О создании нового юридического лица в обязательном порядке следует уведомить налоговую инспекцию (о создании некоммерческой организации уведомляется Министерство Юстиции РФ).
Регистрация производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Более детально процедура проведения государственной регистрации прописана в Административном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).
В налоговую инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа, необходимо представить следующие документы (ст. 12 Закона о государственной регистрации):
Также могут потребоваться:
Отдельные виды деятельности организация может вести только после того, как о начале их осуществления уведомит уполномоченный государственный орган. В зависимости от вида деятельности различаются уполномоченные органы, в которые потребуется обратиться.
Уведомление нужно составить по утвержденной форме и подать в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа.
Такие требования установлены в статье 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584«Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
При этом муниципальные органы власти вправе устанавливать дополнительные обязанности по получению разрешения для осуществления некоторых видов деятельности (в соответствии с законодательными актами муниципального образования).
Так, например, разрешение у муниципальных властей может потребоваться получать для торговой деятельности. Для этого следует обратиться с заявлением в районный или городской отдел потребительского рынка. В заявке изложить просьбу об открытии, указать желаемое месторасположение, ассортимент товаров, вместимость, необходимое оборудование. Подать заявку нужно не позже, чем за два месяца до предполагаемого открытия, сроки рассмотрения заявления зависят от многих факторов, и не исключено, что потребуется внести коррективы в план.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Организациям (взаимодействующим с населением), потребуется получить уведомление от СЭС (представляет из себя заключение проведенной экспертизы о том, что помещение для приема посетителей (покупателей) соответствует санитарным нормам и правилам для данной определенной деятельности, соответственно, о начале деятельности потребуется уведомлять Роспотребнадзор.
Нужно также получить заключение МЧС о том, что помещение соответствует пожарной безопасности. Это заключение требует изготовления пожарной инструкции, планов эвакуации, размещение огнетушителей в определенных местах, создание звукового оповещения о пожаре, установка спецсветильников и многого другого, а так же заключения договора на пожарную сигнализацию и т.п. Соответственно, потребуется также уведомить МЧС о начале деятельности.
Обоснование
Из рекомендации Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист»
Екатерины Никоновой, исполнительного директора ООО «Абсолют Факторинг»
Как создать ООО
Регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО) производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Более детально процедура проведения государственной регистрации прописана вАдминистративном регламенте предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденном приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н (далее – Административный регламент).
В налоговую инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа, необходимо представить следующие документы (ст. 12 Закона о государственной регистрации):
- заявление о государственной регистрации;
- решение о создании организации;
- устав;
-
документ об уплате государственной пошлины (фактически можно не представлять).
- Договор об учреждении организации (в зависимости от формы создаваемого юридического лица);
-
Документы, подтверждающие юридический адрес создаваемого ООО
- Предварительный договор аренды
- Гарантийное письмо
- Копия свидетельства о регистрации права собственности собственника на помещения
- Акт приема-передачи имущества в уставный капитал и оценки такого имущества
- Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (если новая организация планирует применять УСН).
- заявление о государственной регистрации;
- решение о создании ООО;
- устав ООО;
- документ об уплате государственной пошлины (фактически можно не представлять).
*
Нужно ли представлять какие-либо дополнительные документы, если в числе учредителей ООО есть иностранное юридическое лицо
Да, нужно.
Такими документами могут быть выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица (подп. «г» ст. 12 Закона о государственной регистрации).
Кроме того, перед тем как подать документы на регистрацию, нужно будет обязательно уточнить в инспекции: достаточно ли имеющихся документов и правильно ли они оформлены.
Наконец, имеет смысл все документы, связанные с иностранной компанией, оформить сразу в нескольких экземплярах. Необходимые экземпляры представляются на регистрацию, а дополнительные остаются на тот случай, если будет вынесено решение об отказе в регистрации и документы придется подавать повторно. Иначе при повторном сборе документов может возникнуть необходимость ехать за ними за границу, поскольку в случае вынесения решения об отказе документы, представленные на регистрацию, не возвращаются заявителю.
Этот перечень исчерпывающий и налоговая инспекция не вправе требовать представления других документов (п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации). В случае создания ООО в результате реорганизации необходимо соблюдать особый порядок и требования. Подробнее об этом см. Как провести присоединение ООО, Как провести слияние ООО, Как провести разделение ООО, Как провести выделение ООО.
Более того, налоговая инспекция не вправе проверять форму и содержание представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) на предмет соответствия законодательству (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Однако на практике нередко бывает недостаточно указанных документов, в связи с этим рекомендуется подавать дополнительные документы.
Заявление о государственной регистрации
Чтобы зарегистрировать ООО, нужно оформить и подать заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме № Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Этим же приказом утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, которые нужно соблюдать, заполняя заявление.
Описки и неточности в заявлении – одна из самых распространенных причин отказа в государственной регистрации.
При заполнении заявления нужно быть предельно внимательным и проверить его несколько раз – как на соответствие данным, указанным в других документах, так и на соответствие требованиям к его заполнению.
Подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Это не потребуется, если:
- заявитель подаст документы лично и представит паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);
- документы будут поданы в электронной форме и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.
Такие правила установлены в пункте 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации.*
Решение о создании ООО
При создании ООО учредителю (учредителям) нужно принять ряд обязательных решений(включая решение о создании ООО) и оформить их надлежащим образом (ст. 11 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).
Если ООО создается единственным учредителем – решение оформляется в виде решения единственного учредителя о создании ООО.
Если учредителей несколько – решение оформляется протоколом общего собрания учредителей ООО.*
Внимание! Если решение принимают несколько учредителей, то обязательно нужно провести голосование и оформить его результаты. Иначе инспекция может отказать в регистрации.
Если решение принимается несколькими учредителями, то в решении должны быть отражены результаты голосования учредителей (п. 2 ст. 11 Закона об ООО).
При этом единогласно должны быть приняты решения по следующим вопросам (п. 3 ст. 11 Закона об ООО):
- учреждение ООО;
- утверждение устава;
- утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале ООО.
Большинством не менее 3/4 голосов от общего числа голосов учредителей должны быть приняты решения по следующим вопросам:
- избрание органов управления ООО;
- образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества;
- утверждение аудитора общества.
В том случае, если к моменту принятия решения по указанным вопросам размер доли каждого из учредителей не определен, каждый учредитель при голосовании имеет один голос (п. 4 ст. 11 Закона об ООО).
Совет
Если ООО учреждают несколько учредителей, перед подачей документов на регистрацию обязательно нужно уточнить в соответствующей налоговой инспекции, достаточно ли будет для регистрации представить только решение о создании ООО без договора о его учреждении.
Обычно консультациям уполномоченных сотрудников инспекции можно доверять. Но нужно учитывать, что такой неофициальный ответ будет иметь лишь информативное значение и в случае отказа в регистрации ссылаться на него будет бесполезно.
Устав ООО
Устав – единственный учредительный документ ООО.
На государственную регистрацию устав представляется в двух экземплярах, такое требование установлено в статье 12 Закона о государственной регистрации. Один экземпляр остается у налоговых органов в регистрационном деле, а второй выдается заявителю с необходимыми отметками налоговой инспекции.
Устав ООО должен содержать сведения, предусмотренные Законом об ООО (ст. 12 Закона об ООО).*
Совет
Перед подачей документов на регистрацию нужно обязательно уточнить в соответствующей налоговой инспекции, сколько экземпляров устава нужно подавать в подлиннике, а сколько – в копиях.
Руководство инспекции может установить требование представлять вместо второго подлинника устава его копию. В случае неисполнения такого требования документы могут не принять на регистрацию либо могут вынести решение об отказе в государственной регистрации. Такое требование руководства инспекции обычно нигде не публикуется и узнать о нем можно только у сотрудников инспекции.
Подобные требования налоговых органов незаконны, однако оспаривание решения об отказе в регистрации может занять месяц и больше.
Документ об уплате государственной пошлины
За регистрацию юридического лица придется уплатить госпошлину в размере 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Реквизиты для уплаты можно узнать в соответствующей налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС России.
Плательщиком будет выступать лицо, уполномоченное учредителями в решении о создании ООО на проведение госрегистрации (либо единственный учредитель). Налоговое законодательство устанавливает, что плательщиками признаются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий.
Пошлину уплачивают по месту совершения юридически значимого действия. Уплату можно произвести в наличной или безналичной форме.
При этом подтверждающий документ в инспекцию можно не представлять. На это указывает Минфин России в пункте 46.1 Административного регламента. В таком случае налоговая служба может запросить информацию об уплате пошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Это положение основано на пункте 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Таким образом, если не представить документ об уплате пошлины, это не станет основанием для отказа в регистрации (п. 18, 46.1, 47, 50 Административного регламента).
При желании факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме можно подтвердить платежным поручением с отметкой банка о его исполнении; в наличной форме – квитанцией установленной формы, выдаваемой банком (ст. 333.18 НК РФ).
Некорректное указание основания платежа или плательщика может стать причиной отказа в регистрации.
Особое внимание нужно уделить указанию платежных реквизитов. В частности, неверное указание кода КБК свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанности по уплате пошлины и становится основанием для отказа в регистрации.
По вопросу оплаты госпошлины и оформления платежных документов сложилась противоречивая судебная практика. Чтобы не возникало споров, в платежном документе нужно указать, что государственная пошлина уплачивается за регистрацию конкретного ООО при создании.
Из рекомендации Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист», Константина Забоева, председателя 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук
Какие документы могут потребоваться для регистрации ООО
На практике бывает недостаточно документов, представление которых является обязательным в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Несмотря на то что перечень документов является закрытым (ст. 9 и 12 Закона о государственной регистрации), налоговые органы могут отказать в регистрации по причине отсутствия дополнительных документов.
Особо следует отметить, что при подаче документов на регистрацию сотрудник налоговой инспекции может не потребовать представить дополнительные документы, однако через установленный срок инспекция вынесет решение об отказе. Поскольку отсутствие документов, не предусмотренных законом, не может являться основанием для отказа в регистрации, в качестве такого основания в своем решении инспекция обычно указывает на отсутствие какого-либо обязательного документа.
Зачастую отказ налоговых органов можно оспорить, настаивая хотя бы на том, что все документы были представлены и это подтверждается соответствующей распиской. Однако этот процесс может занять месяц и больше. В связи с этим заявители идут на уступки, подчиняясь требованиям налоговых органов и оформляя дополнительные документы.
Если заявитель все же решит оспаривать решение налоговых органов, то нужно ссылаться не только на статьи Закона о государственной регистрации, но и на положения Административного регламентапредоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н). В частности, в пункте 18 указанного регламента продублирован исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации.*
Договор об учреждении ООО
Договор об учреждении заключается только в том случае, когда общество с ограниченной ответственностью создается несколькими учредителями. Единственному учредителю заключать такой договор просто не с кем.
Налоговые органы обычно не требуют представлять для регистрации ООО договор об учреждении.
Однако не исключено, что в отдельной инспекции позиция по этому вопросу может измениться. И возможно, заявители узнают об этом лишь после того, как появятся первые решения об отказе в государственной регистрации по причине отсутствия договора.
Неопределенность ситуации вызвана коллизией между Законом о государственной регистрации иФедеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).
Заверит ли нотариус копию договора об учреждении, если подписи учредителей на договоре не были нотариально засвидетельствованы (это может потребоваться учредителю в будущем, когда он захочет продать свою долю)
Да, заверит.
Но только если ему на обозрение будет представлен подлинный экземпляр договора об учреждении ООО.
Действительно, в Законе об ООО предусмотрено, что при продаже (ином отчуждении) учредителем своей доли он должен подтвердить свои полномочия нотариально удостоверенной копией договора об учреждении ООО (п. 13 ст. 21 Закона об ООО). При этом закон не содержит требования удостоверять подписи учредителей – физических лиц на договоре об учреждении.
Однако, если подлинность подписей учредителей – физических лиц на договоре об учреждении ООО не была засвидетельствована нотариусом, верность копии такого договора нотариусом засвидетельствована быть не может (ст. 77 и 78 Основ законодательства о нотариате, утвержденных постановлением ВС РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1; далее – Основы законодательства о нотариате).
Таким образом, исполнить требование пункта 13 статьи 21 Закона об ООО учредитель может только в том случае, если при создании ООО все учредители предусмотрительно у нотариуса засвидетельствовали свои подписи на договоре об учреждении общества.
В том случае, когда при заключении договора об учреждении подписи учредителей – физических лиц не удостоверялись, нотариусу предоставляется подлинный договор об учреждении общества согласно разъяснениям Федеральной нотариальной палаты («Рекомендации по применению отдельных положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Закон не содержит запрета на подтверждение полномочий учредителя в такой форме. Кроме того, как указано впункте 13 статьи 21 Закона об ООО, полномочия учредителя подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.
Следует отметить, что если учредительный договор заключен только между юридическими лицами (такое возможно, когда в составе учредителей ООО только юридические лица), то с нотариальным удостоверением копии такого договора проблем не будет, поскольку закон допускает удостоверение нотариусом копии документов, выданных юридическими лицами (ст. 78 Основ законодательства о нотариате).
Федеральная нотариальная палата также указывает, что если подписи учредителей – физических лиц на договоре об учреждении ООО подтверждены подписью уполномоченного лица данного общества (лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа) и скреплены печатью общества, то нотариус вправе удостоверить копию с такого договора. Необходимо отметить, что такая процедура удостоверения подписей возможна только после прохождения государственной регистрации.
Документы, подтверждающие юридический адрес создаваемого ООО
К таким документам обычно относят:
- предварительный договор аренды помещения;
- гарантийное письмо от собственника помещения;
- копию свидетельства о регистрации права собственности собственника на помещения.
Представление таких документов не является обязательным, однако иногда налоговые органы настаивают на этом и, отказывая в регистрации, ссылаются на то, что они не были представлены.
Основание для отказа в регистрации обычно указывается в следующей форме: «...среди представленных для государственной регистрации документов отсутствуют: заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, по форме Р11001, утвержденной … а именно: содержащие достоверные сведения об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица...».
Налоговая инспекция вправе отказать в регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. То есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.);
5) в налоговом органе имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».
Предварительный договор аренды
На стадии учреждения ООО заключение такого договора законом не допускается, поскольку до окончания регистрации ООО не признается созданным (п. 3 ст. 2 Закона об ООО), а следовательно, не вправе заключать сделки, в том числе предварительные договоры. Однако иногда налоговые органы настаивают на представлении данного документа. В таком случае при согласии будущего арендодателя можно оформить такой договор. При этом следует помнить, что никаких юридических последствий он не влечет.
Гарантийное письмо
Под гарантийным письмом понимается письмо от собственника помещения, в котором предполагается нахождение вновь создаваемого ООО.
Форма письма законодательно не установлена, при этом в нем должно указываться, что собственник обязуется предоставить по договору аренды создаваемому ООО помещения в качестве места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а также выражает согласие на указание при регистрации ООО адреса данного помещения в качестве юридического адреса.
Копия свидетельства о регистрации права собственности собственника на помещения
Такая копия должна быть заверена подписью и печатью уполномоченного лица арендодателя.
Если создаваемое ООО планирует заключить договор субаренды, то дополнительно к копии свидетельства рекомендуется предоставить в налоговую инспекцию копию основного договора аренды. При этом из договора аренды должно следовать, что собственник не возражает против регистрации ООО по месту нахождения его помещения. Вместо этого также может быть представлено согласие собственника помещения на регистрацию ООО по месту нахождения помещения.
По вопросу о необходимости представления на регистрацию документов, подтверждающих юридический адрес создаваемого ООО, сложилась противоречивая судебная практика.
Акт приема-передачи имущества в уставный капитал и оценки такого имущества
Такие документы не являются обязательными к представлению при регистрации и обычно не требуются.
При этом необходимо помнить о том, что сведения об оплате уставного капитала (в т. ч. имуществом) в обязательном порядке указываются в решении единственного учредителя о создании ООО (если учредитель один) или в договоре об учреждении (если учредителей несколько). Оплатить уставный капитал нужно в сроки, указанные в таком решении или договоре. Этот срок не может превышать четырех месяцев с даты регистрации общества (п. 1 ст. 16 Закона об ООО). Ранее действовало правило, что на момент регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину, но с 5 мая 2014 года это не требуется (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"»).
Таким образом, сведения об оплате уставного капитала в обязательном порядке указываются в решении о создании или договоре об учреждении ООО и подтверждать их отдельными документами не требуется. Однако представление этих документов на регистрацию не будет лишним, если содержащиеся в них сведения полностью согласуются со сведениями, указанными в других документах.
Внимание! С 1 сентября 2014 года для денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал обязательно нужно привлекать независимого оценщика.
Такое правило установлено в пункте 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса РФ.
Участникам закон разрешает на общем собрании пересмотреть стоимость такого имущества, но только в меньшую сторону.
До 1 сентября действовало иное правило. Участники могли оценивать имущество самостоятельно, если его стоимость по их оценке не превышала 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Закона об ООО).
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения
В случае если вновь создаваемое ООО имеет право на применение упрощенной системы налогообложения (ст. 346.12 НК РФ) и намерено ее применять, вместе с документами на регистрацию лучше всего подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Непредставление этого документа не может стать причиной отказа в регистрации общества.
Если такое заявление не было подано вместе с документами на регистрацию, то его можно подать в течение 30 дней с даты постановки на налоговый учет, указанной в соответствующем свидетельстве (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).
Владислав Кузнецов
ведущий эксперт ЮСС «Система Юрист»
Константин Забоев
председатель 4-го судебного состава Арбитражного суда
Свердловской области, кандидат юридических наук
Из рекомендации Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист»
Екатерины Никоновой, исполнительного директора ООО «Абсолют Факторинг», Константина Забоева, председателя 4-го судебного состава Арбитражного суда Свердловской области, кандидат юридических наук
Как подготовить ООО к работе после прохождения госрегистрации
После успешного прохождения госрегистрации для полноценной работы компании необходимо совершить еще ряд действий, в том числе:
- оформить отношения аренды по юридическому или фактическому адресу;
- открыть расчетный счет;
- обеспечить получение корреспонденции на почте;
- получить необходимые данные об учете своей компании в различных регистрах для уплаты взносов в фонды.
Для этого первоначально требуется изготовить печать компании и оформить трудовые отношения с директором и главным бухгалтером.*
Как изготовить печать ООО
Общество с ограниченной ответственностью может иметь круглую печать со своим наименованием. Если общество имеет печать, это должно быть указано в его уставе.
Нужно ли использовать печать в работе организации – это решение принимает каждый руководитель самостоятельно. Закон позволяет не использовать печать как инструмент бумажного документооборота и дает возможность отказаться от нее в пользу современных способов идентификации. При этом специальные законы могут предусматривать обязанность использовать печать в конкретных случаях (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО).
Обычно печать содержит:
- организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью;
- полное наименование компании;
- ОГРН;
- населенный пункт, в котором зарегистрировано ООО.
Изготовить печать можно в любой соответствующей мастерской. Срок изготовления составляет обычно от одного до трех дней. В некоторых случаях для этого просят представить на обозрение свидетельство о государственной регистрации. Присутствие директора обычно не требуется. Необходимо иметь в виду, что печати имеют разную степень защиты (в зависимости от материала, из которого они изготовлены, от рисунка печати и т. п.).
Закон не запрещает ООО иметь дополнительные печати, к примеру, «для договоров», «для актов» и т. п.
Регистрировать печать ООО в реестре печатей не обязательно, но это может уменьшить риски компании.
Как оформить трудовые отношения с директором и главным бухгалтером компании
Внимание! С 1 сентября 2014 года в компании может быть несколько директоров
Такое правило установлено в пункте 3 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.
Закон позволяет разделить полномочия единоличного исполнительного органа на нескольких лиц. При этом общество может самостоятельно решить, как именно они будут действовать – совместно или независимо друг от друга – и какие полномочия будет исполнять каждый из них. В ЕГРЮЛ обязательно нужно внести сведения о наличии нескольких директоров.
Оформлять трудовые отношения нужно с каждым из них.
Трудовой договор с директором заключается в соответствии со статьей 275 Трудового кодекса РФ истатьей 40 Закона об ООО.
От имени ООО договор с директором вправе подписать (п. 1 ст. 40 Закона об ООО):
- председатель общего собрания участников, на котором избран директор;
- учредитель, уполномоченный на это решением общего собрания учредителей;
- председатель совета директоров или лицо, уполномоченное решением совета директоров (если решение этого вопроса отнесено к компетенции совета директоров).
После оформления трудового договора директор издает приказ о вступлении в должность генерального директора. Этот приказ отражает соблюдение процедуры избрания лица на эту должность: директор избран участниками на собрании, решение участников оформлено протоколом. Основанием для приказа является решение участников, которым назначен директор. Форма приказа не утверждена, поэтому может быть свободной.
Этот приказ вместе с решением об избрании нужно будет представить в банк, где открыт расчетный счет общества, и иным лицам, когда нужно будет подтвердить полномочия директора.
Пример формулировки приказа о вступлении в должность генерального директора
«О вступлении в должность генерального директора
Во исполнение решения участников (протокол от 14 февраля 2012 г. № 9) приступаю к исполнению обязанностей генерального директора ООО «Шоколад»».
Кроме того, для соблюдения формальных требований закона о бухгалтерском учете нужно оформить приказ о приеме на работу по унифицированной форме № Т-1 (утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1). В отличие от приказа о вступлении в должность он не отражает процедуру избрания, а определяет режим и характер работы директора, размер должностного оклада.
Если в компании отсутствует главный бухгалтер, то в приказе директор указывает, что исполнение функций главного бухгалтера он возлагает на себя.
В том случае, если главный бухгалтер есть, с ним также заключается трудовой договор, при этом от имени компании его подписывает генеральный директор. Также оформляется соответствующий приказ о приеме на работу по унифицированной форме № Т-1.
Зачем нужно оформлять договор аренды, если компания не находится по юридическому адресу
Когда у компании нет собственного помещения или не заключен договор безвозмездного пользования помещением (например, со своим учредителем), приходится брать помещение в аренду.
Даже если компания не находится по юридическому адресу, оформить договор аренды по фактическому местонахождению необходимо. Договор аренды понадобится при открытии банковского счета. Кроме того, не забудьте оформить акт приема-передачи помещения по договору.
Как получать почту по юридическому адресу, если компания по нему не находится
Если ООО фактически не находится по юридическому адресу, почтовая корреспонденция (в т. ч. письма из ПФР и ФСС России, из налоговых органов и т. п.) будет доставляться в соответствующее отделение почтовой связи (далее – ОПС), но после этого будет возвращаться обратно отправителям, поскольку сотрудники ОПС будут указывать, что адресат (ООО) отсутствует по адресу отправления. Отправитель в свою очередь будет воспринимать возвращение письма как отсутствие компании по юридическому адресу.
Для отдельных ОПС не имеет значения, находится ООО по адресу или нет: если представитель компании заблаговременно не уведомил ОПС о том, что компания зарегистрирована по закрепленному за ней адресом, почта доставляться не будет.
Совет
Если ООО фактически не находится по юридическому адресу, но желает получать корреспонденцию, приходящую на него, можно воспользоваться одной из следующих услуг почты:
- получать корреспонденцию в ОПС (без доставки по адресу). Для этого нужно подать заявление о том, что ООО просит не доставлять приходящую корреспонденцию по адресу, а хранить ее на почте. При этом получать такую корреспонденцию нужно (по правилам почты) не реже одного раза в пять–семь дней. Такое заявление подается на имя руководителя ОПС каждый месяц. Данная услуга является платной. Точный текст заявления можно узнать в самом ОПС;
- открыть абонентский ящик и получать всю корреспонденцию на него. Арендная плата за пользование абонентским ящиком существенно превышает стоимость услуги по хранению корреспонденции.
Оформить отношения с ОПС вправе директор либо лицо по доверенности.
Также компания может заключить договор на почтово-секретарское обслуживание с собственником помещения или компанией, оказывающей такие услуги.
Как получить информационное письмо Росстата (коды статистики)
Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата (или, как его еще называют, коды статистики) содержит коды видов экономической деятельности (по ОКВЭД), соответствующие кодам, заявленным при регистрации, а также иные присвоенные коды (ОКПО, ОКТМО, ОКОГУ, ОКФС, ОКАТО, ОКОПФ).
Такое письмо нужно лично или через представителя получить в территориальном подразделении Росстата.
Срок его получения с даты госрегистрации, а также перечень документов, необходимых для его получения, обычно указывается на официальном сайте соответствующего территориального подразделения (ссылки на сайты территориальных подразделений есть на официальном сайте Росстата).*
При этом перечень может отличаться для разных организационно-правовых форм предприятий и для разных регионов. Так, по информации, размещенной на сайте территориального подразделения службы по Москве, для ООО, зарегистрированного в Москве, достаточно представить копию выписки из ЕГРЮЛ. В других случаях перечень документов следует уточнять. В зависимости от загруженности сотрудников подразделения информационное письмо выдается в течение одного–двух дней.
Как открыть расчетный счет и нужно ли уведомить об этом налоговые органы и фонды
Открытие счета. Открытие расчетного счета производится в соответствии с Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее – инструкция № 153-И).
Для этого необходимо выбрать банк, отделение, оформить и представить туда необходимые документы. При необходимости компания может открыть сразу несколько счетов, в том числе валютные счета.
Совет
При выборе банка и отделения нужно учитывать, что в разных банках – разные комиссии за открытие и ведение счета. В некоторых банках (обычно в маленьких) комиссий вообще нет и открыть счет можно совершенно бесплатно.
Кроме того, нужно учитывать удаленность отделения от фактического местонахождения компании, поскольку в процессе деятельности иногда нужно будет ездить в банк, чтобы получить выписку по счету или проставить на платежном поручении отметку банка об исполнении.
В банке нужно уточнить, в какой форме представить документы. Обычно документы требуются в копиях, заверенных директором, с представлением оригиналов на обозрение (п. 1.11 инструкции № 153-И). Но в некоторых случаях копии основных документов нужно заверить нотариально. Следует помнить, что изготовление копий непосредственно в банке обычно платное.
Также необходимо иметь при себе печать. Она потребуется при проставлении образца оттиска в банковской карточке, а также для проставления оттиска на договоре банковского счета.
Если представленные в банк документы содержат ошибку, то банк, скорее всего, это заметит и затребует исправные документы или откажет в открытии счета.
При открытии счета многие (но не все) банки проверяют нахождение компании по указанному юридическому или фактическому адресу.
В связи с этим, если организация не находится ни по фактическому, ни по юридическому адресу, лучше выбирать тот банк, который не проводит такую проверку.
При открытии расчетного счета заключается договор банковского счета, оформляется карточка с образцами подписи и оттисками печати, а также по необходимости заключается соглашение об использовании системы «Банк-Клиент».
В большинстве банков для открытия счета требуется личное присутствие генерального директора, в частности, для проставления в присутствии сотрудника банка подписи в банковской карточке. Банки настаивают на присутствии директора даже тогда, когда банковская карточка была оформлена в присутствии нотариуса.
Рассмотрение и проверка документов может занять от нескольких часов до нескольких дней в зависимости от банка.
По итогам рассмотрения документов банк может отказать в открытии счета в том случае, если компанией представлен неполный комплект документов или документы содержат недостоверные сведения (п. 1.2 инструкции № 153-И).
После открытия счета необходимо уведомлять банк обо всех изменениях сведений, которые были ему предоставлены.
Неизвещение банка может стать причиной закрытия счета (постановление Президиума ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 1307/10).
Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию и фонды об открытии банковского счета ООО
Нет, не нужно, за исключением случая, когда счет открыт за рубежом.
Уведомлять об открытии любого банковского счета необходимо было ранее, а именно:
- до 1 мая 2014 года сохранялась обязанность уведомлять ПФР и ФСС России. Она упразднена Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части сокращения сроков регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"»;
- до 2 мая 2014 года сохранялась обязанность уведомлять налоговые органы. Она упразднена Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Сообщать об этом в ФОМС и ранее не требовалось, поскольку в соответствии с пунктом 3статьи 28 Закона о взносах в фонды нужно было уведомлять только органы, осуществляющие контроль уплаты страховых взносов. К таким органам относятся ПФР и ФСС. ФОМС к органам контроля не относится (п. 1 ст. 3 Закона о взносах в фонды).
Сейчас об открытии банковского счета необходимо сообщить лишь в случае, если счет открыт за рубежом (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В такой ситуации в налоговую инспекцию по месту регистрации ООО нужно подать уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457@. Это требуется сделать в течение месяца со дня открытия счета.
Если общество нарушит срок или форму уведомления, его могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Если ООО вовсе не уведомит инспекцию, его могут оштрафовать на сумму от 800 тыс. до 1 млн руб. (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ).
Как получить уведомления о регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС России
Уведомления направляются по почте на адрес ООО по факту проведения фондами процедуры регистрации.
Регистрация в территориальных органах ПФР и ФСС России производится на основании данных, передаваемых им налоговыми органами в течение трех дней после госрегистрации (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Дополнительную информацию и документы компании представлять не требуется.
Если по почте получить уведомление не удалось, то, когда оно вернется в фонд, его можно будет получить на руки, обратившись в соответствующий территориальный орган.*
Внимание! Сами уведомления из ПФР и ФСС России (как документы) не являются необходимыми. Из них нужны только данные: присвоенные фондами регистрационные номера и реквизиты для уплаты взносов.
Регистрационный номер можно также узнать в выписке из ЕГРЮЛ, полученной через две–три недели после госрегистрации (когда органы ПФР и ФСС России передадут информацию налоговым органам), или по телефону у уполномоченного сотрудника соответствующего фонда.
Реквизиты для уплаты взносов можно узнать на сайте территориального подразделения ПФР или ФСС России соответственно.
В случае длительного (более одного месяца) отсутствия уведомления от ПФР или ФСС следует уточнить, направлялось ли такое уведомление вообще. Контактные данные территориальных органовПФР и ФСС России можно узнать на их официальных сайтах.
Иногда налоговые органы существенно задерживают предоставление информации органам ПФР и ФСС России. В связи с этим фонды не могут произвести регистрацию, а следовательно, направить уведомление об этом зарегистрированному лицу (ООО).
Как зарегистрировать ООО в Фонде обязательного медицинского страхования
С 2011 года функции регистрации страхователей в ФОМС переданы ПФР (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).
Территориальные органы обязаны на основании данных, предоставленных им налоговыми органами, зарегистрировать ООО в ФОМС.
Уведомление о регистрации при этом не направляется, заключать договор со страховой организацией также не требуется.*
Как уведомить о начале деятельности уполномоченный государственный орган
Отдельные виды деятельности ООО может вести только после того, как о начале их осуществления уведомит уполномоченный государственный орган. В зависимости от вида деятельности различаются уполномоченные органы, в которые потребуется обратиться.
Уведомление нужно составить по утвержденной форме и подать в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа.
Такие требования установлены в статье 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584«Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».*
В случае нарушения этого требования должностные лица и общество могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа по статье 19.7.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Для должностных лиц размер штрафа по названной статье не превышает 10 000 руб., для организаций – 30 000 руб.
Постановление «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»
«Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений3
I. Общие положения1
1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности, в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) уведомлений о начале своей деятельности (далее - уведомление), а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.
2. Уведомление представляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, предполагающим выполнять работы (оказывать услуги) (далее - заявитель) в соответствии с перечнем работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению № 1 (далее - перечень работ и услуг).1*
3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 1-18, 22-53,56-64, 69, 75-77, 79-81 перечня работ и услуг, за исключением осуществления деятельности на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальный орган).8
4. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящих Правил, на территории, подлежащей обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, представляет уведомление в это Агентство (его территориальный орган).
5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 19-21, 70-74 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (ее территориальный орган).4
5.1. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 65 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по труду и занятости (ее территориальный орган).3
5.2. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 54 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (его территориальный орган).1
5.3. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 55 и 66 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (его территориальный орган).1
5.4. Пункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1132, утратил силу со 2 июля 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 516. - См. предыдущую редакцию.3
5.5. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 67 и 68 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.1
5.6. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 78 перечня работ и услуг, представляет уведомление в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный ветеринарный надзор.1
5.7. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 82-89 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.3
5.8. Заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 90 перечня работ и услуг, представляет уведомление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.1
6. Уведомление составляется заявителем по форме согласно приложению № 2 и представляется по месту предполагаемого фактического осуществления работ (оказания услуг) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), указанный в пунктах 3-5 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).
Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП», №6, ноябрь-декабрь 2010
Когда начинать бизнес необходимо с уведомления властей
Самое важное в этой статье:
– О чем нужно уведомлять
– Кого следует извещать
– Ответственность за неуведомление
Согласно положениям Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) прежде чем начать заниматься отдельными видами предпринимательской деятельности, коммерсанты обязаны известить об этом соответствующие органы. Порядок уведомления властей прописан в Правилах представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее – Правила). О нем и расскажем в данной статье.
Когда потребуется уведомление
Перечень работ и услуг, о начале которых индивидуальные предприниматели должны уведомлять органы власти, приведен в приложении № 1 к Правилам:*
• деятельность гостиниц (код ОКВЭД 55.1);
• деятельность прочих мест для временного проживания (коды ОКВЭД 55.21, 55.22, 55.23.1 и 55.23.2);
• ремонт, окраска и пошив обуви (коды ОКУН 011100–011300);
• ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий (коды ОКУН 012100, 012200, 012400 и 012500);
• ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий (коды ОКУН 013100–013400);
• изготовление и ремонт мебели (коды ОКУН 014100 и 014200);
• химическая чистка и крашение, услуги прачечных (код ОКУН 015000);
• техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (коды ОКУН 017100–017500);
• услуги фотоателье и фото– и кинолабораторий (код ОКУН 018100);
• услуги бань и душевых (код ОКУН 019100);
• парикмахерские услуги (код ОКУН 019300);
• услуги общественного питания (коды ОКУН 122100 и 122200);
• розничная торговля в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 52.1);
• розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах (коды ОКВЭД 52.21–52.24 и 52.27);
• розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами (код ОКВЭД 52.33);
• розничная торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62);
• оптовая торговля пищевыми продуктами (коды ОКВЭД 51.32, 51.33, 51.36.3, 51.38.1, 51.38.22 и 51.39.1);
• оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами (коды ОКВЭД 51.45.1, 51.47.33, 51.53.22 и51.55.1);
• услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, за исключением перевозок по маршрутам регулярных перевозок и для собственных нужд (коды ОКУН 025201–025203);
• деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (код ОКВЭД 50.24.1);
• деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (код ОКВЭД 60.24.2);
• ткацкое производство (код ОКВЭД 17.2);
• производство готовых текстильных изделий, кроме одежды (код ОКВЭД 17.4);
• производство прочих текстильных изделий (код ОКВЭД 17.51);
• производство трикотажного полотна (код ОКВЭД 17.6);
• производство трикотажных изделий (код ОКВЭД 17.7);
• производство одежды из кожи (код ОКВЭД 18.1);
• производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды (код ОКВЭД 18.2);
• дубление и отделка кожи (код ОКВЭД 19.1);
• производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов, производство шорно-седельных и других изделий из кожи (код ОКВЭД 19.2);
• производство обуви (код ОКВЭД 19.3);
• распиловка и строгание древесины, пропитка древесины (код ОКВЭД 20.1);
• производство шпона, фанеры, плит, панелей (код ОКВЭД 20.2);
• производство деревянных строительных конструкций (включая сборные деревянные строения) и столярных изделий (код ОКВЭД 20.3);
• полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области (код ОКВЭД 22.2);
• техобслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, включая ККТ (код ОКВЭД 72.5);
• производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения (коды ОКВЭД 15.81 и15.82);
• производство молочных продуктов (код ОКВЭД 15.5);
• производство фруктовых и овощных соков (код ОКВЭД 15.32);
• производство растительных и животных масел и жиров (код ОКВЭД 15.4);
• производство сахара (код ОКВЭД 15.83);
• производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов (код ОКВЭД 15.6);
• производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод (код ОКВЭД 15.98.2).
Исключение составляет розничная и оптовая торговля товарами, свободный оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами.
Куда и когда нужно подавать уведомление
Согласно положениям Правил индивидуальный предприниматель должен подать уведомление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)*. Однако если коммерсант планирует вести деятельность на территории, обслуживаемой Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА), то известить следует именно это агентство. Иной порядок действует в отношении услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов. В этом случае индивидуальному предпринимателю необходимо обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Уведомление представляется в уполномоченный орган по месту осуществления работ (оказания услуг). Конкретные сроки подачи законодательством не установлены. В пункте 5статьи 8 Закона № 294-ФЗ лишь сказано, что уведомление индивидуальный предприниматель должен представить после государственной регистрации и постановки на учет в налоговых органах, но до фактического начала выполнения работ или предоставления услуг.*
Уведомление коммерсанты должны составить в двух экземплярах по форме, которая приведена в приложении № 2 к Правилам. Один экземпляр остается в уполномоченном органе, а второй – вручается (направляется) заявителю с отметкой о получении и регистрационным номером. Заметим, что Закон № 294-ФЗ предусматривает подачу уведомления в электронном виде.
В уведомлении индивидуальный предприниматель обязательно должен указать ведомство, в которое оно предоставляется, свои фамилию, имя, отчество и ИНН, вид деятельности и выполняемые в его составе работы или услуги, почтовый адрес места осуществления заявленного вида деятельности и дату начала выполнения работ (оказания услуг) (см. образец заполнения уведомления).
К уведомлению предприниматель должен приложить копию выписки из ЕГРИП и свидетельство о постановке на учет в налоговых органах.
Согласно пункту 7 Правил индивидуальный предприниматель может представить уведомление лично или переслать его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. В первом случае днем его подачи будет день регистрации уведомления в уполномоченном органе, а во втором – день отправки почтового отправления.
Неуведомление властей грозит штрафом
За непредставление сведений или подачу уведомлений с недостоверной информацией индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную статьей 19.7.5-1 КоАП РФ. Об этом сказано в пункте 9 статьи 8 Закона № 294-ФЗ).
Так, непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности может обернуться для коммерсанта штрафом в размере от 3000 до 5000 руб., а подача уведомления, содержащего недостоверные сведения, – от 5000 до 10 000 руб.
М. Иванова
эксперт журнала «Бухгалтерия ИП»
Из статьи журнала «Главбух», № 23, Декабрь 2009
Уведомление, без которого нельзя начинать новую деятельность
Почему этот документ важен: Теперь, чтобы начать многие виды деятельности, не придется собирать массу разрешений и согласований. Но понадобится подать уведомление – только после этого можно начинать новый бизнес.
В чем часто ошибаются: Важно помнить, что уведомление не отменяет госрегистрацию юридических лиц и предпринимателей в налоговых органах.
Кто подает уведомление
Те организации и предприниматели, которые решат открыть, к примеру, химчистку, магазин, кафе, парикмахерскую или заняться грузовыми и пассажирскими автоперевозками, должны теперь подать уведомление о фактическом начале такой деятельности. Подчеркнем, что составить такой документ – это обязанность, от которой компании и предприниматели отказаться не вправе. Такое правило прописано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ1. Там же в пункте 2 приведен полный список тех видов деятельности, к которым данное требование относится. Конкретный Перечень работ и услуг* (утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584) мы привели в статье «Когда для начала нового вида бизнеса требуется уведомить чиновников».
Куда направлять документ
Уведомление необходимо представить в территориальное подразделение того ведомства, под контролем которого находится новый вид деятельности (подробные сведения – в рубрике «Для справки»). В частности, это могут быть:
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
– Федеральное медико-биологическое агентство;
– Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.*
Допустим, компания собирается заниматься перевозками и торговлей. Тогда отдельно по каждому виду деятельности нужно направить уведомления в территориальные отделения Ространснадзора и Роспотребнадзора соответственно.
Также не стоит забывать: если компания занимается сразу несколькими видами деятельности и какие-то из них не вошли в утвержденный Правительством РФ Перечень, для таких направлений бизнеса, если это предусмотрено законодательством, придется получать разрешения.
В какие сроки нужно уведомить
Конкретные сроки подачи бумаг законодательством не установлены. Главное сделать это до того, как организация фактически начнет работать в новом направлении. И значит, крайний срок – это день, предшествующий дате начала деятельности.
Важная деталь
Крайний срок для подачи уведомления - это день, предшествующий дате начала нового вида деятельности, входящего в утвержденный Перечень.*
При этом днем подачи считается дата, когда у заявителя непосредственно в ведомстве приняли документы, либо день почтового отправления. Но еще раз отметим: в последнем случае есть риск, что документы затеряются в дороге, и тогда придется доказывать ревизорам своевременность отправки. Как только сотрудник уполномоченного органа получит в руки два экземпляра уведомления, на обоих он проставит отметку с текущей датой. Один из экземпляров будет направлен (или отдан лично) заявителю. При этом никакого разрешительного документа от чиновников ждать не придется.
Что указать в бланке уведомления
Уведомление нужно подавать в двух экземплярах строго по форме, утвержденной тем же постановлением Правительства РФ № 584. К нему обязательно надо приложить:
– копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
– копию свидетельства о постановке юридического лица или предпринимателя на учет в налоговых органах.
Такой набор документов предусмотрен пунктом 8 Правил представления уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 584. В бланке потребуется указать данные заявителя: наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, почтовый адрес, а также место, где будет осуществляться планируемый вид бизнеса. Далее нужно вписать наименование этого вида деятельности и выполняемые в его составе работы, услуги так, как это прописано в Перечне. А затем дату, с которой компания начнет всем этим заниматься (см. образец заполненного документа ниже).
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности. Образец
Подписывает уведомление руководитель компании или его уполномоченный представитель (в последнем случае стоит указать реквизиты доверенности). Подпись надо заверить печатью заявителя. Предприниматель же должен расписаться и поставить печать, если она у него есть.
Что еще важно
Если в ходе работы компания (или предприниматель) сменит свое местонахождение (или место жительства), будет вести ранее заявленный вид деятельности по новому адресу либо пройдет реорганизацию, обо всем этом нужно известить чиновников (п. 6 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ). Это значит, что в тот же госорган, в который изначально подавалось уведомление, необходимо представить или направить по почте заявление в произвольной форме. К заявлению приложить копии документов, подтверждающих факт внесения изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Важная деталь
При смене адреса или в случае реорганизации об изменениях необходимо сообщить в то же ведомство, куда ранее подавали уведомление.
Срок для подобного заявления – 10 рабочих дней с того момента, как была сделана запись в соответствующем Государственном реестре.
Рекомендации дает Андрей ШКАДОВ, ведущий юрисконсульт «ФБК-Право»
Уведомление о начале нового бизнеса не отменяет обязательную госрегистрацию в налоговой
– Уведомительный порядок начала некоторых видов деятельности – на наш взгляд, весьма робкий шаг на пути к упрощению жизни малого и среднего бизнеса. Ведь новый порядок ни в коей мере не отменяет обязательную госрегистрацию юридических лиц или предпринимателей в налоговой инспекции. Так, если компания еще не зарегистрирована в ЕГРЮЛ, простым уведомлением о начале новой деятельности дело не обойдется – необходимо будет пройти все регистрационные процедуры. При этом не стоит забывать о том, что если новый бизнес будет осуществляться в другом регионе, необходимо дополнительно встать на учет в местной ИФНС. Таким образом, послабление реально смогут ощутить только те организации, которые начинают новый бизнес, поименованный в Перечне, по месту своего налогового учета. Им действительно теперь не придется ждать от чиновников разрешений и согласований для начала работы. Остальным придется обращаться за необходимыми документами в государственные органы – как минимум, к налоговым инспекторам.