Из вопроса следует, что в Вашем случае цена реализации добытого полезного ископаемого ниже себестоимости осуществленных расходов по его добыче. Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность (п. 1 ст. 252 НК РФ). Анализ судебной практики позволяет указать, что расходы являются экономически обоснованными, если доказано наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Московского округа от 30 мая 2013 г. № А40-79395/12-90-422 и от 4 сентября 2012 г. № А40-9474/12-140-44). Расходы являются экономически обоснованным, если существует связь расходов с обязанностями, установленные условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 9 апреля 2013 г. № А35-7128/2012, Северо-Кавказского округа от 25 июля 2012 г. № А53-11418/2011).
Налоговое законодательство имеет прямую норму о том, что при реализации возможен убыток, который учитывается при налогообложении (п. 2 ст. 268 НК РФ). Сделка, которая осуществляется во избежание неблагоприятных последствий (неуплата налогов, невыплата заработной платы, назначение штрафов) является экономически обоснованной. Об этом сказано, например, в письме Минфина России от 22.10.2007 № 03-03-06/1/729.
Но Ваш договор составлен таким образом, что общество изначально осуществляет данную сделку с целью получения убытка (необоснованная налоговая выгода), поскольку в договоре поставки заведомо указана цена ниже себестоимости. Такую сделку ничтожной не признают, но соблюдение законодательства о рыночной цене для целей расчета налога на прибыль и НДПИ налоговые органы будут требовать. О том, как обосновать продажу ниже себестоимости дополнительными способами см.:
– Если продукция реализована ниже себестоимости
– Журнал «Учет в туристической деятельности», № 7, ноябрь 2008 Продажа путевок ниже себестоимости. Последствия
– Журнал «Учет в торговле», № 4, IV квартал 2009 Как обосновать продажу ниже себестоимости
– Журнал «Упрощенка», № 8, август 2009 Продажа материалов ниже себестоимости
– Журнал «Учет в строительстве», № 1, январь 2014 Реализация квартир работникам ниже себестоимости
Обоснование
1. Из ситуации: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на производство продукции, если в связи с порчей она была продана по цене значительно ниже ее себестоимости
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга
Да, можно.
Расходы на производство и реализацию продукции организация списывает по соответствующим статьям расходов (материальные расходы, расходы на оплату труда и т. д.). При этом:
- прямые расходы учитываются в составе затрат по мере реализации продукции, в состав которой они включены (абз. 2 п. 2 ст. 318 НК РФ);
- косвенные расходы в полном объеме относятся к расходам текущего периода (абз. 1 п. 2 ст. 318 НК РФ).
Уцененную продукцию организация реализовала, хотя и по цене значительно меньшей, чем ее себестоимость. Значит, расходы, понесенные при производстве продукции, были направлены на получение дохода. Несмотря на то что полученный доход меньше расходов по испорченным единицам продукции, в целом деятельность организации направлена на получение прибыли. И то, что при реализации конкретной единицы получен убыток, не имеет решающего значения. Поэтому расходы на производство испорченной и впоследствии реализованной с уценкой готовой продукции можно учесть при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 318 НК РФ). Аналогичного мнения в некоторых своих разъяснениях придерживаются и контролирующие ведомства* (письма Минфина России от 22 октября 2007 г. № 03-03-06/1/729, от 31 августа 2007 г. № 03-03-06/1/629, МНС России от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162, от 3 марта 2004 г. № 02-5-11/40). Поддерживает такую позицию и Конституционный суд РФ в пункте 3 определения от 4 июня 2007 г. № 366-О-П.
2. Из статьи журнала «Учет в торговле», IV квартал 2009 год
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как обосновать продажу ниже себестоимости
Ю.П. Гладышева, налоговый консультант
В связи с сокращением объема продаж торговая компания вынуждена предоставлять покупателям скидки. Причем в некоторых случаях их размер превышает торговую наценку. Избежать претензий налоговиков в такой ситуации поможет грамотное обоснование принятого решения*.
Убыток закономерен, но...
Казалось бы, в условиях экономического кризиса со стороны налоговых органов никаких претензий быть не должно. И пункт 2 статьи 268 Налогового кодекса РФ содержит прямое указание, что при реализации товаров возможен убыток, который учитывается при налогообложении. То есть цена приобретения с учетом расходов, связанных с реализацией, может превышать выручку.
Однако слишком низкие цены все равно могут вызвать у налоговиков вопросы. Поэтому налогоплательщику, стремящемуся в максимальной степени избежать спора, желательно учесть несколько обстоятельств. Во-первых, нужно понимать, когда претензии налоговиков возможны, а когда маловероятны. Во-вторых, следует заранее предпринять меры для снижения риска. В-третьих, желательно оценить свои шансы в судебном разбирательстве.
...у налоговиков есть сомнения
Цены могут не понравиться проверяющим из-за того, что они посчитают их нижерыночных. Компанию также могут заподозрить в получении необоснованной налоговой выгоды*.
Проверка рыночного уровня цен
Для того чтобы на законных основаниях сравнить цену по договору с рыночной, у налоговиков должны быть основания, например взаимозависимость участников сделки, а также значительные колебания применяемых цен в течение непродолжительного периода.
Но одного этого для наступления негативных последствий для компании недостаточно. Применить положения статьи 40 Налогового кодекса РФ и доначислить налоги инспекторы смогут, только если им удастся доказать, что фактические цены реализации ниже рыночных более чем на 20 процентов.
Как показывает арбитражная практика, корректно, с соблюдением требований налогового законодательства определить рыночную цену конкретного товара иобосновать ее так, чтобы убедить в своей правоте судей, налоговикам непросто (см., например, определение ВАС РФ от 6 мая 2008 г. № 5849/08).
Часто не удовлетворяет судей и источник информации о ценах, использованный налоговиками, или выбор ими идентичного (однородного) товара для сравнения. Компания может объяснить снижение цен объективными причинами, в том числе проведением маркетинговой акции, стимулированием спроса и т. п.
Кроме того, убыточность одной сделки, если деятельность компании в целом прибыльна, вообще не может быть причиной претензий (см., например, постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2009 г. № КА-А40/1012-09-П).
Обычные скидки к цене товаров прямо предусмотрены статьей 40 Налогового кодекса РФ.
Необоснованная выгода
В случае если налоговики попытаются усмотреть в действиях организации умысел на получение необоснованной налоговой выгоды, нужно знать, что здесь главной защитой является наличие реальной экономической цели сделки. Это означает, что снижение налоговой базы не должно быть основной или тем более единственной целью. Поэтому если компания может четко объяснить, зачем и почему товар продан без прибыли (с убытком), то даже при возникновении претензий имеется большая вероятность, что суд признает правоту налогоплательщика. Пример такого решения содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 8 ноября 2006 г. № А05-15946/2005.*
Для того чтобы снизить риск возникновения проблем, компании следует позаботиться о документах, которые можно будет представить налоговикам (например, докладная записка специалиста по продажам с информацией о снижении спроса и падении динамики продаж). Не помешает также расчет, подтверждающий, что затоваривание негативно влияет на финансовые показатели компании в большей степени, чем снижение отпускных цен на товар. Или что рыночные цены имеют тенденцию к снижению, нежели к повышению, и т. д. Собственно говоря, если продажа по низкой цене действительно обусловлена рыночными причинами, подготовить такое обоснование будет несложно.