По общему правилу смена учредителя (собственника) на порядок работы (порядок ведения бухгалтерского и налогового учета) организации не влияет. При этом при смене собственника организации необходимо провести инвентаризацию активов. В таком случае при проведении инвентаризации будет установлено расхождение между документальным и фактическим наличием остатков товаров. И по итогу инвентаризации документальные и учетные данные о товаре должны быть приведены к соответствию с фактическими данными. В ином случае (если инвентаризация проведена не будет, и расхождения между документами и фактом по наличию товара останется) при проверке данный факт может быть расценен контролирующими органами как грубое нарушение правил ведения бухучета. За что предусмотрена административная ответственность в виде штрафов для организации и её ответственных лиц.
Обоснование
1. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Когда обязательно проводить инвентаризацию
Полный перечень случаев, когда организация обязана проводить инвентаризацию, есть в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Среди них:
передача имущества в аренду, его выкуп и продажа;
составление годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
смена материально ответственных сотрудников (например, кассира или кладовщика);
выявленные хищения, злоупотребления или порчи имущества;
стихийные бедствия, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями;
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
реорганизация или ликвидация организации;
другие случаи, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми документами (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).
2. Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса Чем грозит нарушение правил ведения бухучета
За грубое нарушение правил ведения бухучета налоговая инспекция может оштрафовать организацию по статье 120 Налогового кодекса РФ. Так, грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов признаются отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в бухучете активов и хозяйственных операций.
Если организация допустила такое нарушение в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 10 000 руб. А если в течение нескольких, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. Если при этом организация еще и занизила налоговую базу, то в бюджет придется отдать 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
Есть также мера наказания и для ответственных сотрудников организации. Она прописана в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Там грубым нарушением правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности признаются:
искажения в бухучете, из-за которых организация занизила сумму начисленного налога не менее чем на 10 процентов. Но грубыми ошибками являются лишь те, которые связаны именно с бухучетом и при этом привели к недоимке;
искажение показателя любой строки бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
За любое из этих нарушений, а также за несоблюдение сроков и порядка хранения учетных документов по заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать ответственных сотрудников организации (например, ее руководителя) на сумму от 2000 до 3000 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому виновным в нарушении обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). Руководителя же признают таковым, только если:
в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
учет и расчет налогов вела сторонняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Если руководитель организации не организовал ведение бухучета, то суд может признать такие действия как злоупотребление полномочиями. А если при этом еще докажут, что он преследовал корыстные цели, то суд может приговорить его к ответственности по статье 201 Уголовного кодекса РФ.
3. Из статьи Бухучет по-новому. Как уже сейчас подготовиться к изменениям 2013 года
Журнала «Семинар для бухгалтера» № 8, август 2012
Инвентаризация
Поговорим о том, что изменится в порядке проведения инвентаризации в компании. В новом законе отсутствует прямое описание случаев проведения обязательной инвентаризации. Для нас с вами процедура инвентаризации привычна при годовой отчетности, при каких-то хищениях, при смене собственника, при возникновении форс-мажорных обстоятельств.