По общему правилу начать применение патентной системы можно в любое время. Для этого достаточно приобрести патент на определенный срок. Срок действия патента может быть от 1 до 12 месяцев включительно, но в пределах одного календарного года. Следовательно, ИП может в течение года несколько раз открывать патент на 2-3 месяца.
ИП вправе в любое время в течение года перейти с упрощенки на патент, если он ведет деятельность, которая подпадает под этот спецрежим. При этом право на упрощенку он может сохранить либо прекратить в момент перехода на патент.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации все законно.
Но есть риски, что если будете так действовать постоянно, то спровоцируете ИФНС на проведение проверки. И не исключено, что инспекторы квалифицируют такие действия, как умышленный уход от налогов. За это предусмотрена и уголовная ответственность в том числе.
Обоснование
Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Кто может применять патентную систему налогообложения
Начало применения и срок действия патента
Начать применение патентной системы можно в любое время. Для этого достаточно приобрести патент на определенный срок.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Срок действия патента может быть от 1 до 12 месяцев включительно, но в пределах одного календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). То есть налоговый период не может начинаться в одном календарном году, а заканчиваться в другом.
По общему правилу началом ведения деятельности на основе патента признается указанная в патенте дата начала его действия (п. 1 ст. 346.46 НК РФ). Вместе с тем, патент может быть выдан предпринимателю и позже даты, обозначенной в этом документе. То есть дата постановки на учет и дата начала действия патента могут не совпадать. В такой ситуации считается, что предприниматель начал применять спецрежим со дня постановки на учет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 июля 2013 г. № 03-11-09/26233. Документ доведен до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 26 июля 2013 г. № ЕД-4-3/13693, которое размещено на официальном сайте налогового ведомства.
Вновь зарегистрированные предприниматели могут применять спецрежим сразу, с первого дня ведения деятельности. Однако это возможно, если деятельность на основе патента будет в регионе проживания предпринимателя. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.45 и пункта 1 статьи 346.46 Налогового кодекса РФ.
Заявление на получение патента
Чтобы применять патентную систему, подайте в налоговую инспекцию заявление.
Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 18 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/589. Если же вы из тех предпринимателей, что имеют право применять нулевую или пониженную ставку налога, специалисты налоговой службы рекомендуют подавать заявление по другой форме, приложенной к письму ФНС России от 1 июля 2015 г. № ГД-4-3/11496. Это касается, в частности, предпринимателей Крыма и Севастополя.
Гражданам, которые уже ведут предпринимательскую деятельность, подать заявление нужно не позднее чем за 10 рабочих дней до того, как планируете применять патентную систему.
Переход на патент с других спецрежимов
Переход на патент с упрощенки
Предприниматель вправе в любое время в течение года перейти с упрощенки на патент, если он ведет деятельность, которая подпадает под этот спецрежим.
Так, возможны следующие варианты:
1. Предприниматель ведет один вид деятельности в разных субъектах РФ (или в разных муниципальных образованиях). В этом случае он вправе в одном субъекте РФ (или муниципальном образовании) перейти на патент, а в другом продолжать применять упрощенку.
2. Предприниматель ведет в одном субъекте РФ (или муниципальном образовании) разные виды деятельности. По любому из видов деятельности, которые подпадают под применение патента предприниматель вправе в любое время в течение года перейти на патент. По остальным видам деятельности – продолжать применять упрощенку. Ведь совмещение данных спецрежимов допускается.
3. Предприниматель ведет в одном субъекте РФ (или муниципальном образовании) один вид деятельности на упрощенке, по которому также можно применять и патентную систему. И в таком случае коммерсант может в любой момент перейти на патент. Право на упрощенку он может сохранить либо прекратить в момент перехода на патент (п. 8 ст. 346.13 НК РФ).
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-11-11/4299 и от 16 мая 2013 г. № 03-11-09/17358 (направлено письмом ФНС России от 24 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11411 налоговым инспекциям для использования в работе и размещено на официальном сайте налоговой службы).
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
К какой ответственности может быть привлечена организация (ее должностные лица) по результатам налоговой проверки
По результатам налоговой проверки инспекция может применить к организации и ее должностным лицам налоговую или административную ответственность. В некоторых случаях материалы проверки инспекция может передать в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.
Размеры санкций могут меняться в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину плательщика, допустившего нарушения.
Налоговая ответственность
По результатам налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) руководитель инспекции (его заместитель) может привлечь организацию к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Исключениями из этого правила являются обстоятельства, при которых организации освобождаются от налоговой ответственности. К таким обстоятельствам относятся:
– истечение срока давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение;
– отсутствие вины организации в совершении налогового правонарушения.
Об этом говорится в статье 109 Налогового кодекса РФ.
Административная ответственность
Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц от административной и уголовной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).
Если в ходе налоговой проверки инспекция обнаружит подведомственные ей административные правонарушения, будет составлен протокол, который поступит на рассмотрение руководителю инспекции или в суд, в зависимости от вида нарушения. Окончательное решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимает руководитель инспекции (судья). Это следует из положений пункта 5 части 2 и части 1 статьи 28.3, статей 23.1, 23.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если должностное лицо совершит два и более административных правонарушения, то его накажут за каждое из них (ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ). В то же время привлекать к административной ответственности дважды за одно и то же правонарушение законодательство не разрешает (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, бухгалтера нельзя дважды привлечь к административной ответственности за несвоевременную сдачу одной и той же декларации, если это нарушение будет выявлено инспекцией сначала в ходе одной проверки, а затем в ходе другой. При назначении административного наказания будут учтены как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства (п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность
Привлечь должностных лиц к уголовной ответственности по итогам налоговой проверки инспекция не может. Если проверка позволяет предполагать, что в организации совершено налоговое преступление, данные об этом должны быть переданы в органы внутренних дел. На основе этих данных представители органов внутренних дел будут решать вопрос о возбуждении уголовного дела и о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Об этом говорится в пункте 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе налоговых преступлений и мерах ответственности за них см. таблицу.
Из рекомендации
Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства
Преступление | Наказание | Основание | ||||
штраф | принудительные работы | арест | лишение свободы | |||
в руб. | в размере дохода, полученного виновным лицом за период, лет | |||||
Организации и предприниматели | ||||||
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации на сумму более: – 2 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 10 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате; – 6 000 000 руб. (без других дополнительных условий) |
100 000 – 300 000 | 1–2 | до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
до 6 месяцев |
до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | |
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, на сумму более: – 2 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 10 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате; – 6 000 000 руб. (без других дополнительных условий) |
200 000 – 500 000 | 1–3 | до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | – | до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | |
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации на сумму более: – 10 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 20 процентов от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате; – 30 000 000 руб. (без других дополнительных условий) |
200 000 – 500 000 | 1–3 | до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | – | до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | |
Сокрытие денежных средств или имущества организации (предпринимателя), за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и сборам, совершенное собственником (руководителем, иным лицом, осуществляющим управленческие функции) организации либо предпринимателем, на сумму более 1 500 000 руб. | 200 000 – 500 000 | 18 месяцев – 3 года | до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового | – | до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
* Лицо, которое впервые совершило преступление, освобождается от уголовной ответственности, если недоимка по налогу (сбору, пеням, штрафам) полностью погашена (примечание 2 к ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 76.1 УК РФ).
** Лицо, которое впервые совершило преступление, освобождается от уголовной ответственности, если недоимка по налогу (сбору, пеням, штрафам) полностью погашена. Недоимка может быть погашена как самим виновным лицом за счет собственных средств, так и организацией, в которой было выявлено уклонение от уплаты налогов (примечание 2 к ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 76.1 УК РФ).