Юридическое лицо, образовавшее третейский суд, оказывает возмездную услугу, платой за которую является третейский сбор, а официальная позиция Минфина России заключается в том, что такая плата не соответствует определению пошлины и налогового сбора и облагается НДС.
Вместе с тем есть судебный акт, согласно которому плата, (третейский сбор), по своей правовой природе является компенсацией судебных расходов, связанных с правосудием третейского суда. В связи с этим она не подлежит обложению НДС (В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2014№ Ф09-6037/14).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.05.2011 № 03-07-11/120 «О применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении сумм третейского сбора»
Вопрос
В настоящее время на практике существуют различные подходы относительно обложения третейских сборов налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (НДС). Указанное разночтение вызвано тем, что, по мнению многих экспертов, анализ положений Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" и Федерального закона "О некоммерческих организациях" позволяет сделать вывод, что деятельность некоммерческой организации, связанная с осуществлением третейских процедур в форме создания постоянно действующего третейского суда, не является предпринимательской.*
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"при разрешении споров третейские суды несут расходы, в состав которых входят гонорар третейских судей; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора; суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам; расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения; расходы на оплату услуг представителя стороной, в пользу которой состоялось решение третейского суда; расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства; иные расходы, определяемые третейским судом.
Если правилами постоянно действующего третейского суда не определено, что указанные расходы несут стороны, то такие расходы согласно пункту 2 ст.15 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" включаются в состав расходов постоянно действующего третейского суда (третейский сбор).
В этой связи третейский сбор представляет собой денежную сумму, уплачиваемую истцом по каждому поданному в третейский суд исковому заявлению. Указанные денежные средства направляются на покрытие общих расходов третейского суда, связанных с проведением третейского разбирательства по соответствующему исковому заявлению и обеспечение деятельности третейского суда в целом (в частности, на организационное, материальное и иное обеспечение деятельности третейского суда и развитие третейского разбирательства) и не предназначены для извлечения прибыли.*
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации" постоянно действующие третейские суды образуются в том числе общественными объединениями предпринимателей - юридическими лицами и действуют при этих организациях - юридических лицах.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Действуя в рамках своей компетенции, третейские суды выполняют общественно значимые функции по разрешению гражданско-правовых и иных споров.
В судебных актах государственных судов неоднократно подчеркивалось, что третейский суд осуществляет правосудие, т.е. деятельность, не являющуюся оказанием услуг (постановления ФАС Московскою округа от 03.05.2000 № КА-А41/2076-00; ФАС Северо-Кавказского округа от 10.10.2005 № Ф08-4747/2005- 1892А; ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2002 № А56-20905/2002, от 18.04.2000 № А56-23513/99, ФАС Уральского округа от 09.10.2000 № Ф09-1202/2000-АК, ФАС Дальневосточного округа от 03.03.99 № Ф03-А04/99-2/129).Указанными судами кассационных инстанций было подчеркнуто, что третейские суды, осуществляют функции, аналогичные функциям государственных судов по разрешению экономических споров (функцию правосудия) и такую деятельность нельзя отнести к возмездному оказанию услуг, а третейские сборы к оплате, облагаемой налогом на добавленную стоимость (НДС).Уплата третейского сбора истцом не гарантирует разрешения спора в его пользу, поскольку в отличие от сделок по возмездному оказанию услуг третейский суд выносит решение в пользу истца исключительно в том случае, если установит обоснованность его требований в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этой связи деятельность третейских судов, равно как и деятельность арбитражных судов и судов общей юрисдикции, не может отождествляться с оказанием услуг.
В связи с изложенным просим вас дать разъяснения относительно того, подлежат ли обложению налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость (НДС) денежные средства, поступающие в виде третейских сборов некоммерческим организациям, при которых образован постоянно действующий третейский суд.
В связи с вашим письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении- сумм третейского сбора Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут образовываться постоянно действующие третейские суды, действующие при этих организациях - юридических лицах. При этом согласно статье 15 данного Федерального закона разрешение споров в третейском суде осуществляется на возмездной основе и сумма третейского сбора, взимаемого при принятии третейским судом спора к рассмотрению, предназначена для покрытия расходов третейского суда и не подлежит уплате в бюджет.
В целях налогообложения деятельность третейского суда правомерно считать оказанием услуги, поскольку согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В соответствии со статьей 39 Кодекса реализацией услуг является в том числе возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, которыми согласно статье 11 Кодекса признаются организации (юридические лица) и (или) индивидуальные предприниматели.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса объектом налогообложения этим налогом признаются, в том числе операции по реализации услуг на территории Российской Федерации, услуги третейского суда подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.*
Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с пунктом 1 статьи 247 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью в целях главы 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются только те доходы налогоплательщика, которые указаны в статье 251 Кодекса.
Таким образом, средства, полученные юридическими лицами, в составе которых образованы в установленном порядке постоянно действующие третейские суды, за разрешение ими споров, являются выручкой от реализации услуг и должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих, нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии списьмом Минфина России № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.