Если возникают прямые расходы в ходе выполнения этапа работ, выручки по которому не установлено договором, то затраты следует признавать на дату их передачи.
В письмах Минфина России от 26 августа 2010 г. № 03-03-06/4/78, от 16 марта 2011 г. № 03-03-06/1/141 установлено, что если выполнение проектных работ является основной деятельностью, то налогоплательщику следует применять положения статьи 318 Налогового кодекса РФ самостоятельно, установив порядок в учетной политике.
По общему правилу, косвенные расходы в полной сумме списывайте в том периоде, к которому они относятся. То есть согласно правилам статьи 272 Налогового кодекса РФ.
А вот прямые расходы придется распределить. Ту их часть, которая относится к остаткам незавершенного производства, признать в текущих расходах нельзя. Сделать это можно только по мере реализации товаров и работ, в стоимости которых такие расходы учтены. Об этом сказано в пункте 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ.
Поскольку сдача (передача, реализация) работ не зависит от размера выручки (она может быть и нулевой по этапу), то прямые расходы следует признавать по мере подписания акта приема-передачи этапа работ. Аналогичная ситуация будет складываться в бухучете. Выручка от сдачи этапа на счетах учета отражена не будет, а вот себестоимость этапа будет списана на финансовый результат:
Дебет 90-2 Кредит 20
– списаны затраты по сданному этапу работ.
Обоснование
Из письма Минфина России от 16 марта 2011 г. № 03-03-06/1/141
Вопрос: О возможности отнесения расходов по отгрузке и приему работ к прямым расходам в целях исчисления налога на прибыль организацией, выполняющей проектные работы; о моменте определения налоговой базы по НДС при выполнении проектных работ.
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам налогообложения проектных работ и сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 319 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
При этом налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее чем двух налоговых периодов.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В соответствии с п. 1 ст. 318 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Следовательно, налогоплательщик вправе самостоятельно определить экономически обоснованный порядок распределения прямых расходов. Данный порядок должен быть отражен в учетной политике организации.
Учитывая, что в данном случае выполнение проектных работ является основной деятельностью, полагаем, что расходы по отгрузке и приему работ могут быть отнесены к прямым расходам в порядке, установленном ст. 318 Кодекса. При этом учет таких расходов зависит от соответствия их критериям, установленным ст. 252 Кодекса.
Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса в целях применения этого налога моментом определения налоговой базы при выполнении работ является наиболее ранняя из дат: день выполнения (передачи) работ или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего выполнения работ.
Пунктом 1 ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора немедленно заявить об этом заказчику.
Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ. В связи с этим в целях определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость днем выполнения проектных работ, по нашему мнению, следует признавать дату подписания акта сдачи-приемки работ заказчиком.*