Проценты должна выплатить инспекция по новому местонахождению организации. Это подтверждается письмами ФНС России и многочисленной судебной практикой.
Во-первых, налоговые органы — единая централизованная система ( п. 1 ст. 30 НК РФ ). Соответственно все инспекции можно рассматривать как единый орган.
Во-вторых, Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.05.06 № 1334/06 указал, что после перевода компании в другую инспекцию обязанность по возврату НДС возлагается на инспекцию по новому месту учета. Федеральные арбитры приходят к аналогичному выводу независимо от того, что заявление о возврате налога было подано в инспекцию по прежнему месту учета (постановления ФАС Московского округа от 27.12.11 № А41-6486/11 ,от 20.01.11 № А40-168718/09-112-1339 , от 15.09.10 № А40-135506/09-112-1037 и от 21.01.11 № А40-170486/09-107-1412 ).
Так, в постановлении от 10.07.08 № А40-55820/07-98-312 ФАС Московского округа указал, что налоговый орган должен осуществлять возмещение НДС по месту учета налогоплательщика на момент возврата, а повторное обращение с заявлением о возмещении налога в таких случаях налоговым законодательством не предусмотрено.
Следовательно, если налогоплательщик подал в инспекцию заявление о возврате налога или уплате процентов, а затем сменил место учета, то возврат налога обязан осуществить налоговый орган по новому месту учета на основании предоставленных сведений от налогового органа по прежнему месту учета.
Однако есть постановления, в которых высказана противоположная позиция судей — возмещать налог должна инспекция по прежнему месту учета налогоплательщика. Арбитры при этом указывают, что смена организацией юридического адреса и места постановки на учет не означает, что инспекция, в которой он ранее состоял на учете и в которую поданы декларации и заявление о возврате НДС, освобождается от обязанности возместить налог (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № А40-147901/10-115-646 ,Западно-Сибирского от 21.12.09 № А45-7056/2009 и Уральского от 16.08.07 № А60-2496/07округов).
Обоснование
Из статьи журнала «РНК», № 17, сентябрь 2012
Опираясь на судебную практику, компания может ускорить возврат НДС из бюджета
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Нюансы возврата НДС при смене места регистрации компании
При смене места регистрации налоговики не могут определиться, кто именно должен возместить налог. Так, инспекторы по новому месту учета отсылают организацию за получением возмещения в инспекцию по старому месту учета, в которую и было подано заявление. Основание — налоговый орган по новому месту учета не проводил камеральную проверку документов о возмещении НДС. А прежняя инспекция отправляет компанию обратно к новому месту учета, ссылаясь на то, что весь комплект документов по ней уже отправлен туда. Соответственно процесс возмещения налога затягивается, и не на один месяц. Однако налоговики не имеют на это права.
Во-первых, налоговые органы — единая централизованная система ( п. 1 ст. 30 НК РФ ). Соответственно все инспекции можно рассматривать как единый орган.
Во-вторых, Президиум ВАС РФ в постановлении от 30.05.06 № 1334/06 указал, что после перевода компании в другую инспекцию обязанность по возврату НДС возлагается на инспекцию по новому месту учета. Федеральные арбитры приходят к аналогичному выводу независимо от того, что заявление о возврате налога было подано в инспекцию по прежнему месту учета (постановления ФАС Московского округа от 27.12.11 № А41-6486/11 ,от 20.01.11 № А40-168718/09-112-1339 , от 15.09.10 № А40-135506/09-112-1037 и от 21.01.11 № А40-170486/09-107-1412 ).
Так, в постановлении от 10.07.08 № А40-55820/07-98-312 ФАС Московского округа указал, что налоговый орган должен осуществлять возмещение НДС по месту учета налогоплательщика на момент возврата, а повторное обращение с заявлением о возмещении налога в таких случаях налоговым законодательством не предусмотрено.
Следовательно, если налогоплательщик подал в инспекцию заявление о возврате налога или уплате процентов, а затем сменил место учета, то возврат налога обязан осуществить налоговый орган по новому месту учета на основании предоставленных сведений от налогового органа по прежнему месту учета.*
Однако есть постановления, в которых высказана противоположная позиция судей — возмещать налог должна инспекция по прежнему месту учета налогоплательщика. Арбитры при этом указывают, что смена организацией юридического адреса и места постановки на учет не означает, что инспекция, в которой он ранее состоял на учете и в которую поданы декларации и заявление о возврате НДС, освобождается от обязанности возместить налог (постановления ФАС Московского от 11.07.11 № А40-147901/10-115-646 ,Западно-Сибирского от 21.12.09 № А45-7056/2009 и Уральского от 16.08.07 № А60-2496/07округов).
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 22.08.2014 № СА-4-7/16692
«По пункту 6.
Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Пунктом 6 Постановления № 57 разъяснено, что в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса, в случае изменения места нахождения организации и снятия ее в связи с этим с учета в налоговом органе по месту прежнего нахождения постановка этой организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 30 Кодекса, согласно которому налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами. Поэтому, по поданным ранее и не рассмотренным налоговым декларациям и заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению налог на добавленную стоимость, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту учета соответствующего налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а действия, связанные с исполнением решения, осуществляет налоговый орган по новому месту учета*».
ПИСЬМО ФНС РОССИИ ОТ 18.12.2012 № ЕД-4-8/21578@
«Федеральная налоговая служба направляет разъяснения по вопросу порядка исполнения решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость, принятого налоговым органом в соответствии с пунктом 7 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на основании решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), в случаях смены налогоплательщиком места постановки на налоговый учет, в том числе за пределами субъекта Российской Федерации, в котором он ранее состоял на учете.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 и пунктом 1 статьи 176 Кодекса налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость с заявленной суммой к возмещению представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
В случаях, если по итогам камеральной налоговой проверки налоговой декларации налоговый орган подтвердил обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, и принял решение о возврате суммы налога, но не осуществил возврат указанной суммы в связи со сменой налогоплательщиком места постановки на налоговый учет, налоговый орган по новому месту постановки налогоплательщика на налоговый учет на основании и в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 176 Кодекса, оформляет поручение на возврат суммы налога и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства в виде заявки на возврат* согласно приложению № 3 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденному приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.
В случае наличия вступившего в законную силу решения суда, обязывающего конкретный налоговый орган произвести возврат налога на добавленную стоимость, подлежащего к возмещению, налоговый орган по новому месту постановки налогоплательщика на налоговый учет на основании вступившего в законную силу решения суда и в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 176 Кодекса, принимает решение о возврате суммы налога и направляет поручение на возврат суммы налога на добавленную стоимость, аналогично порядку исполнения решения о возврате суммы налога, принятого в соответствии пунктом 8 статьи 176 Кодекса.
При этом налоговый орган, направивший в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, уведомляет налогоплательщика о фактическом исполнении решения суда, а при наличии возбужденного исполнительного производства, также соответствующего судебного пристава о произведенных действиях за налоговый орган, указанный в судебном акте.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов».