Это зависит от того, был ли указан в ЕГРЮЛ (а также в уставе, если обособленное подразделение создано в форме филиала) адрес подразделения полностью (с указанием № офиса), или только улица и номер дома. Если номер офиса не указан, при переезде в другой офис в том же здании никаких действий организации предпринимать не нужно. Если же офис был указан, тогда организации придется закрыть обособленное подразделение по старому адресу и открыть по-новому, поскольку процедуры смены адреса обособленного подразделения законодательством не предусмотрено (письма Минфина России от 18.06.2010 № 03-0207/1-282, от 28.12.09 № 03-02-07/1-575 О порядке постановки на учет организации в налоговом органе, ФНС России от 21.08.09 № 3-6-03/345).
То есть обособленное подразделение по старому адресу придется закрыть. Порядок снятия с учета подразделения в налоговом органе зависит от его статуса – филиал это или простое обособленное подразделение.
Сведения о филиале указываются в уставе организации, соответственно, для его закрытия потребуется исключить сведения о филиале из устава. В этом случае учредители организации должны принять решение о ликвидации подразделения (филиала).
Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что организация обязана сообщить о ликвидируемом филиале в налоговую инспекцию по месту нахождения общества в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала. Срок отсчитывается с момента принятия учредителями решения о закрытии филиала, то есть от даты протокола ОСУ. Уведомление направляется в виде сообщения по форме С-09-3-2.
Также необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения организации об изменениях в уставе, связанных с закрытием обособленного подразделения. Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекцию об изменениях в уставе, законом не предусмотрен. Имеет смысл сделать это уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды).
Уведомление подается по форме 13002.
Если у филиала имелся отдельный расчетный счет, его при ликвидации следует закрыть. Для этого в банк необходимо подать заявление о расторжении банковского счета, это и станет основанием для закрытия расчетного счета организации (п. 4 ст. 859 ГК РФ, абз. 3 п. 1.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И). Уведомлять налоговые инспекции об открытии (закрытии) счетов на территории России не требуется, эта обязанность отменена со 2 мая 2014 года (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ).
Если организация закрывает простое обособленное подразделение, не указанное в уставе, в течение трех рабочих дней с момента ликвидации последнего стационарного рабочего места, генеральный директор организации представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.
Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@. Подавать заявление по месту регистрации ОП не требуется. В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимет организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).
Далее следует зарегистрировать новое подразделение в новом офисе.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок уведомления налоговой инспекции о создании нового подразделения также зависит от его формы – филиала (указанного в Уставе организации) или простого обособленного подразделения.
Чтобы встать на учет по месту нахождения простого обособленного подразделения, сообщение о создании подразделения нужно представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) в течение одного месяца с момента создания ОП. Датой создания можно считать дату окончания обустройства рабочего места по новому адресу, дату принятия первого сотрудника на работу или другую дату, связанную с началом деятельности подразделения. В инспекцию по местонахождению организации подайте:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядок заполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядок заполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения. Вместе с сообщением и уведомлением организация вправе представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.
В инспекцию по месту нахождения самого обособленного подразделения ничего подавать не требуется
Чтобы создать новый филиал – нужно внести изменения в учредительные документы организации (п. 3 ст. 55 ГК РФ), после чего в течении 3-х дней с момента изменения устава необходимо уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. К заявлению необходимо приложить решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы и изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица. Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах. Госпошлину при этом платить не нужно.
Обоснование
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
В каких случаях организация должна встать на учет в налоговой инспекции и как это сделать
Любая организация с самого создания должна встать на учет в налоговой инспекции. И неважно, ведет она деятельность или нет, есть у нее налоговые обязательства или нет. Об этом сказано в пунктах 1 и 2 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Создание организации – не единственная причина постановки на учет, могут быть и другие. То есть в течение всего периода своей работы организация может обращаться в налоговую инспекцию для регистрации несколько раз. Разобраться с каждым случаем поможет эта рекомендация.
Когда нужно регистрироваться в инспекции
Организация обязана обратиться в налоговую инспекцию для постановки на учет, если она:
- только создается (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- открывает обособленное подразделение (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- приобретает или получает недвижимость и транспортные средства (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- получила лицензию на пользование участком недр (заключила с государством соглашение о разделе продукции) (п. 1 ст. 335 НК РФ);
- начинает применять ЕНВД (п. 2 ст. 346.28 НК РФ);
- начинает деятельность в сфере игорного бизнеса (п. 2 ст. 366 НК РФ);
- получает статус крупнейшего налогоплательщика (п. 1 ст. 83 НК РФ);
- становится ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков или участником договора инвестиционного товарищества (п. 4.3 и 4.4 ст. 83 НК РФ).
Регистрация организации
Прежде чем начать вести деятельность, учредитель (руководитель, доверенное лицо) должен зарегистрировать организацию по ее местонахождению (п. 2 ст. 8 и п. 1.3 ст. 9 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Местонахождением организации считается адрес, где находится ее исполнительный орган: дирекция, правление и т. п. (п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Внимание: несовпадение фактического адреса с юридическим (тем, который занесли в ЕГРЮЛ при регистрации) может вызвать претензии у налоговых инспекторов.
Самое страшное, что может быть, если налоговые инспекторы выявят несовпадение юридического и фактического адресов, – так это то, что они могут подать иск о ликвидации организации. А узнают проверяющие о таком несовпадении, если до организации не доходят решения инспекции, направленные по тому адресу, что значится в ЕГРЮЛ. Допустим, в случае, когда почта возвращает налоговой инспекции отправленную корреспонденцию с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п. Возможность ликвидировать из-за этого организацию признали судьи Пленума ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61.
Кроме того, за недостоверную информацию могут наказать руководителя организации. Штраф составит 5000 руб. Это следует из части 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
И наконец, не получая письма, которые налоговая инспекция направляет по юридическому адресу, организация попросту рискует не исполнить в установленные сроки требования контролеров. А это опять же может привести к наказанию.
Напомним, что сейчас инспекция должна отправлять все документы на юридический адрес организации. И отправленная корреспонденция из налоговой инспекции по умолчанию считается доставленной до адресата на шестой день после отправки, даже если тот не получил ее лично в руки. Такой порядок установлен положениями пунктов 4 и 5 статьи 31 Налогового кодекса РФ и статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ.*
Куда и какие документы подавать
Чтобы новую организацию поставить на учет, подайте пакет документов в то подразделение налоговой службы, которое регистрирует организации. Это может быть либо ИФНС России по местонахождению организации, либо специальная инспекция, которая регистрирует все организации независимо от того, где они в регионе находятся.
Нужную налоговую инспекцию можно найти на официальном сайте ФНС России. Например, в Москве регистрацией всех организаций занимается межрайонная инспекция ФНС России № 46 (письмо УФНС России по г. Москве от 10 сентября 2008 г. № 09-14/085833).
Для регистрации организации в налоговую инспекцию нужно подать:
– заявление о госрегистрации. Заполняя заявление, руководствуйтесь разделами I иII приложения 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25;
– протокол, договор или другой учредительный документ о создании организации;
– устав организации (при представлении в электронном виде – в одном экземпляре, по почте или лично – в двух экземплярах);
– квитанцию об уплате госпошлины. Ведь за регистрацию организации ее необходимо заплатить. Размер пошлины составляет 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Как поставить на учет обособленные подразделения
По местонахождению каждого своего обособленного подразделения организация должна встать на налоговый учет (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Определить территориально, в какую инспекцию обратиться, можно на официальном сайте ФНС России.*
При этом для филиалов (представительств) действуют одни правила постановки на учет, а для тех обособленных подразделений, которых нет в уставе организации, – другие.
Подразделения, которых нет в уставе
Для постановки на учет обособленных подразделений, которых нет в уставе, нужно обратиться в инспекцию по местонахождению организации. А на учет ставит инспекция по местонахождению обособленного подразделения. Это следует изпункта 2 статьи 23, пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ.
Если у организации несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, она может выбрать одну инспекцию, в которой подразделения будут на учете. Выбрать можно инспекцию по местонахождению любого из подразделений. Даже если подразделения находятся на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ).
Но заметьте, это правило распространяется только на обособленные подразделения. Если же в одном населенном пункте, но на территориях, подведомственных разным инспекциям, расположены головное отделение организации и ее обособленное подразделение, то выбрать одну инспекцию для учета нельзя (письмо Минфина России от 15 апреля 2011 г. № 03-02-07/1-126).
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по месту проведения работ вахтовым методом. Продолжительность работ – более одного месяца
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от организации помещение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ). Рабочим местом сотрудников при вахтовом методе является объект (участок), на котором ведутся работы. Об этом сказано в пункте 1.1 Положений, утвержденныхпостановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г. № 794/33-82.
Таким образом, если сотрудники выполняют работы на объекте (участке) более одного месяца, организация должна встать на налоговый учет по местонахождению объекта (участка). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 марта 2010 г. № 03-02-07/1-114 и ФНС России от 19 января 2012 г. № ПА-4-6/604.
Ситуация: нужно ли организации встать на налоговый учет в инспекции по местонахождению ее склада, который находится по другому адресу и в котором имеется лишь одно рабочее место охранника
Да, нужно.
Организация должна встать на учет по местонахождению каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, в котором оборудованы рабочие места, созданные на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
Из этих норм следует, что количество стационарных рабочих мест (как и режим работы сотрудников) не имеет значения для признания склада обособленным подразделением организации. Поэтому, даже если в обособленном подразделении работает только один сотрудник, организация должна встать на учет по местонахождению подразделения.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-211 и от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550, УФНС России по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.
Ситуация: какой день считается датой создания обособленного подразделения
День обустройства рабочих мест и фактического начала ведения деятельности через подразделение.
Для постановки обособленного подразделения на налоговый учет решающую роль играет создание хотя бы одного стационарного рабочего места (п. 2 ст. 11 НК РФ).Рабочим является место, которое находится под контролем работодателя и где сотрудник должен находиться (куда он должен прибыть) для выполнения работ (абз. 6 ст. 209 ТК РФ).
Понятие рабочего места различается для каждой отдельной организации и зависит от характера выполняемых работ. Поэтому датой создания можно считать:
- дату окончания обустройства рабочего места;
- дату принятия первого сотрудника на работу;
- другую дату, связанную с началом деятельности подразделения.
Такой вывод подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. № А14-8856/2010/337/28, Московского округа от 17 января 2011 г. № КА-А40/16989-10, Западно-Сибирского округа от 6 февраля 2007 г. № Ф04-8807/2006(29891-А45-19), Дальневосточного округа от 12 декабря 2007 г. № Ф03-А73/07-2/5541)*.
Какие документы подать в инспекцию
В течение месяца со дня создания обособленного подразделения организация должна уведомить об этом налоговую инспекцию (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Ту, в которой организация состоит на учете. Подать нужно следующие документы:
– сообщение о создании обособленного подразделения. Форма, формат и порядокзаполнения сообщения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;
– уведомление о выборе налоговой инспекции. Форма, формат и порядокзаполнения уведомления утверждены приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Данное уведомление отправьте, только если организация вправе выбирать инспекцию для постановки на учет обособленного подразделения.
Вместе с сообщением и уведомлением можно представить копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Например, приказ о создании подразделения.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ и пункта 3Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 5 ноября 2009 г. № 114н.*
Внимание: если заявление о постановке на учет обособленного подразделения подать позже срока, то организации грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А за деятельность в незарегистрированном обособленном подразделении санкции могут быть более строгими.
За ведение деятельности без постановки на налоговый учет (в т. ч. по местонахождению обособленного подразделения) с организации могут взыскать 10 процентов доходов, полученных от этого бизнеса, но не менее 40 000 руб. Такие меры ответственности предусмотрены пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ.*
Правда, некоторые суды признают, что в такой ситуации ответственность, установленная пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, не применяется (см., например, определение Верховного суда РФ от 26 февраля 2015 г. № 305-КГ14-9035, постановление Арбитражного суда Московской области от 30 октября 2014 г. № А40-130227/2013). Однако наличие таких решений не означает, что в аналогичных ситуациях проверяющие не попытаются оштрафовать компанию именно по пункту 2статьи 116 Налогового кодекса РФ.
Стоит отметить, что если обособленное отделение открывается на территории той же налоговой инспекции, где находится головная организация, то штрафы по пункту 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ не грозят. В этом случае организацию могут оштрафовать только на 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Оштрафуют за то, что организация не представила в налоговую инспекцию, где она уже состоит на учете, документы, необходимые для налогового контроля. Такая позиция отражена вписьме ФНС России от 27 февраля 2014 г. № СА-4-14/3404.*
Сообщение (уведомление, подтверждающие документы) можно:
– передать в инспекцию лично;
– отправить в электронном виде (с квалифицированной электронной подписью);
– отправить по почте заказным письмом.
Об этом сказано в пункте 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Как быстро обособленное подразделение поставят на учет
Инспекция обязана поставить обособленное подразделение на учет в течение пяти рабочих дней с того дня, когда она получила от организации все необходимыедокументы (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ). В тот же срок инспекторы направят организации по почте уведомление о постановке на учет по форме, утвержденной приказом ФНС России от 11 августа 2011 г. № ЯК-7-6/488. Если же вы запрашивали уведомление в электронном виде, в таком виде и получите. Такой порядок следует из положенийпункта 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ и письма Минфина России от 10 мая 2012 г. № 03-02-07/1-117.
Инспекция, в которой подразделение зарегистрировали, присваивает ему КПП. Новый ИНН подразделению не присваивается: ИНН у подразделения тот же, что и у организации. Это следует из положений пунктов 6 и 7 Порядка, утвержденногоприказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/435.
Филиал или представительство
Организация должна состоять на учете в налоговой инспекции отдельно по каждому своему филиалу или представительству. Чтобы поставить на учет филиал или представительство, документы подавайте в инспекцию по местонахождению организации.
Какие документы подать в инспекцию
В инспекцию подайте следующие документы:
– уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Информацию о созданном филиале (представительстве) отразите в листе Ауведомления;
– решение о внесении изменений в учредительные документы (в связи с созданием филиала или представительства);
– изменения, вносимые в учредительные документы, либо учредительные документы в новой редакции (в двух экземплярах).
Такой порядок установлен пунктом 1 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Как быстро зарегистрируют филиал или представительство
Инспекция обязана зарегистрировать филиал (представительство) в течение пяти рабочих дней с той даты, когда она получила от организации полный набор документов. В тот же срок инспекция вносит запись о регистрации в ЕГРЮЛ и отправляет организации письменное уведомление о внесении записи в реестр. Это следует из пункта 2 статьи 19 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.
Одновременно с регистрацией инспекция поставит филиал (представительство) на налоговый учет и выдаст уведомление. Об этом сказано в пункте 3 статьи 83 и пункте 2статьи 84 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина
эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
- принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
- подготовить подразделение к работе;
- встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения
Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:
- наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
- цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
- сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
- момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».
Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.
Совет
В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.
Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения
Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 1, 4ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.
Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*
Обоснование
Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.
Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).
Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность
Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.
1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.
Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов
Юридическое лицо, создавшее обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).
Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- ФСС России и его территориальные органы.
Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о создании обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня создания подразделения (т. е. со дня оборудования стационарных рабочих мест). При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о создании обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату открытия подразделения (т. е. дату окончания оборудования стационарных рабочих мест), а также место нахождения подразделения.*
Должна ли организация встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения
Нет, не должна.
Зарегистрироваться в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения необходимо лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- подразделение имеет отдельный баланс;
- подразделение имеет отдельный расчетный счет;
- подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Обоснование
Такие правила установлены:
- в пункте 2 части 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- в пункте 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п;
- в подпункте 1 пункта 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н.
Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения не нужно.
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидат юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения
О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.
Обоснование
Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:
- что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;
- как исчисляется трехдневный срок.
Прекращение деятельности через обособленное подразделение
Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.
Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.
2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.
Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).
Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем. К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347). В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.
Порядок исчисления срока
По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Вывод
Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.
На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения. Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения. В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.
Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.
В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).*
Нужно ли уведомлять фонды социального и пенсионного страхования о закрытии обособленного подразделения
Нет, не нужно.
Это требование действовало ранее, но с 1 января 2015 года оно отменено.*
Обоснование
Ранее такое требование было установлено в пункте 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон о страховых взносах).
Закон обязывал письменно сообщать о закрытии обособленного подразделения организации в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. Они контролируют уплату страховых взносов (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах).
В адрес территориального органа каждого из фондов нужно было представлять письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения подавали в течение месяца со дняпрекращения деятельности через это подразделение. За нарушение срока уведомления с организации могли взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливал каких-либо требований к содержанию сообщений, поэтому их можно было направлять в свободной форме, указав все необходимые сведения.
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидат юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как закрыть филиал или представительство ООО
Чтобы закрыть (ликвидировать) такие обособленные подразделения ООО, как филиал или представительство, необходимо совершить следующие действия:
- принять решение о закрытии филиала (представительства);
- уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства);
- подготовить филиал (представительство) к закрытию и расформировать штат сотрудников обособленного подразделения;
- зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства);
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
О том, как ликвидировать иное обособленное подразделение, см. Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством.
Как уведомить налоговую инспекцию о предстоящем закрытии филиала (представительства) ООО
О том, что ООО прекращает работать через филиал (представительство), необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения общества (абз. 2 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о закрытии филиала (представительства).*
Обоснование
Подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ устанавливает, что ООО обязано сообщить о ликвидируемом филиале (представительстве) в течение трех дней. По общему правилу (т. е. если иное прямо не предусмотрено законом) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@ (далее – приказ № ММВ-7-6/362@).*
Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о закрытии филиала (представительства) ООО предусмотрена ответственность в виде штрафа.
Если ООО представит такое сообщение позднее трех рабочих дней с момента принятия решения о закрытии филиала или представительства (например, через 10 дней), то инспекция может привлечь общество к ответственности на основаниипункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, взыскав штраф в размере 200 руб. Кроме того, на генерального директора может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Как зарегистрировать ликвидацию филиала (представительства) ООО
Для завершения процедуры ликвидации филиала (представительства) необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту нахождения ООО об изменениях в уставе, связанных с закрытием обособленного подразделения. Юридическое значение имеет момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
Срок, в течение которого необходимо уведомить инспекцию об изменениях в уставе, законом не предусмотрен. Имеет смысл сделать это уже после того, как будут завершены необходимые мероприятия, касающиеся ликвидации подразделения (например, после закрытия расчетного счета, увольнения сотрудников, расторжения договора аренды)*. В противном случае (т. е. при уведомлении инспекции в более ранний срок) возникнет ситуация, при которой ООО, не имеющее филиалов и представительств, продолжит вести деятельность через обособленное подразделение.
Обоснование
Признаками обособленного подразделения являются (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
- территориальная обособленность, то есть нахождение подразделения по адресу, отличному от юридического адреса организации;
- наличие оборудованных стационарных рабочих мест, то есть рабочих мест, созданных на срок более одного месяца.
Если предположить, что налоговая инспекция зарегистрирует ликвидацию филиала (представительства) непосредственно после принятия решения о такой ликвидации, то возникнет следующая ситуация: ООО арендует помещение, в котором оборудованы стационарные рабочие места, но не имеет по этому адресу филиалов или представительств. Налицо признаки того, что ООО ведет деятельность через обособленное подразделение. Выходит, общество должно исполнить обязанность по постановке на учет по месту нахождения подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1, 4 ст. 83 НК РФ). Однако это противоречит интересам ООО, ведь общество ставило цель прекратить деятельность через филиал (представительство). В результате же такая деятельность, наоборот, формально начинает осуществляться, но уже через обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (через простое обособленное подразделение).
Кроме того, при «поспешной» регистрации ликвидации филиала (представительства) могут возникнуть и иные проблемы. Например,трудовые споры с сотрудниками, работающими в «несуществующем» представительстве, либо совершение операций по счету «несуществующего» филиала.
Безусловно, все перечисленные случаи во многом нелогичны и нуждаются в правовом регулировании. Вместе с тем, в настоящее время в законодательстве не уделено достаточного внимания вопросам о последствиях, которые влечет за собой «преждевременная» регистрация ликвидации филиалов и представительств.
Чтобы негативных последствий при такой регистрации не возникло, налоговую инспекцию имеет смысл уведомить об изменениях в уставе ООО после того, как:
- общество прекратит вести какую-либо деятельность через ликвидируемый филиал (представительство);
- филиал (представительство) перестанет отвечать признакам обособленного подразделения, перечисленным в абзаце 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ.
В инспекцию нужно представить следующие документы.
Обоснование
Перечень представляемых документов установлен в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации).
Этот же перечень приведен в пункте 25 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (утв. приказом Минфина России от 22 июня 2012 г. № 87н; далее – Административный регламент).
1. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы по форме № Р13002, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ (далее – приказ № ММВ-7-6/25@). В роли заявителя выступает генеральный директор или иное лицо, действующее от имени общества без доверенности.*
Нужно ли заверять у нотариуса подпись заявителя на уведомлении о внесении изменений в учредительные документы в связи с закрытием филиала (представительства) ООО
Да, нужно, за исключением ситуации, когда документы для внесения изменений в устав направляют в инспекцию в форме электронных документов.
С 5 мая 2014 года вступили в силу изменения, внесенные в пункт 1.2статьи 9 Закона о государственной регистрации Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"».
Теперь закон прямо предусматривает, что подпись на уведомлении о внесении изменений в учредительные документы не нужно заверять у нотариуса, если заявитель направляет необходимые документы через информационно-телекоммуникационные сети (в т. ч. Интернет) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (абз. 5 п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Во всех других случаях подпись заявителя необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации, п. 38 Административного регламента,абз. 3 п. 1.18 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом № ММВ-7-6/25@).
2. Решение (протокол) о внесении в устав ООО изменений, связанных с закрытием филиала (представительства).
3. Устав ООО в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа*. Если ООО представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре.
В течение пяти дней с момента получения документов инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись о закрытии филиала (представительства) ООО (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации, п. 16 Административного регламента). Не позднее одного рабочего дня с момента внесения такой записи инспекция выдает обществу документы, подтверждающие факт регистрации (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации, абз. 2 п. 15 Административного регламента):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- устав ООО (изменения в уставе как отдельный документ) с отметкой инспекции.
С 11 марта 2014 года вместе с этими документами выписку из ЕГРЮЛ не выдают (абз. 2 п. 4 приложения к приказу Минфина России от 26 декабря 2013 г. № 139н).
Если ООО представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ и устав (изменения в уставе) инспекция направляет обществу по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению ООО может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11, п. 1 ст. 19 Закона о государственной регистрации, п. 89 Административного регламента).
Нужно ли представлять какие-либо документы для снятия ООО с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства)
Нет, не нужно.
Достаточно лишь подать документы для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации филиала (представительства). На основании такой записи налоговая инспекция самостоятельно снимет ООО с учета по месту нахождения ликвидированного подразделения (абз. 2 п. 5 ст. 84 НК РФ).*
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как создать филиал ООО
По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.
Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос о создании филиалов (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО
Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*
Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- о создании филиала;
- об утверждении Положения о филиале;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).
Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*
В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- филиал имеет отдельный баланс;
- филиал имеет отдельный расчетный счет;
- филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»
Как внести изменения в учредительные документы ООО
Особый порядок уведомления регистрирующего органа при открытии филиала (представительства)
Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.
Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).
Однако государственная регистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19 Закона о государственной регистрации.
В налоговые органы представляются следующие документы:
Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
- уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
- решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.
Госпошлину при этом платить не нужно.*
Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.
Из статьи журнала «Учет. Налоги. Право» № 16, 20–26 апреля 2010
Алгоритм действий. У обособленного подразделения меняется адрес
Минфин и ФНС уверены, что, если у подразделения компании изменился адрес, пусть и в пределах одной инспекции, его сначала необходимо закрыть и снять с учета. А затем создать новый дополнительный офис и поставить его на учет уже по новому адресу (письма Минфина России от 28.12.09 № 03-02-07/1-575, ФНС России от 21.08.09 № 3-6-03/345). Четкого порядка перерегистрации в Налоговом кодексе на этот случай нет, поэтому безопаснее придерживаться рекомендаций чиновников. Алгоритм действий следующий.*
1
Снять подразделение с учета по старому адресу
В инспекцию по прежнему местонахождению подразделения необходимо подать заявление по обновленной форме 1-4-Учет (утв. приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@ в редакции приказа ФНС России от 15.02.10 № ММ-7-6/54@). К нему прикладывают копию решения компании о закрытии подразделения. Например, это может быть приказ руководителя. Причем сроков для подачи такого заявления в инспекцию нет, но лучше сдать документы сразу после того, как подписан приказ руководителя о ликвидации допофиса.
2
Зарегистрировать подразделение по новому адресу
В течение месяца со дня создания подразделения по другому адресу в новую инспекцию подают заявление по форме 1-2-Учет (утв. приказом ФНС России от 01.12.06 № САЭ-3-09/826@ в редакции приказа ФНС России от 15.02.10 № ММ-7-6/54@). К нему прикладывают копию свидетельства о постановке компании на учет по месту ее нахождения. А также копию выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о филиале (представительстве), если его создание отражено в учредительных документах, в остальных случаях – копию положения об обособленном подразделении или приказа о его создании.
КСТАТИ. Если новый и старый адреса подразделения находятся на территории одной инспекции, то порядок не меняется. Просто документы о постановке и снятии с учета допофиса подают в одну ИФНС. Это можно сделать одновременно.
3
Уведомить инспекцию по месту учета головного офиса
В течение месяца со дня закрытия подразделения по старому адресу и открытия по новому об этом необходимо сообщить в инспекцию по местонахождению головного офиса (п. 2 ст. 23 НК РФ). В свою налоговую потребуется направить сообщение по форме № С-09-3 (утв. приказом ФНС России от 21.04.09 № ММ-7-6/252@). Для сообщения о создании и закрытии подразделения используется одна и та же форма. В бланке просто ставится соответствующий код (1 – при создании, 2 – при закрытии). То есть необходимо сдать два одинаковых бланка, но с разными данными.
Марина Астахова, эксперт «УНП»