1. В таком случае сумму НДС, уплаченную при приобретении услуг у иностранной организации, включите в стоимость оказываемых услуг (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 08.09.2011 г. № 03-07-08/276).
В бухучете при этом сделайте проводки:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – отражена сумма НДС, подлежащая уплате налоговым агентом за счет собственных средств;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51 – перечислен НДС за счет собственных средств;
Дебет 20 (25, 26, 44 …) Кредит 19 – НДС учтен в стоимости услуг;
2. Да, Вам нужно подать уточненную декларацию по НДС, так как налоговая база по этому налогу за прошлый период была занижена. До подачи декларации заплатите в бюджет сумму налога и пени за период просрочки;
3. В бухучете начисление НДС отразите в текущем периоде. Уточнять бухгалтерскую отчетность за прошлый год не нужно.
Обоснование
1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Когда входной НДС нужно включить в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг)
Необходимость включения входного НДС в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг, имущественных прав) зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
ОСНО
При применении общей системы налогообложения необходимость включения входного НДС в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг, имущественных прав) зависит от того, использует ли организация освобождение от уплаты НДС.
Если организация использует освобождение, то все входные суммы НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если организация платит НДС (т. е. не использует освобождение), руководствуйтесь следующими правилами.
Входные суммы НДС учитывайте в стоимости имущества (работ, услуг, имущественных прав), если оно используется для выполнения операций, не облагаемых НДС. К ним относятся:
- операции, которые освобождены от обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ);
- операции, местом реализации которых не является Россия (подп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ);
- операции, которые не являются объектом обложения НДС (подп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Если имущество (работы, услуги, имущественные права) приобретено для выполнения облагаемых НДС операций, то входные суммы НДС принимайте к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
2. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении
Налоговые агенты
Если организация выполняет обязанности налогового агента по НДС, удержание налога из сумм, причитающихся продавцу (арендодателю), оформляйте проводками:
Дебет 19 Кредит 60
– учтен НДС, предъявленный продавцом (арендодателем);
Дебет 60 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС налоговым агентом.
Если НДС перечислен в бюджет за счет собственных средств, сделайте проводки:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– отражена сумма НДС, подлежащая уплате налоговым агентом за счет собственных средств;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– перечислен НДС за счет собственных средств.
Если организация выполняет обязанности налогового агента при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций (не состоящих на налоговом учете в России) по договорам поручения, комиссии или агентским договорам, в учете делайте следующие проводки:
Дебет 62 Кредит 76
– реализованы товары (работы, услуги, имущественные права), принадлежащие иностранной организации;
Дебет 51 Кредит 62
– получена оплата за товары (работы, услуги, имущественные права);
Дебет 76 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– удержан НДС из доходов иностранной организации.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 19, 62, 68, 76).
Ситуация: как отразить в бухучете входной НДС, если его сумма (часть суммы) будет включена в стоимость товаров (работ, услуг)
Возможны различные варианты в зависимости от использования приобретенных товаров (работ, услуг).
В момент приобретения товаров, работ, услуг НДС, выделенный в счете-фактуре, учтите на счете 19. Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов. Там, в частности, сказано, что на счете 19 учитывается НДС, уплаченный или подлежащий уплате поставщику. Поэтому при приобретении товаров, работ, услуг (имущественных прав) в учете сделайте проводки:
Дебет 10 (08, 44, 20, 26...) Кредит 60 (76)
– отражено поступление материалов, товаров, работ, услуг и т. д.;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен предъявленный поставщиком НДС.
Момент, когда организация сможет включить стоимость НДС в состав товаров, работ, услуг, основных средств, зависит от причины, по которой НДС учитывается в стоимости имущества (работ, услуг). Например, если организация использует приобретенное основное средство в двух видах деятельности (облагаемой и не облагаемой НДС), то входной НДС, который нужно включить в первоначальную стоимость имущества, можно будет определить только по окончании налогового периода (п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ). В этот момент организация сделает проводку:
Дебет 08 Кредит 19
– входной НДС учтен в первоначальной стоимости имущества.
Если же организация, например, занимается только розничной торговлей, переведенной на ЕНВД, то списать НДС со счета 19 на увеличение стоимости товаров можно в день их приобретения.
3. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС
Ситуация: по какому курсу определять сумму НДС, которую российский налоговый агент перечисляет в бюджет с опозданием, уже после того, как выплатил валютное вознаграждение иностранному исполнителю работ (услуг)
Сумму НДС определяйте по курсу рубля, который действовал на дату выплаты вознаграждения исполнителю.
Вообще, перечисляя оплату иностранному исполнителю за работы (услуги), местом реализации которых является Россия, НДС с этого вознаграждения нужно направить в бюджет в тот же день. Такая обязанность налогового агента ложится на российскую организацию, если ее иностранный контрагент не состоит на налоговом учете в России. Данный порядок следует из пункта 2 статьи 161 и абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
При этом по закону банк, через который российская организация рассчитывается с иностранным исполнителем, не вправе принимать поручения на перевод вознаграждения без поручения на уплату НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ, письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33). Исключение составляют только расчеты по операциям, освобожденным от налогообложения (письмо Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-07-05/34399). Но, даже если по каким-то причинам банк все же нарушил этот запрет, налоговый агент не освобождается от исполнения своих обязанностей. Он все равно должен перечислить в бюджет сумму НДС, исчисленную с вознаграждения иностранного исполнителя, хоть и с опозданием.
В этом случае налоговую базу определите в рублях по курсу Банка России на дату перечисления вознаграждения исполнителю (п. 3 ст. 153 НК РФ, письма Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303 и от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170). Этим правилом следует руководствоваться независимо от того, выделена сумма НДС в контракте с иностранным исполнителем или нет. Положения пункта 5 статьи 45 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации не применяются.
Важная деталь: поскольку организация несвоевременно исполняет обязанности налогового агента, вместе с суммой НДС в бюджет нужно перечислить и пени за просрочку платежа (ст. 75 НК РФ).
Пример уплаты НДС налоговым агентом. Российская организация с опозданием перечисляет в бюджет сумму НДС, не выделенную в контракте с иностранным исполнителем
Организация «Альфа» заключила договор на оказание услуг с иностранной организацией, не состоящей на налоговом учете в России. Сумма вознаграждения по договору составила 1000 долл. США. Условия об НДС в договоре не прописаны.
15 июля «Альфа» перечислила исполнителю вознаграждение в размере 1000 долл. США. Условный курс доллара на эту дату составлял 34,3135 руб. НДС в бюджет уплачен не был.
20 августа «Альфа» перечислила в бюджет НДС со стоимости услуг, приобретенных у иностранного исполнителя.
Бухгалтер «Альфы» рассчитал налог следующим образом:
1000 долл. ? 18% ? 34,3135 руб. = 6176 руб.
Одновременно организация перечислила в бюджет пени за просрочку уплаты налога:
6176 руб. ? 35 дн. ? 1/300 ? 8,25% = 59 руб.
4. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию
Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату
Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.
Это объясняется следующим.
Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.
Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.
В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.
Однако это правило не относится к случаям, когда организация не приняла к вычету НДС в том периоде, в котором были выполнены все условия для этого. Применение налогового вычета в более поздних периодах не является ошибкой. Положения подпункта 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяют воспользоваться вычетом в течение трех лет с момента принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг). Соответственно, «поздний» вычет просто отразите в текущей декларации за налоговый период. Сдавать уточненный отчет не нужно.
При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.
В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу, по ЕСХН и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.
5. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
Исправление ошибок
Выявленные ошибки и их последствия нужно исправить (п. 4 ПБУ 22/2010).
Исправления в бухучет вносите на основании первичных документов. Так же составьте бухгалтерские справки, в них укажите обоснование исправлений. Это следует из общего правила о том, что каждый факт хозяйственной деятельности надо оформить первичным учетным документом. На это прямо указано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Определив существенность ошибки и учитывая момент, когда ее обнаружили, сделайте исправления в учете. Как именно – в этом вам поможет таблица ниже.
Когда и какую ошибку обнаружили | Как исправить | Основание |
Ошибка допущена в текущем году. Существенность ошибки значения не имеет |
В том месяце, в котором ошибка была обнаружена, внесите исправления в бухучет. При формировании отчетности учитывайте уже исправленные показатели |
Пункт 5 ПБУ 22/2010 |
Ошибка возникла в прошлом году. Отчетность за этот период пока не подписана руководителем. Существенность ошибки значения не имеет |
Исправления сделайте декабрем прошлого года. Отчетность сформируйте заново |
Пункт 6 ПБУ 22/2010 |
Существенная ошибка прошлого года выявлена в текущем году. Отчетность за прошедший период готова и подписана, но не представлена внешним пользователям |
Необходимые корректировки сделайте декабрем прошлого года. Переделайте отчетность и повторно заверьте ее у руководителя |
Пункт 7 ПБУ 22/2010 |
Существенная ошибка была допущена в прошлом году. Отчетность за этот период уже была сформирована, ее подписал руководитель. Отчетность представлена внешним пользователям. Но не утверждена |
Ошибку исправляйте декабрем прошлого года. Отчетность сформируйте заново. Заверьте ее у руководителя и представьте внешним пользователям еще раз |
Пункт 8 ПБУ 22/2010 |
Существенная ошибка выявлена в последующих годах. Отчетность за период, когда ошибка возникла, была подготовлена, подписана руководителем, представлена внешним пользователям и утверждена |
Исправления внесите в том периоде, в котором ошибка была выявлена. Уточнять отчетность за период, в котором ошибка была допущена, не нужно. Все изменения, связанные с прошлыми периодами, отразите в отчетности текущего. В пояснениях к годовой отчетности текущего периода укажите характер исправленной ошибки, а также суммы корректировок по каждой статье |
Пункт 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и пункты 10 и 15 ПБУ 22/2010 |
Несущественная ошибка выявлена за любой предшествующий год |
Корректировки сделайте в том периоде, в котором ошибка была выявлена Подавать сведения об исправлениях несущественных ошибок прошлых периодов в текущей отчетности не придется. Вносить изменения в сданную отчетность – тоже |
Пункт 14 ПБУ 22/2010 |
6. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.09.2011 № 03-07-08/276
Вопрос
Обществом, являющимся организацией, зарегистрированной на территории РФ (налоговый резидент РФ), заключен договор с резидентом Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) (зарегистрирован на территории СРВ, представительство на территории РФ отсутствует). Согласно указанному договору Общество в качестве консультанта будет оказывать резиденту СРВ (заказчик) консультационные и инжиниринговые услуги (в том числе, подготовка технико-экономического обоснования), связанные со строительством АЭС на территории СРВ. Оказание услуг будет осуществляться частично собственным персоналом Общества (работниками центрального офиса, представительство на территории СРВ осуществляет деятельность вспомогательного характера), а частично путем привлечения третьих лиц (субконсультантов), являющихся резидентами СРВ (также не имеют представительств на территории РФ). Услуги, оказываемые вьетнамскими "субконсультантами", также по своему содержанию будут являться консультационными и инжиниринговыми.
1. Является ли территория РФ местом реализации консультационных и инжиниринговых услуг, оказываемых:
1.1. Обществом (налоговый резидент РФ) резиденту СРВ,
1.2. Резидентом СРВ (субконсультантом) налогоплательщику (резиденту РФ), который приобретает их для использования в реализации услуг компании, являющемся резидентом СРВ (п.1.1 настоящего обращения)?
Будут ли данные услуги облагаться НДС на территории РФ?
2. Если реализация услуг, указанных в п.1.2 настоящего обращения, будет облагаться НДС на территории РФ, то обязано ли Общество в качестве налогового агента исчислять за вьетнамского субконсультанта и перечислять в бюджет РФ НДС?
3. Если реализация услуг, указанных в п.1.1 и 1.2 настоящего обращения, будет облагаться НДС на территории РФ, возможно ли применение льготных ставок по НДС (0%, 10%)? Или применению подлежит общая ставка, равная 18%? Или расчетная ставка, равная 18/118 (т.е. налоговая база будет определяться Обществом в качестве налогового агента как сумма дохода от реализации услуг с учетом НДС)?
4. В случае, если реализация услуг, указанных в п.1.2 настоящего обращения, является объектом обложения НДС на территории РФ, а услуги, указанные в п.1.1 настоящего обращения, не облагаются российским НДС, имеет ли право Общество применить налоговый вычет в отношении сумм НДС, уплаченных при приобретении услуг, указанных в п.1.2 настоящего обращения и использованных для оказания услуг, поименованных в п.1.1 настоящего обращения?
В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании консультационных и инжиниринговых услуг иностранному лицу и при приобретении таких услуг у иностранного лица Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации консультационных и инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если покупателем указанных услуг, является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Если в процессе своей деятельности российская организация приобретает консультационные и инжиниринговые услуги у иностранного лица, местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации и такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В этом случае российская организация, приобретающая у иностранного лица консультационные и инжиниринговые услуги, является налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) местом реализаций которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Пунктом 4 статьи 164 Кодекса установлено, что при исчислении налога на добавленную стоимость налоговым агентом в указанном случае сумма налога определяется расчетным методом. При этом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 18 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер указанной налоговой ставки. При этом необходимо отметить, что если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, реализующим консультационные и инжиниринговые услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику - налоговому агенту следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость (доход от реализации), то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что работы (услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российской организацией при приобретении у иностранного лица консультационных и инжиниринговых услуг, используемых для оказания другому иностранному лицу консультационных и инжиниринговых услуг, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости оказываемых услуг на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 170 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года № 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.