Нет, поскольку критерии применения УСН рассчитываются по всей деятельности целиком. Перевести деятельность возможно, если создадите отдельное юридическое лицо (управляющую компанию).
От НДС в части оказания услуг по техническому обслуживанию жилых помещений (вывоз мусора, уборка лестничных клеток, услуги по отоплению, обслуживанию лифтового хозяйства и т. п.) уйти можно (подп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Управляющие организации могут применять эту льготу.
Обоснование
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
Платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке, могут те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения. Сделать такой выбор вправе не все. Да и те, кому это удалось, то есть кто уже перешел на упрощенку, должны соблюдать определенные условия. Разобраться во всех требованиях и ограничениях, так чтобы не слететь с выгодного спецрежима, поможет эта рекомендация.
Возможность применять упрощенку зависит от двух факторов. Первый – это характер деятельности. А второй – стоимостные и количественные показатели организации или предпринимателя. Полный перечень тех, кому перейти на упрощенку не удастся, приведен в таблице.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
По общему правилу применять упрощенку могут только те, у кого соблюдены следующие количественные и стоимостные ограничения:
- размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
- средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
- остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Названные условия должны соблюдать как те, кто уже применяет упрощенку, так и те, кто только собирается перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*
Исключение предусмотрено только для организаций, которые работают в Крыму или г. Севастополе и сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ. С 2015 года они могут применять упрощенку, даже если в 2014 году у них не выполнялись ограничения по размеру полученных доходов и по остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 2 ст. 346.12, абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируют на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитывают.*
Предельную величину доходов для перехода на упрощенку со следующего года определяйте по формуле:
Лимит доходов для перехода на упрощенку | = | 45 000 000 руб. | ? | Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу |
Например, предельная величина доходов за девять месяцев 2015 года, которая позволит применять упрощенку начиная с 2016 года, составляет 51 615 000 руб. (45 000 000 руб. ? 1,147).
Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов. Такие правила установлены статьей 248 и пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Если применяете общую систему налогообложения и платите ЕНВД, то доходы, полученные от вмененной деятельности, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагают налогом на прибыль. Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживают и платят по ставкам 0, 9 или 15 процентов ((п. 4 ст. 346.12, подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
Вновь созданные организации и впервые зарегистрированные предприниматели при определенных условиях вправе применять упрощенку с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Поскольку до регистрации такие организации (предприниматели) никакой деятельности не вели, ограничение по предельной величине доходов на них не распространяется.
Пример, как определить лимит доходов, ограничивающий переход на упрощенку
ООО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.
С 1 января 2016 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2015 года выручка от реализации составила:
- оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
- розничная торговля – 5 000 000 руб.
Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2015 года, составляет 1 000 000 руб.
Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2016 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.
Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб.
При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2016 года.
Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и тем, кто уже применяет упрощенку.
Применять упрощенный режим налогообложения можно, только когда средняя численность сотрудников не превышает 100 человек. Для тех, кто собирается перейти на упрощенку, численность определяют за девять месяцев года, предшествующих переходу. Для тех же, кто уже на спецрежиме, показатель нужно проверять за каждый налоговый (отчетный) период. То есть не реже чем раз в квартал (подп. 15 п. 3 ст. 346. 12, п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Среднюю численность сотрудников определяйте, руководствуясь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428.*
В среднюю численность сотрудников включайте:
- среднесписочную численность сотрудников;
- среднюю численность внешних совместителей;
- среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров, а также внутренних совместителей (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).
Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.
Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.
По общему правилу остаточная стоимость основных средств для применения упрощенки не может превышать 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:
- определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
- рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).*
Если только планируете перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором решили подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если уже применяете упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).
Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку
Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2016 года планирует перейти на упрощенку.
По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:
- технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
- зданий – 30 300 000 руб.;
- объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.
Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:
- технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
- зданий – 20 300 000 руб.
Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2016 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):
69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.
Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2016 года.
Лимит по стоимости основных средств для предпринимателей
В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на спецрежим контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости имущества придется, как и всем остальным.
Дело в том, что ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций, которые хотят перейти на упрощенку. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. А вот для тех, кто уже применяет спецрежим, ограничение общее: и для организаций, и для предпринимателей.
Такой вывод следует из пункта 1 и подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтвержден в письме Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.
Лимит по стоимости основных средств в Крыму и г. Севастополе
Организации Республики Крым и г. Севастополя с 2015 года тоже вправе перейти на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств (абз. 3 п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Однако после перехода на спецрежим контролировать остаточную стоимость нужно обязательно (п. 1 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.
Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.
В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:
- средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
- на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при реализации услуг по техническому обслуживанию жилых помещений (вывоз мусора, уборка лестничных клеток, услуги по отоплению, обслуживанию лифтового хозяйства и т. п.)
Применять льготу по НДС при реализации услуг по техническому обслуживанию жилых помещений могут только товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, а также управляющие организации (подп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако этой льготой можно воспользоваться при соблюдении следующих условий:
- коммунальные услуги приобретены непосредственно у ресурсоснабжающих организаций, указанных в пункте 1 статьи 2 Закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ. При этом нужно учитывать, что к коммунальным услугам относится плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ);
- коммунальные услуги реализованы по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения у ресурсоснабжающей организации (с учетом входного НДС).*
В таком же порядке освобождается от НДС и выполнение работ (оказание услуг) по обслуживанию (содержанию и ремонту) общего имущества в многоквартирных домах. То есть льготой по НДС можно воспользоваться, если:
- работы (услуги) приобретены у подрядчиков (организаций и предпринимателей), которые их выполняют (оказывают), в том числе и с привлечением субподрядчиков. При этом нужно учитывать, что содержание имущества в многоквартирных домах включает в себя работы (услуги), перечисленные в пункте 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491;
- работы (услуги) реализованы по стоимости, соответствующей стоимости их приобретения (с учетом входного НДС).
Если ТСЖ, кооперативы или управляющие организации реализуют работы (услуги), выполненные (оказанные) собственными силами либо по цене выше стоимости их приобретения, льготы, предусмотренные подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не применяются.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 6 августа 2010 г. № 03-07-11/345, от 27 апреля 2010 г. № 03-07-07/18, от 12 марта 2010 г. № 03-07-14/18 и от 23 декабря 2009 г. № 03-07-15/169 (последнее письмо адресовано ФНС России для использования в работе налоговыми инспекциями).
Дополнительным условием для использования льготы является выполнение работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) общего имущества в многоквартирных домах в рамках договора управления многоквартирным домом. Требования к такому договору установлены статьей 162 Жилищного кодекса РФ. Если подобные работы (услуги) выполняются (оказываются) в рамках договора, не соответствующего требованиям статьи 162 Жилищного кодекса РФ, льгота, предусмотренная подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не применяется. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 6 августа 2010 г. № 03-07-11/345.
Льготы по НДС при реализации коммунальных услуг и при выполнении работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) общего имущества в многоквартирных домах предоставляются независимо от того, кому эти услуги (работы) оказаны (выполнены): населению или организациям (письмо Минфина России от 30 апреля 2010 г. № 03-07-07/21), собственникам или арендаторам (пользователям) помещений (письмо ФНС России от 28 мая 2010 г. № ШС-37-3/2791).*