Входной НДС принимайте к вычету, если одновременно выполняются следующие четыре условия:
Данный вид деятельности лицензируемым не является.
В обязательном порядке смета разрабатывается только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств. В остальных случаях необходимость в оформлении сметы определяет заказчик. Однако на практике смету безопаснее составлять при выполнении любых подрядных работ. Ведь согласно статье 743 Гражданского кодекса РФ подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ.
Факт выполнения работ можно подтвердить унифицированным актом по форме КС-2, либо актом, форму которого Вы вправе разработать самостоятельно. Главное, чтобы он содержал обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. В акте безопаснее указать детальный перечень работ с указанием единиц измерения.
Обоснование
1. Из рекомендации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда входной НДС можно принять к вычету
Условия вычета
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В общем случае входной НДС принимайте к вычету, если одновременно выполняются следующие четыре условия:
- налог предъявлен исполнителем работ;
- работы приобретены для облагаемых НДС операций;
- приобретенные работы приняты на учет;
- получен правильно оформленный счет-фактура (универсальный передаточный документ).
- налог предъявлен поставщиком;
- товары, работы или услуги приобретены для облагаемых НДС операций, в том числе и для перепродажи;
- приобретенные товары, работы или услуг приняты на учет;
- получен правильно оформленный счет-фактура (универсальный передаточный документ).
Об этом сказано в статьях 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ.
2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении строительство основных средств подрядным способом
Ситуация: можно ли принять к вычету входной НДС по подрядным работам, если в акте КС-2 указана одна сметная стоимость, а в справке КС-3 – другая, с учетом изменения цен (проиндексированная)
Да, можно.
Одним из условий для вычета входного НДС по подрядным работам при строительстве основного средства является их принятие к учету (т. е. отражение на счете 08) (ст. 171 НК РФ). Основанием для отражения стоимости подрядных работ на счете 08 являются правильно оформленные первичные документы (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Например, акт по форме № КС-2 и справка по форме № КС-3 (постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100).
При заполнении этих форм необходимо следовать рекомендациям, данным в постановлении Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. В частности, при отражении информации о стоимости выполненных работ и израсходованных материалах нужно учитывать следующее:
- в акте по форме № КС-2 указывается стоимость работ, которая предусмотрена в смете, составленной при заключении договора подряда;
- в справке по форме № КС-3 указывается сметная стоимость с учетом изменения цен, если такие изменения предусмотрены договором подряда.
В результате стоимость, указанная в акте по форме № КС-2, может отличаться от стоимости в справке по форме № КС-3. Например, это может произойти, когда строительство основного средства длится не один год и стоимость работ и стройматериалов за этот период менялась.
Таким образом, расхождение стоимости в формах № КС-2 и № КС-3 не является нарушением в оформлении документов. Значит, на основании их можно принять входной НДС к вычету (ст. 171 НК РФ, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А56-38773/2006). При этом на применение вычета может влиять наличие или отсутствие в договоре строительного подряда упоминания о поэтапной сдаче работ.
Главбух советует: расхождения между сметной стоимостью, отраженной в формах № КС-2 и № КС-3, следует обосновать отдельным документом. Например, бухгалтерской справкой или расчетной ведомостью. Наличие такого документа позволит обосновать право на вычет НДС в повышенном размере.
В расчетной ведомости (бухгалтерской справке) укажите:
- объем подрядных работ и количество израсходованных материалов по первоначальной сметной стоимости;
- предусмотренный договором процент (индекс) увеличения сметной стоимости;
- объем подрядных работ и количество израсходованных материалов по окончательной (проиндексированной) сметной стоимости.
Суды признают такие расчеты в качестве документа, подтверждающего право на вычет НДС, исходя из окончательной стоимости работ (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2007 г. № А56-38773/2006).
3. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
4. Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 3, Февраль 2014
Какие реквизиты сметы расходов по подрядным работам снизят налоговые риски
Л.Н. Мисникович, старший юрист московской консалтинговой компании
При заключении договора подряда стороны, как правило, составляют и утверждают смету расходов (см. образец ниже). В ней определяют виды работ и их стоимость (см. также врезку ниже). Смета становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ). Практика показывает, что при проверке налоговики с особым вниманием относятся к такому документу. И при отсутствии некоторых сведений в смете приходят к выводу, что договор подряда является незаключенным. В результате контролеры отказывают в признании расходов по налогу на прибыль и вычете НДС по подрядным работам. Однако суды зачастую поддерживают компании. Рассмотрим, на какие реквизиты сметы расходов по подрядным договорам обратить внимание, чтобы избежать негативных налоговых последствий.
1. Ссылка в смете на реквизиты договора подтвердит реальность сделки. Это поможет сопоставить фактически выполненные работы с теми, что прописаны в договоре. Кроме того, указание в смете на договор подряда исключит возможность признания договора незаключенным. Так, в одном из дел ФАС Московского округа пришел к выводу, что спорная сделка не заключена, поскольку в договоре не был прописан перечень работ и у компании отсутствовала соответствующая смета (постановление от 11.02.13 № А40-84397/12-85-200, оставлено в силе определением ВАС РФ от 10.06.13 № ВАС-6400/13). В то время как предмет договора подряда является его существенным условием (п. 1 ст. 432 и п. 1 ст. 702 ГК РФ). Практика показывает, что отсутствие таковых зачастую приводит к признанию сделки притворной и, как следствие, доначислению налога на прибыль и НДС (например, постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.13 № А65-19599/2012).
2. Указание в смете объекта, на котором проводятся работы, обоснует расходы по сделке и право на вычет НДС. Несмотря на то что в договоре стороны, как правило, указывают наименование и реквизиты объекта подрядных работ, по мнению автора, целесообразно отразить аналогичные сведения и в смете. В частности, если по договору работы проводятся в целом по зданию, а сметные расходы охватывают конкретное помещение (например, только этаж).
Если в смете не указан конкретный объект ремонта, есть вероятность, что налоговики откажут компании в признании соответствующих расходов и вычете НДС. При этом суды нередко соглашаются с такими действиями контролеров (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.10 № А41-7289/09, оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 26.08.10 № КА-А41/9668-10).
3. Отражение в смете сроков выполнения отдельных этапов работ подтвердит порядок налогового учета доходов и расходов по сделке. Устанавливая сроки выполнения работ по договору подряда, стороны могут договориться о поэтапной сдаче результатов работ (п. 1 ст. 708 ГК РФ). В договоре, как правило, указывают общий срок сдачи работ и сам факт наличия промежуточных этапов, а также ответственность за нарушение сроков (размер неустойки). В смете же целесообразно не только продублировать итоговые сроки сдачи работ, но и сроки выполнения отдельных этапов строительства. Кроме того, важно указать перечень выполняемых мероприятий, объем необходимых материалов и величину трудовых затрат. Такие сведения дополнительно подтвердят размер доходов подрядчика и расходов заказчика по договору, которые можно будет учесть по окончании каждого этапа строительства.
Напомним, что, если договор подряда содержит условие о поэтапной сдаче работ, стороны учитывают соответствующие доходы и расходы в периоде их возникновения (ст. 271 и 272 НК РФ). Иначе доходы и расходы распределяются на весь срок действия договора подряда (п. 2 ст. 271 НК РФ). Минфин России разъясняет, что в этом случае распределять расходы можно равномерно или пропорционально доле фактических расходов на основании сметы (письма от 13.03.13 № 03-03-06/1/7506 и от 21.09.11 № 03-03-06/1/581).
Важно
Когда составление сметы при выполнении подрядных работ обязательно
В обязательном порядке смета разрабатывается только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
В остальных случаях необходимость в оформлении сметы определяет заказчик (п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87).
Однако на практике смету безопаснее составлять при выполнении любых подрядных работ. Ведь согласно статье 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ, и со сметой, определяющей цену работ
4. Детальный перечень работ с указанием единиц измерения поможет определить характер работ для целей налогообложения прибыли. Дело в том, что при ремонте и реконструкции (модернизации) компания нередко проводит схожие виды работ. Однако для целей налогообложения прибыли затраты на их проведение учитываются по-разному. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа, исследовав в том числе локальные сметы с указанием конкретных работ, их объема и стоимости, пришел к выводу, что спорные расходы не увеличивают первоначальную стоимость отремонтированного объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ), так как по своему характеру не относятся к случаям достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения (постановление от 27.09.10 № А33-18167/2008). В результате компании удалось списать расходы в налоговом учете единовременно.
5. В смете целесообразно предусмотреть возможность проведения дополнительных работ. В случае необходимости проведения дополнительных работ подрядчик обязан заранее предупредить об этом заказчика. Ведь дополнительные работы могут привести к увеличению первоначальной сметной стоимости. Заранее предусмотреть как саму необходимость проведения работ, не поименованных в смете, так и их объем и характер сложно. Поэтому целесообразно ограничиться общими фразами о том, что подрядчик обязуется своими силами, но за счет заказчика устранить возможные дефекты, скрытые повреждения или провести иные сопутствующие строительству работы (в частности, вывоз ТБО, уборку территории и пр.).
Если такие работы согласованы с заказчиком и имеется соответствующее документальное подтверждение, то подрядчик имеет право на оплату дополнительных расходов, даже если они не были прямо указаны в смете (постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.12.11 № Ф03-5863/2011). В противном случае основания для оплаты таких дополнительных работ отсутствуют (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.13 № А79-6560/2012). Следовательно, по мнению автора, смета, в которой содержится оговорка о проведении необходимых дополнительных работ, послужит одним из документов, подтверждающих для целей налогообложения прибыли экономический смысл понесенных расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
6. Стороны могут предусмотреть корректировку сметы в рамках исполнения договора. Если договор подряда не содержит условия о том, что цена является приблизительной, стороны впоследствии не смогут ее изменить (п. 4 и 6 ст. 709 ГК РФ). При выполнении СМР целесообразнее сделать оговорку о том, что цена работ является приблизительной. Поскольку велика вероятность того, что подрядчику придется использовать более дорогие материалы, или же появится необходимость провести дополнительные работы на объекте. Аналогичные сведения о возможности корректировки условий договора безопаснее отразить и в смете.
Отметим, что стоимость материалов, которые подрядчик использует при осуществлении работ, может существенно отличаться от величин, заложенных в смете. Кроме того, может значительно возрасти стоимость услуг третьих лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик имеет право требовать увеличения первоначальной цены, а при отказе заказчика — расторгнуть договор (ст. 451 и п. 6 ст. 709 ГК РФ). Если же заказчик, получив уведомление о необходимости превышения установленных договором объемов и стоимости работ, отказался от оплаты работ в этой части и подрядчик не потребовал расторжения договора, то риск возможных неблагоприятных последствий в случае продолжения работы полностью ложится на подрядчика (постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.12 № А55-485/2011).
Зачастую налоговики отказывают компании в признании расходов и применения вычета НДС по договору подряда, если объем работ по смете отличается от зафиксированного в акте выполненных работ. Или же окончательная стоимость по справке КС-3 не совпадает со стоимостью, прописанной в смете. Однако судебная практика подтверждает правомерность корректировки первоначальной сметы в ходе работ и по факту их исполнения. Так, в одном из дел, рассмотренном Семнадцатым арбитражным апелляционным судом, инспекция выявила расхождения в смете, акте выполненных работ и справке о стоимости выполненных работ. Но суд признал неправомерным отказ инспекции в предоставлении вычета по НДС и принятии расходов по налогу на прибыль по этому основанию. Поскольку указанные расхождения не опровергают реальность хозяйственных операций и не доказывают фактическое выполнение работ на меньшую сумму (постановление от 29.04.11 № 17АП-2974/2011-АК). ФАС Уральского округа постановлением от 12.08.11 № Ф09-4833/11 оставил в силе решение суда апелляционной инстанции.
7. Смета должна быть согласована и утверждена (подписана) обеими сторонами договора. При отсутствии в смете даты ее составления, подписей представителей заказчика и подрядчика и их должностей суды могут прийти к выводу, что смета не относится к конкретному договору подряда (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.13 № Ф03-736/2013). В этом случае велика вероятность доначисления налога на прибыль и НДС со стоимости спорных работ, предусмотренных в смете.
5. ЗАКОН от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии
1. В соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
2) разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
3) деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
6) производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
7) разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
8) разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
9) разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
10) разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом;
11) деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
12) эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
13) Пункт утратил силу с 1 июля 2013 года - Федеральный закон от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
14) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
15) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
16) производство лекарственных средств;
17) производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники;
18) оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
19) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
20) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
21) деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
22) деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
23) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
24) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
25) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
26) деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
27) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
28) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
29) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
30) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
31) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
32) частная охранная деятельность;
33) частная детективная (сыскная) деятельность;
34) заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
35) оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
36) оказание услуг связи;
37) телевизионное вещание и радиовещание;
38) деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);
39) деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
40) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково");
41) Пункт утратил силу - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 216-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
42) геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства);
43) производство маркшейдерских работ;
44) работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
45) деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
46) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
47) фармацевтическая деятельность;
48) деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
49) деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
50) деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
51) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами.