Расходы, которые налогоплательщик применяющий упрощенную систему может учесть при расчете налога перечислены в закрытом перечне Налогового кодекса. Кроме того, они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Экономическая обоснованность - оценочное понятие. Налогоплательщик самостоятельно определяет, какие его расходы экономически обоснованы.
В отношении определенных видов расходов законом предусмотрена возможность учесть их при условии, что они экономически обоснованы. В отношении других видов расходов такая возможность не предусмотрена.
Расходы по покупке цветных чернил для заправки картриджа, заправку и ремонт картриджей сами по себе не упомянуты в закрытом перечне расходов. Однако в некоторых случаях их можно рассматривать не в качестве самостоятельного вида затрат, а как элемент другой группы расходов. Если эта группа расходов учитывается при расчете единого налога, то и сопутствующие расходы могут быть учтены.
Услуги по перевозке грузов и расчет стоимости договорной цены могут быть учтены в составе материальных расходов, если приобретение этих услуг носит производственный характер, т.е. непосредственно связано с теми услугами, которые оказывает Ваша компания.
Оплата сотовой связи может быть включена в состав расходов на оплату связи.
Расходы на приобретение сметных программ и покупку прав для сдачи отчетности можно учесть как расходы на приобретение нематериальных активов и компьютерных программ.
Расходы на обучение сотрудников можно учесть в составе расходов на подготовку и переподготовку кадров.
Расходы на приобретение питьевой воды в закрытый перечень не входят. Проверяющие считают, что такие расходы не уменьшают доходы. Однако есть аргументы учесть расходы на воду, если это предусмотрено локальными нормативными актами (коллективными или трудовыми договорами).
Что касается курьерских услуг, то они не содержатся в закрытом перечне расходов, поэтому учитывать их в составе расходов неправомерно.
Обоснование
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке
Налогоплательщики, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, могут уменьшать налоговую базу на сумму понесенных расходов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.
Признание расходов
Перечень расходов, которые можно признать при упрощенке, является строго ограниченным. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входят, в частности:
- расходы на приобретение (сооружение, изготовление), а также достройку (дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств;
- затраты на приобретение или самостоятельное создание нематериальных активов;
- материальные расходы, в том числе расходы на покупку сырья и материалов;
- расходы на оплату труда;
- стоимость покупных товаров, приобретенных для перепродажи;
- суммы входного НДС, уплаченные поставщикам;
- другие налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством. Исключение составляет сам единый налог, а также НДС, выделенный в счетах-фактурах и уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Эти налоги включать в состав расходов нельзя (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
- расходы на техобслуживание ККТ и вывоз твердых бытовых отходов;
- расходы на обязательное страхование сотрудников, имущества и ответственности и т. д.
Кроме того, по итогам года налоговую базу можно уменьшить за счет убытков прошлых лет (п. 7 ст. 346.18 НК РФ).
Расходы, не указанные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, для целей налогообложения не принимаются (например, стоимость украденного имущества (недостачи)). Помимо этого не учитывайте при расчете единого налога суммовые разницы по договорам, выраженным в условных единицах (п. 3 ст. 346.17 НК РФ).
Особенности признания отдельных расходов при расчете единого налога представлены в таблице.
Условия для признания расходов
Все расходы налогоплательщика, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, ряд расходов, поименованных в пункте 2 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, можно признать при расчете единого налога только при выполнении требований, предусмотренных для них главой 25 Налогового кодекса РФ. Такой порядок установлен для:
- материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются к учету по тем же правилам, что установлены для учета материальных расходов при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 254 НК РФ). Исключение составляет дата признания таких расходов: налоговую базу по единому налогу они уменьшают сразу после оплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
- расходов на оплату труда и выплату пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Эти затраты принимаются к учету в порядке, установленном для признания расходов на оплату труда при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16, ст. 255 НК РФ). О включении в состав расходов больничных пособий, выплаченных за счет страховых взносов в ФСС России, см. Как учесть при налогообложении выплату больничного пособия. Организация применяет специальный налоговый режим;
- расходов на обязательное страхование сотрудников, имущества и ответственности (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Они принимаются к учету по правилам, установленным в статье 263 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). В частности, с 2012 года расходы на обязательное страхование гражданской ответственности могут учитывать организации – владельцы опасных объектов, перечень которых приведен в статье 5 Закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ (письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-11-06/2/41);
- расходов, поименованных в подпунктах 10–21 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Они признаются в налоговой базе по правилам, установленным статьей 264 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ);
- процентов по предоставленным кредитам и займам, а также расходов, связанных с оплатой услуг банков (подп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие затраты включаются в расчет налоговой базы в порядке, предусмотренном статьями 264, 265 и 269 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Оплата услуг сторонних организаций
Ситуация: можно ли учесть при расчете единого налога при упрощенке расходы, связанные с передачей налоговой отчетности через Интернет. Организация (автономное учреждение) платит единый налог с разницы между доходами и расходами
Да, можно.
Чтобы передавать налоговую отчетность по электронным каналам связи, организации, помимо доступа в Интернет, нужны следующие компоненты:
– усиленная квалифицированная электронная подпись (сертификат ЭП);
– программа криптографической защиты информации (СКЗИ);
– программа для формирования и отправки отчетности.
Обычно все эти программы и услуги можно заказать у одной компании – спецоператора, с которым необходимо заключить договор. При этом нужно определить, кто в организации будет владеть сертификатом ЭП. Как правило, это руководитель, имеющий право подписывать налоговую отчетность. На его имя будет оформлен электронный ключ.
В зависимости от того, как составлен договор со спецоператором и какие именно услуги он оказывает организации, расходы, связанные с передачей отчетности через Интернет, могут включать в себя:
– затраты на приобретение необходимого программного обеспечения (включая оплату ЭП). При расчете единого налога их можно учесть на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ;
– затраты на обслуживание системы (включая доступ к специальным каналам связи). Эти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подпункта 18 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 октября 2007 г. № 03-11-04/2/250, от 1 августа 2007 г. № 03-11-04/2/193, от 12 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/100, от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79.
Любые из перечисленных расходов при расчете единого налога можно учесть, только если они экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Для обоснования затрат у организации должны быть подтверждающие документы. Например, расходы по установке и настройке программного обеспечения можно подтвердить актом выполненных работ. Расходы на приобретение неисключительных прав на программу – лицензионным договором, фирменной инструкцией, заполненной карточкой пользователя.
Подтверждением расходов на изготовление электронной подписи служит сертификат ЭП. Организация может заказать несколько электронных подписей, например, для руководителя, финансового директора, главного бухгалтера. В этом случае спецоператор выдаст несколько сертификатов ЭП. В каждом из них будут указаны персональные данные их владельцев и наименование организации, отчетность которой они имеют право подписывать. Расходы на изготовление дополнительных электронных подписей организация может признать экономически обоснованными, только если все сертификаты оформлены на ее сотрудников.
Организации на упрощенке определяют доходы и расходы кассовым методом (п. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ). В связи с этим при расчете единого налога расходы на приобретение программного обеспечения признаются единовременно, но только после их оплаты. Расходы, связанные с обслуживанием системы, уменьшают налоговую базу по мере поступления от спецоператора расчетных документов, но тоже по факту оплаты. При этом включать в расходы предварительную оплату услуг нельзя.
Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов, связанных с передачей электронной налоговой отчетности по ТКС. Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами
В декабре 2015 года АО «Альфа» заключило договор на оказание услуг по передаче электронной отчетности по ТКС в налоговую инспекцию со спецоператором связи. Срок действия договора – один год, с 1 января по 31 декабря 2016 года.
В рамках договора «Альфа» оплатила изготовление ключа электронной подписи и приобрела право пользования лицензионным программным обеспечением. Стоимость услуг – 6372 руб. (в т. ч. НДС – 972 руб.). Кроме того, «Альфа» внесла абонентскую плату за обслуживание системы в течение года в размере 4956 руб. (в т. ч. НДС – 756 руб.). Документы, подтверждающие выполнение работ по обслуживанию системы, спецоператор представляет ежемесячно.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи.
В декабре 2015 года:
Дебет 60 Кредит 51
– 11 328 руб. (6372 руб. + 4956 руб.) – перечислена оплата по договору со спецоператором;
Дебет 97 Кредит 60
– 5400 руб. – отражены в составе расходов будущих периодов затраты на приобретение программного обеспечения;
Дебет 19 Кредит 60
– 972 руб. – отражен НДС со стоимости программного обеспечения.
Ежемесячно в течение 2016 года:
Дебет 26 Кредит 60
– 413 руб. (4956 руб.: 12 мес.) – списаны расходы на абонентское обслуживание;
Дебет 26 Кредит 97
– 450 руб. – списана часть расходов будущих периодов;
Дебет 26 Кредит 19
– 81 руб. (972 руб.: 12 мес.) – списана на расходы часть НДС со стоимости программного обеспечения.
При расчете единого налога за 2015 год расходы по договору со спецоператором связи бухгалтер «Альфы» не учитывал. В 2016 году бухгалтер ежемесячно включает в состав расходов 944 руб. (413 руб. + 450 руб. + 81 руб.).
Ситуация: можно ли учесть при расчете единого налога расходы, связанные с оплатой стоимости услуг по изготовлению ксерокопий документов. Организация (автономное учреждение) применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами
Ответ на этот вопрос зависит от того, для каких целей сделаны ксерокопии.
Сами по себе затраты на изготовление ксерокопий налоговую базу по единому налогу не уменьшают. Это не предусмотрено пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Однако в некоторых случаях их можно рассматривать не в качестве самостоятельного вида затрат, а как элемент какой-либо другой группы расходов. И если эта группа расходов учитывается при расчете единого налога, то в ее составе налоговую базу будут уменьшать и затраты на изготовление ксерокопий. Разумеется, при условии что расходы экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Примерами таких групп расходов могут служить:
- расходы, связанные с приобретением основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В эту группу можно включить, например, расходы на ксерокопирование целого ряда документов, необходимых для регистрации прав на приобретенный объект недвижимости (п. 3 ст. 346.16 НК РФ, Закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ);
- материальные расходы или расходы, связанные с реализацией товаров (подп. 5 или 23 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Эту группу можно использовать для списания расходов на изготовление ксерокопий сертификатов на продукцию, которые необходимо представлять покупателям при продаже товаров (п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55);
- расходы, связанные с получением лицензии на осуществляемый вид деятельности (подп. 30 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В составе этой группы можно учитывать расходы на ксерокопирование документов для получения лицензии на ведение той или иной деятельности. Например, на образовательную деятельность (п. 10 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966).
Правомерность такого подхода подтверждают отдельные арбитражные решения (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 апреля 2006 г. № А33-16826/05-Ф02-1353/06-С1). Но поскольку официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому вопросу отсутствуют, каждый случай списания затрат на изготовление ксерокопий нужно тщательно обосновывать. В любом случае организация должна быть готова к тому, чтобы отстаивать свое решение в суде.
Ситуация: можно ли организации на упрощенке учесть расходы на оплату услуг по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ о контрагенте
Нет, нельзя.
Информация, которая содержится в ЕГРЮЛ, предоставляется по запросам организаций на возмездной основе. Размер платы за предоставление указанной информации в виде документов составляет 200 руб. за каждый документ. Размер платы за срочное предоставление информации составляет 400 руб. за каждый документ. Это следует из положений пункта 38 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н, и постановления Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 462.
Плату за предоставление сведений из ЕГРЮЛ следует квалифицировать как расходы на оплату информационных услуг. Перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу при упрощенке, приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Расходы на оплату информационных услуг в нем отсутствуют (в отличие от статьи 264 Налогового кодекса РФ, которая позволяет учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ)). Поскольку перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, закрыт и расширительному толкованию не подлежит, при налогообложении организация (автономное учреждение) не вправе учитывать плату за получение из ЕГРЮЛ сведений о своих контрагентах.
Оснований для того, чтобы списать плату за предоставление сведений из ЕГРЮЛ по другим статьям расходов, нет.
Прежде всего, предоставление такой информации не влечет за собой никаких правовых последствий, поэтому оно не является юридически значимым действием. Следовательно, плату, которая взимается в соответствии с пунктом 38 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н, нельзя квалифицировать как госпошлину (ст. 333.16 НК РФ) и включить в состав расходов на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 апреля 2012 г. № 03-11-06/2/57.
Не подпадает этот вид расходов и под действие подпункта 28 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, согласно которому налоговую базу по единому налогу уменьшает плата за предоставление информации о зарегистрированных правах. Названная норма позволяет включить в состав затрат плату за предоставление сведений о правах, принадлежащих организации (например, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество). Информация о контрагентах организации отношения к таким сведениям не имеет.
Предоставление сведений из ЕГРЮЛ о контрагенте нельзя рассматривать и как оказание юридических услуг (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Несмотря на то что понятие и состав юридических услуг законодательно не определены, из информационного письма Президиума ВАС РФ от 29 сентября 1999 г. № 48 можно сделать вывод, что к ним относятся предусмотренные договором практические действия, требующие определенной юридической квалификации исполнителя. Например, предоставление письменных консультаций и разъяснений по правовым вопросам, оценка, анализ и составление хозяйственных договоров, подготовка заявлений, жалоб, претензионная работа и т. д. Для получения сведений о контрагенте из ЕГРЮЛ не требуется ни привлечение квалифицированных юристов, ни заключение каких-либо договоров. Достаточно лишь запроса в произвольной форме и оплаты (п. 20 и 38 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н). Поэтому основания для признания таких услуг юридическими также отсутствуют.
<...>
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы
Состав расходов
К материальным расходам, в частности, относится стоимость:
- покупного сырья и материалов, используемых в процессе производства (за исключением стоимости возвратных отходов);
- покупных материалов, используемых для упаковки и другой предпродажной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);
- покупных комплектующих и полуфабрикатов, которые в дальнейшем будут подвергнуты обработке;
- топлива, воды и энергии, необходимых для технологических целей;
- работ (услуг) производственного характера, выполняемых сторонними организациями или предпринимателями, а также структурными подразделениями организации;
- имущества, не являющегося амортизируемым (покупных инструментов, производственного инвентаря, лабораторного оборудования, спецодежды и т. д.);
- затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
Полный перечень материальных расходов приведен в пункте 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ. Этот перечень не является исчерпывающим. В состав материальных расходов также могут быть включены другие документально подтвержденные и экономически оправданные затраты, которые непосредственно связаны с процессами производства и реализации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Помимо перечисленных затрат, к материальным расходам приравниваются:
- издержки на рекультивацию земель и другие природоохранные мероприятия (за исключением расходов, предусмотренных ст. 261 НК РФ);
- потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке ценностей в пределах норм естественной убыли;
- технологические потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг);
- расходы на горно-подготовительные работы при добыче полезных ископаемых и т. д.
Это предусмотрено пунктом 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как учесть при расчете налога на прибыль (метод начисления) расходы на покупку имущества стоимостью менее 100 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев. Имущество введено в эксплуатацию после 1 января 2016 года
Включите стоимость такого имущества в состав материальных расходов.
При расчете налога на прибыль амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Малоценное имущество (объекты стоимостью менее 100 000 руб. и сроком службы более 12 месяцев) удовлетворяет лишь одному из названных критериев. Поэтому для расчета налога на прибыль в состав амортизируемого имущества такие объекты не включаются.
Стоимость малоценного имущества включайте в состав материальных расходов. При этом организация вправе самостоятельно установить порядок списания такого имущества в учетной политике для целей налогообложения (например, единовременно в момент ввода в эксплуатацию, равномерно в течение срока использования). Это следует из положений подпункта 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что до 1 января 2016 года лимит стоимости для учета основных средств был 40 000 руб. Поэтому имущество, введенное в эксплуатацию до этой даты, можно было списать на материальные расходы, только если его стоимость не превышает 40 000 руб.
<...>
Налоговый кодекс РФ
Часть вторая
Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года
Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года
Статья 346.16. Порядок определения расходов
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и4 настоящей статьи);
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пунктов 3 и 4 настоящей статьи);
2.1) расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
2.2) расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая средства индивидуализации;
2.3) расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей и статьей 346.17 настоящего Кодекса;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса;
13) расходы на командировки, в частности на:
проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
суточные или полевое довольствие;
оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
15) расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги;
17) расходы на канцелярские товары;
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением налога, уплаченного в соответствии с настоящей главой, и налога на добавленную стоимость, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 настоящего Кодекса;
23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта), а также расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров;
25) расходы на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию;
28) плата за предоставление информации о зарегистрированных правах;
31) судебные расходы и арбитражные сборы;
32.1) вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";
33) расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 264 настоящего Кодекса;
34) подпункт дополнительно включен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 101-ФЗ; утратил силу с 1 января 2013 года - Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 94-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
35) расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники;
36) расходы по вывозу твердых бытовых отходов.
2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21, 34 пункта 1 настоящей статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269настоящего Кодекса.
3. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.В случае, если налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленномпунктами 2.1 и 4 статьи 346.25 настоящего Кодекса.Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 настоящего Кодекса классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с настоящей статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 настоящего Кодекса.В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
4. В целях настоящей главы в состав основных средств и нематериальных активов включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25настоящего Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 настоящего Кодекса.
Статья 254. Материальные расходы
1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
2. Стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.Стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного безвозмездно, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении либо частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 8, 13 и 20 части второй статьи 250настоящего Кодекса.
3. Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с материально-производственными запасами, включена в цену этих ценностей, из общей суммы расходов на их приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной тары и упаковки, принятых от поставщика с материально-производственными запасами, включается в сумму расходов на их приобретение.Отнесение тары к возвратной или невозвратной определяется условиями договора (контракта) на приобретение материально-производственных запасов.
4. В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов использует продукцию собственного производства, а также в случае, если в состав материальных расходов налогоплательщик включает результаты работ или услуги собственного производства, оценка указанной продукции, результатов работ или услуг собственного производства производится исходя из оценки готовой продукции (работ, услуг) в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.
6. Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях настоящей главы под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.Не относятся к возвратным отходам остатки материально-производственных запасов, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
7. К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются:
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия, если иное не установлено статьей 261настоящего Кодекса;
2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
метод оценки по средней стоимости;метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);