Организация должна перечислять плату за загрязнение окружающей среды в том случае, если она передаст право собственности специализированной организации, осуществлявшей утилизацию шин. Если право собственности на шины специализированной организации не переходит, то Ваша организация должна перечислять плату за загрязнение окружающей среды. Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле. Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные: количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них: количество объектов, которые являются источниками загрязнений; наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации; степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды; наличие и эффективность очистных сооружений; объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.
Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.
Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.
Утилизировать шины нужно. Шины относятся к 4 классу отходов. В соответствии с ФЗ-89 Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений ФЗ-89. Таким образом, для утилизации шин организации необходимо обратиться к специализированной организации.
Обоснование
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1.Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Размещение отходов
Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды
Да, должна.
За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.
К отходам производства и потребления относятся:
- остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
- товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.
Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.
Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округаот 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).
Следует отметить, что организация может передать право собственности на свои отходы. Сделать это можно по договору о конечном размещении отходов. Он предполагает переход права собственности на отходы к специализированной организации (полигону) аналогично договору купли продажи, мены или дарения. Если специализированная организация примет отходы в собственность, то рассчитывать и вносить плату за загрязнение окружающей среды должна будет именно она.
В отношении отходов, которые образовались у арендатора, также нужно установить, чьей собственностью они являются. Пропишите этот момент в договоре аренды. Например, возможен такой вариант: «Все отходы, образующиеся у арендатора, признаются собственностью арендодателя, который обеспечивает их вывоз и конечное размещение». Если же вопрос не урегулирован, то собственником отходов является арендатор. Следовательно, он и должен вносить плату в бюджет.
Такие разъяснения приведены в информации Росприроднадзора от 15 августа 2014 г., размещенной на официальном сайте ведомства.
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.
Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
К объектам размещения отходов установлены особые требования:
- их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
- определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.
Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).
Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:
1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.
3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.
Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.
При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).
4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.
5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды
Показатели для расчета
Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:
1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.
3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.
4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. К таким коэффициентам относятся:
– повышающий коэффициент за сверхлимитные сбросы. Этот показатель применяется, только если не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, а также при выбросах, на которые не получено разрешение. Значение коэффициента всегда равно 5,0 (п. 14 Порядка заполнения раздела 1, утвержденногоприказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204);
– коэффициент экологической значимости (коэффициент, учитывающий экологические факторы). Значение коэффициента зависит от того, куда сбрасываются загрязняющие вещества (в атмосферу, почву или водные объекты), а также от территории, где происходит выброс. Значения коэффициентов приведены в приложении 2к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344;
– коэффициент, учитывающий экологический статус территории. Обычно он равен 1,0. Для особо охраняемых природных территорий (в т. ч. лечебно-оздоровительных местностей и курортов), а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия значение коэффициента составляет 2,0 (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
– коэффициент, применяемый при выбросах в атмосферный воздух городов. Коэффициент равняется 1,2, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения объекта негативного воздействия. В других случаях он будет равен 1,0 (письмо Ростехнадзора от 31 августа 2006 г. № 04-10/609).
5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:
- в пределах утвержденных нормативов;
- в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
- сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).
6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).
7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год. На период 2015–2017 гг. такие коэффициенты установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.
Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте отдельно по каждому виду загрязняющих веществ.*
Расчет платы
Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:*
Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации |
За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:*
Размер платы за загрязнение окружающей среды (сверх нормативов) | = | Норматив платы | ? | Коэффициент к нормативу платы (если установлен) | ? | Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов)) | ? | Коэффициент индексации | ? | 5 |
Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле.*
Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте.
Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора.
Некоторые особенности имеет порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в нефтедобывающих организациях. В процессе добычи нефти на месторождениях образуется попутный нефтяной газ, который, как правило, либо сжигается на факельных установках, либо рассеивается в атмосферу. При расчете платы за загрязнение окружающей среды из-за сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа руководствуйтесь Положением, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2012 г. № 1148.
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды
Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.
По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:*
- предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
- временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
- сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.
Виды загрязнений
С 1 января 2015 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:*
- атмосферные выбросы стационарными объектами (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
- сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344);
- размещение отходов производства и потребления (нормативы платы установлены в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).
Перечисленные нормативы применяются с поправочными коэффициентами, учитывающими экологические факторы, и с дополнительным коэффициентом 2, установленным для особо охраняемых природных территорий (п. 2 постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация нормативов. Раньше коэффициенты индексации определялись в законах о федеральном бюджете, а теперь – в постановлениях Правительства РФ. На период 2015–2017 гг. коэффициенты индексации нормативов платы за загрязнение окружающей среды установлены постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. № 1219.
Нормативы выбросов и загрязнений
Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:*
- количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
- количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.
Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:*
- количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
- наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
- степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
- наличие и эффективность очистных сооружений;
- объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.
Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.
Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.*
Инвентаризация выбросов и отходов*
Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:
- источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
- перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
- количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.
Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.
Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).
Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, производственные отходы).
Нормативы выбросов в атмосферу
При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333.
Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.
Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям. Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам.
Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192.
Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Для того чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, в настоящее время нет.
Нормативы сбросов в водные объекты
При разработке нормативов допустимых сбросов в водные объекты руководствуйтесь:
- Методическими указаниями, утвержденными приказом Минприроды России от 12 декабря 2007 г. № 328 (постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 881);
- Методикой, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются по водному объекту или водохозяйственному участку (п. 4 Методических указаний, утвержденныхприказом Минприроды России от 12 декабря 2007 г. № 328).
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на пять лет. До истечения этого срока нормативы могут быть пересмотрены:
- при изменении более чем на 20 процентов показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
- при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
- при утверждении новых нормативов допустимого воздействия на водные объекты в установленном порядке.
Это предусмотрено пунктом 14 Методики, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.
Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (п. 3 ст. 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).
Чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов допустимых сбросов, в настоящее время нет.
Ответственность за превышение нормативов
Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.
За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты применяются следующие виды административной ответственности:
- в отношении должностных лиц – штраф в размере от 1500 до 2000 руб.;
- в отношении организаций – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- в отношении индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 1500 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нормативы образования отходов
При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются отдельно для каждого территориально обособленного подразделения организации. Если организация-арендодатель предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов организации-арендодателя. Если арендатор осуществляет деятельность по обращению с отходами самостоятельно, к проекту нормативов прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора. Это установлено пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением:
- организаций, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов. Для них срок действия проектов нормативов устанавливается на срок действия лицензии;
- организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.
Это предусмотрено пунктом 10 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, пунктами11–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
Плательщики, занятые в непроизводственной сфере, с разрешения территориального управления Ростехнадзора могут разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в упрощенной форме (п. 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703). Состав показателей, которые должна содержать упрощенная форма проекта, определен в пункте 32 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается, если:
- образующиеся отходы имеют V, IV и III классы опасности (единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс));
- суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
- масса отходов III класса опасности не превышает 5 процентов от общей массы образующихся отходов;
- отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Об этом сказано в пункте 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.
Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:
1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:
- полного и сокращенного наименования организации;
- организационно-правовой формы;
- местонахождения;
- государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.
2. Копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности (для плательщиков, которые занимаются этими видами деятельности).
3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
4. Копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иныхопасных отходов (для пользователей недр, которые занимаются этими видами деятельности).
При этом копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала.
Такой порядок предусмотрен пунктами 7 и 8 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:
- утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.
Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.
Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденногоприказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.*
Разрешения на выбросы и загрязнения
Предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов вводятся в действие разрешениями (п. 5.8 Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).
На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор (п. 5.3.3.5Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 401). Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России (п. 5.1 временных Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).*