1. Да, вправе при соблюдении условий, предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ. Так, Организация, занимающаяся реставрацией объектов культурного наследия, вправе применять льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Сохранение объекта культурного наследия включает в себя ремонтно-реставрационные работы в отношении этого объекта. При определении перечня реставрационных работ, подпадающих под действие льготы, следует руководствоваться нормами Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (письмо Минфина России от 27 августа 2008 г. № 03-07-07/82).
2. При реализации работ, услуг с длительным циклом доходы при расчете налога на прибыль распределяйте в соответствии с принципом формирования расходов по таким работам, услугам. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/502.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как отразить в бухучете реализацию работ, которые носят долгосрочный характер (кроме строительных работ)
В бухучете отразить реализацию работ, которые носят долгосрочный характер, можно:
– поэтапно;
– после завершения работ в целом.
Работы, которые выполняются в течение длительного времени, характеризуются тем, что начало и окончание этих работ попадают на разные отчетные периоды. К таким работам можно отнести, например, научные, проектные и т. д. Поэтому, чтобы контролировать их выполнение и затраты, которые несет заказчик и исполнитель, в договоре на выполнение таких работ может быть предусмотрена их поэтапная сдача (ст. 708 ГК РФ, п. 13 ПБУ 9/99). В этом случае отражать в учете доходы и расходы от данной операции можно или по окончании каждого этапа, или после завершения работы в целом (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Исключение предусмотрено для строительных работ. Их учет имеет особенности и регулируется отдельным ПБУ 2/2008.
Если организация решила учитывать доходы (выручку) и расходы по завершении всей работы в целом, их отражайте в общем порядке: на счете 90 в момент сдачи окончательного результата заказчику (п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).
Если организация выбрала первый вариант, выручку и расходы учитывайте на основании первичных документов, предоставленных заказчику и подписанных им по завершении каждого этапа (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом возможны два способа учета – с использованием и без использования счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам». Выбор того или иного способа закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). *
При первом способе выручку и расходы по каждому этапу на счете 46 нужно отражать только тогда, когда данный этап работ оплатил заказчик. В этом случае делайте такие проводки:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 46 Кредит 90-1
– сдан заказчику оплаченный им этап работ;
Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в расходах себестоимость сданного и оплаченного этапа работ;
Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС по сданному этапу работ.
После того как вся работа будет закончена, стоимость оплаченных этапов отражайте по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
Дебет 62 Кредит 46
– отражена стоимость работ, оплаченных заказчиком.
В результате сумма, учтенная по дебету счета 62 в корреспонденции со счетом 46, будет уменьшать общую задолженность заказчика за всю работу.
Этот порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Такой вариант учета имеет свои минусы. На первый взгляд организация, используя этот метод, может обособленно учитывать доходы и расходы по каждому этапу работ. Вместе с тем, учитывать их отдельно возможно только по тем работам, которые оплатил заказчик (Инструкция к плану счетов). Для учета же неоплаченных работ этот счет проводок не предусматривает. Получается, что их надо учитывать на счете 90 и, по логике, когда за них заказчик перечислит деньги, перевести на счет 46. Таким образом, этот способ является очень трудоемким и не облегчает контроль за доходами и расходами по каждому этапу, а только усложняет его. Поэтому лучше использовать второй способ.
При втором способе по окончании каждого этапа выручку и расходы от реализации работ отражайте в общем порядке: на счете 90. При этом к нему можно открыть субсчета для учета доходов и расходов по каждому этапу (абз. 4 Инструкции к плану счетов). Например, это могут быть такие субсчета: субсчет «Первый этап», субсчет «Второй этап» и т. д.
Как учесть при расчете налога на прибыль доходы и расходы от реализации произведенной продукции (работ, услуг)
Выручка от реализации
Доходом от реализации произведенной продукции (работ, услуг) является выручка (п. 1 ст. 249 НК РФ). Как определить ее сумму, см. Как оценить в налоговом учете выручку от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Ситуация: какие документы подтверждают реализацию продукции (работ, услуг) в налоговом учете
Факт реализации в налоговом учете подтверждают первичные документы (ст. 313 НК РФ). В частности, такими документами могут быть акт приемки-передачи выполненных работ, акт об оказании услуг, товарная накладная и другие документы.
Следует отметить, что для заказчиков, которые рассчитывают налог на прибыль методом начисления и включают стоимость выполненных для них работ (оказанных им услуг) в состав материальных расходов, наличие акта приемки-передачи выполненных работ (акта об оказании услуг) обязательно. Исполнителям следует учитывать эти условия и оформлять такие акты по требованию заказчиков.
Формы первичных документов могут быть утверждены руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). При этом они должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Чтобы обеспечить единообразие документооборота, ФНС России разрабатывает электронные форматы наиболее распространенных первичных документов и рекомендует применять их на практике. В частности, электронные форматы товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг) утверждены приказом ФНС России от 21 марта 2012 г. № ММВ-7-6/172.
Формы первичных документов, разработанные организацией самостоятельно, нужно закрепить в учетной политике для целей бухучета (ч. 1 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Их можно использовать и для подтверждения доходов и расходов при налогообложении прибыли. Это следует из положений статьи 313 Налогового кодекса РФ.
Момент включения выручки от реализации в состав базы по налогу на прибыль зависит от метода определения доходов и расходов, который применяет организация (п. 2 ст. 249 НК РФ).
Метод начисления
При методе начисления включите выручку в доход в момент реализации продукции, работ, услуг. При этом не имеет значения, когда поступила оплата от покупателей (заказчиков). Такие правила установлены пунктом 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: в какой момент при расчете налога на прибыль нужно признавать доход от реализации. По договору поставки право собственности на отгруженную продукцию переходит к покупателю в момент оплаты. Организация применяет метод начисления
Доход от реализации нужно признать в том периоде, когда продукция была отгружена. И только если покупатель лишен возможности использовать эту продукцию, а продавец контролирует ее наличие и сохранность, доход можно признать в периоде оплаты.
По общему правилу выручка при расчете налога на прибыль возникает в том периоде, в котором товары (работы, услуги) были реализованы (п. 3 ст. 271 НК РФ). Под реализацией понимается переход права собственности на отгруженную продукцию (товары) (п. 1 ст. 39 НК РФ). То есть право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи (отгрузки продукции).
Однако стороны договора могут предусмотреть и другой порядок. Например, до момента оплаты отгруженной продукции (товаров) ее собственником может оставаться продавец. Это следует из пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса РФ.
В таком случае доход у продавца возникает при поступлении оплаты от покупателя. Однако признать выручку по оплате можно лишь при одном условии: если по договору покупатель не имеет права распоряжаться имуществом до перехода права собственности на него (т. е. до фактической оплаты), а продавец может контролировать сохранность своей продукции. Если это условие не выполняется, выручку от реализации продукции продавец должен признать в том периоде, в котором продукция была отгружена.
Такие разъяснения содержатся в пункте 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 и в основанном на этом документе письме Минфина России от 20 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/667.
Доходы от реализации товаров, произведенных при длительном технологическом цикле, учитывайте единовременно на дату их реализации. При реализации работ, услуг с длительным циклом доходы при расчете налога на прибыль распределяйте в соответствии с принципом формирования расходов по таким работам, услугам. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/502. *
Может ли организация применять льготу по НДС при выполнении работ по реставрации памятников истории и культуры, а также культовых сооружений
Да, может.
Организация, занимающаяся реставрацией объектов культурного наследия, вправе применять льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).
Сохранение объекта культурного наследия включает в себя ремонтно-реставрационные работы в отношении этого объекта. При определении перечня реставрационных работ, подпадающих под действие льготы, следует руководствоваться нормами Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (письмо Минфина России от 27 августа 2008 г. № 03-07-07/82). *
К ремонтно-реставрационным относятся, в частности, работы по консервации объектов, ремонту памятников, реставрации памятников или ансамблей, приспособлению объектов для современного использования (ч. 1 ст. 40 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). При этом в рамках деятельности по приспособлению объектов культурного наследия к современному использованию (ст. 44 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) под действие льготы подпадают не только специальные реставрационные работы, но и общестроительные работы (например, земляные, монтажные, инженерно-технические). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970.
Чтобы подтвердить право на применение льготы, организация должна представить в налоговую инспекцию:
- справку об отнесении памятников истории и культуры к объектам культурного наследия (если памятники включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России);
- справку об отнесении памятника к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России (или ее региональными управлениями);
- копию договора на выполнение реставрационных работ.
Такой порядок предусмотрен подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме ФНС России от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970. *
Например, чтобы получить справку о памятнике в Москве, в Департамент культурного наследия нужно отправить запрос по форме, утвержденной постановлением правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. № 182-ПП. В течение 22 календарных дней департамент предоставит организации сведения об объекте (выписку) из Городского реестра недвижимого культурного наследия и Историко-культурного опорного плана города Москвы (п. 2.9 Административного регламента, утвержденного постановлением правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. № 182-ПП).
Помимо выше названных документов в налоговую инспекцию можно представить и копию паспорта объекта культурного наследия. Такой документ выдается собственнику объекта. В нем указывается наименование памятника, регистрационный номер и иные сведения из реестра объектов культурного наследия (ст. 21 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). Форма такого паспорта утверждена приказом Минкультуры России от 11 ноября 2011 г. № 1055.