Да, можно. Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН). Услуги по мойке автотранспортных средств согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 отнесены к бытовым услугам населению по коду 017103. Организация может самостоятельно разработать форму БСО. Такие бланки должны:
- содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
- быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Бланки строгой отчетности, изготовленные другими способами (например, при помощи обычного компьютера и принтера), чеки ККТ не заменят (письмо Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250).
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
В каких случаях надо применять ККТ
Кто должен применять ККТ
Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны все те организации и предприниматели, которые ведут расчеты наличными или же принимают к оплате банковские карты. Данное правило работает, когда речь идет о реализации товаров, оказании услуг и выполнении работ. При этом неважно, с кем происходят расчеты. Это могут быть просто граждане, предприниматели или представители организаций. Правило установлено в пункте 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*
Обязанность применять ККТ не зависит и от вида организации. К слову, некоммерческие организации (в т. ч. организации госсектора) должны использовать кассовые аппараты наравне со всеми. Тот факт, что деятельность не приносит прибыли, роли не играет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Когда ККТ можно не применять
В ряде случаев ККТ можно не применять. А именно:*
- при оказании услуг населению. Только если вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
- при ведении отдельных видов деятельности. Полный перечень таких исключений и условия их применения приведены в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы не обязательно.
Особый порядок действует для плательщиков ЕНВД и тех, кто применяет патентную систему налогообложения. В отношении наличных расчетов по деятельности на этих спецрежимах применять ККТ не обязательно. Исключение – торговля алкоголем в городах. Крестьянские и фермерские хозяйства могут не иметь ККТ и при торговле алкоголем (п. 6 ст. 16 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
Из статьи журнала «Главбух» № 21, ноябрь 2013
На что в первую очередь смотрят налоговики, проверяя кассовые чеки
<...>
Время на кассовом чеке
Еще не так давно налоговики уверяли, что их вполне устроит любое время в чеке, если день его выдачи и дата самой покупки совпадают. То есть, как утверждали чиновники, чек ККТ, выдаваемый покупателю в момент оплаты, должен быть отпечатан той же датой. И этого будет достаточно, чтобы не нарушать законные требования (письмо ФНС России от 6 мая 2013 г. № АС-4-2/8265).*
Однако в более поздних разъяснениях ФНС изменила свою позицию. Теперь контролеры требуют, чтобы продавцы пробивали чеки не ранее чем за пять минут до реального времени наличных расчетов.* А за большее расхождение возможен штраф от 30 000 до 40 000 руб. (письмо ФНС России от 10 июля 2013 г. № АС-4-2/12406@).
В своих доводах налоговики ссылаются на письмо Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-01-15/18769. В министерстве же в свою очередь напоминают, что на каждом чеке непременно должно быть точное время покупки (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745).
Отклонения же от этого порядка чиновники считают нарушением. Ведь если ККТ печатает недостоверные сведения, то она является неисправной. Дескать, и Верховный суд так считает (постановление от 11 мая 2012 г. № 45-АД12-4). В данном споре судьи пришли к выводу, что ККТ работает неисправно, так как время на чеках отличается от реального времени на час.
Конечно, самый безопасный вариант — не пробивать чеки заблаговременно и установить на кассе точное время. Но если у налоговиков все же возникнут претензии, то можно будет спорить.* Арбитражная практика складывается в пользу компаний (постановление ФАС Уральского округа от 6 октября 2010 г. № Ф09-8020/10-С1 по делу № А60-17503/2010-С8). А выводы Верховного суда, на которые ссылаются чиновники, компаний не касаются.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными
Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).*
Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН),* утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).
Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатахв ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. За разъяснениями об отнесении того или иного вида деятельности к услугам, оказываемым населению, можно обратиться в территориальное отделение Росстандарта. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-11-11/43794 и от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034), ФНС России от 7 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4329.
Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:*
- наименование документа, шестизначный номер и серия;
- наименование организации и ее организационно-правовая форма;
- местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
- ИНН, присвоенный организации;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
- дата расчетов и составления документа;
- должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.
Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно
Да, может.
Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:*
- сведения об утверждении формы бланка;
- код формы бланка по ОКУД.
Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена Минфином России в информационном письме от 22 августа 2008 г., в письмах от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-204, от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239, от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.
Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.
Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:
- Минфином России во время действия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, то есть в период с 12 апреля 2005 года до 19 мая 2008 года (включительно);
- другими уполномоченными на это ведомствами до 19 мая 2008 года (включительно) (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.
Ограничение действует в отношении:
- организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
- организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112(п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).
Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.
Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:*
- содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
- быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Бланки строгой отчетности, изготовленные другими способами (например, при помощи обычного компьютера и принтера), чеки ККТ не заменят (письмо Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250).
Из Постановления, ОК Госстандарта России от 28.06.1993 №№ 163, 002-93, ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)»
017000 | 1 | ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ |
017100 | 5 | Техническое обслуживание легковых автомобилей |
017101 | 0 | Регламентные работы (по видам технического обслуживания) |
017103 | 1 | Уборочно-моечные работы* |