организациями. Процедура уведомления организации о согласии на смену объекта налогообложения в этот перечень не входит.*
Из рекомендации « Как выбрать объект налогообложения по упрощенке (доходы или доходы за вычетом расходов) »
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Обжалование действий инспекции
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):*
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.
Однако перед тем, как обратиться в суд, действия (бездействие) налоговой инспекции нужно попытаться обжаловать в региональном налоговом управлении. Раньше такой порядок был предусмотрен только для обжалования решений, принятых по результатам налоговых проверок. С 1 января 2014 года любые решения налоговых инспекций могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Если организация обжалует действия (бездействие) налоговых органов в ФНС России, отслеживать принятое решение можно на официальном сайте налоговой службы в специальном разделе «Решения по жалобам». Информация о жалобе будет отражаться в виде решения ФНС России (кроме сведений, доступ к которым ограничен законодательством).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.*
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2 статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.*
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
- отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.
В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).
Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009.
Из рекомендации « Какие права и обязанности есть у налоговых органов »
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
5. Статья: Когда объект налогообложения лучше сменить
Л.А. Масленникова, эксперт журнала «Упрощенка», кандидат экономических наук
Заявляем новый объект: «процедурные» вопросы
Предположим, с 2011 года решено менять объект налогообложения. Что ж, нужно заполнить уведомление и успеть подать его в налоговую инспекцию не позднее 20 декабря 2010 года. Разберемся, по какой форме такое уведомление составляется.
Подходящая случаю утверждена (в приказе также уточняется, что ее можно в том числе представлять в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи). Обратите внимание: в НК РФ отсутствует указание, согласно которому требовалось бы составлять уведомление исключительно по форме, утвержденной ФНС России. А значит, о смене объекта налогообложения разрешено сообщать произвольно – налоговая инспекция обязана принять любой документ, который позволяет идентифицировать налогоплательщика и его волеизъявление.* Хотя заполнить совсем несложно.
Журнал «Упрощенка» № 11, Ноябрь 2010