1. В налоговом учете необходимо списать сразу всю сумму в том месяце с которого начинается обслуживание, т.е. получен доступ. Так как для возникновения расхода, помимо фактической оплаты затрат, необходимо встречное прекращение обязательства (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому расходы на приобретение БСС «Система Главбух» нужно учесть в тот период, когда организация получит доступ к оплаченному программному обеспечению. Всю сумму платежа можно учесть единовременно. В момент списания на расходы стоимости комплекта БСС «Система Главбух» налоговую базу по единому налогу уменьшите и на сумму входного НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Подробно и пример см. 1. Рекомендация.
Нет, на ежемесячное списание акт (накладная) не представляется. При покупке комплекта БСС «Система Главбух» продавец предоставляет организации следующие документы:
• договор на поставку БСС «Система Главбух» и (или) счет (при безналичной форме оплаты);
• счет-фактуру на аванс (100%-ную предоплату);
• кассовый чек (корешок к приходному кассовому ордеру) при наличной форме расчетов;
• документы на поставку (накладная, счет-фактура на поставку).
Поэтому ежемесячное списание можно проводить на основании составленной бухгалтерской справки. Установленный порядок списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
2. Оценщика можно выбрать из перечня на сайте rao.rosminzdrav.ru и подписать с ним договор.
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, надо составить декларацию соответствия и подать ее в инспекцию труда по местонахождению (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Срок представления — не позднее 30 дней с даты подписания председателем комиссии отчета об оценке. Форма декларации есть в приказе Минтруда России от07.02.14 №80н. Пока он находится на регистрации в Минюсте. Декларация, как и результаты оценки, действует пять лет. Если в дальнейшем на рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается (ч. 7 ст. 11 закона №426-ФЗ). Больше никакой организации в данном вопросе отчитываться не нужно.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении приобретение БСС «Система Главбух». Организация применяет специальный налоговый режим
Комплект БСС «Система Главбух» предоставляется пользователю с условием внесения 100-процентной предоплаты и на определенный срок.
Договор на поставку БСС «Система Главбух» представляет собой смешанный договор, который содержит в себе элементы договора купли-продажи, договора об оказании услуг и лицензионного соглашения. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем (если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора) (п. 3 ст. 421 ГК РФ).
Исключительные права на БСС «Система Главбух» к пользователям не переходят, поэтому для целей бухучета полученный комплект не является нематериальным активом, который нужно учитывать на балансе – на счете 04 «Нематериальные активы» (ст. 1235, п. 1 ст. 1236 ГК РФ, абз. 3 п. 4, п. 37–39 ПБУ 14/2007).
Документальное оформление
При покупке комплекта БСС «Система Главбух» продавец предоставляет организации следующие документы:
- договор на поставку БСС «Система Главбух» и (или) счет (при безналичной форме оплаты);
- счет-фактуру на аванс (100%-ную предоплату);
- кассовый чек (корешок к приходному кассовому ордеру) при наличной форме расчетов;
- документы на поставку (накладная, счет-фактура на поставку).
Ситуация: заменяет ли счет, выставленный на оплату БСС «Система Главбух», договор на поставку, заключаемый в письменной форме. Организация применяет специальный налоговый режим
Да, заменяет при условии его оплаты. Это объясняется так.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом не установлена определенная форма для него (п. 1 ст. 434 ГК РФ).
Договор на поставку БСС «Система Главбух» представляет собой смешанный договор, который содержит в себе элементы договора поставки (купли-продажи) и лицензионного соглашения. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в нем (если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора) (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Договор поставки (купли-продажи) и лицензионное соглашение заключаются в письменной форме (ст. 1235, п. 1 ст. 161 ГК РФ).
Вместе с тем, письменная форма сделки считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор (оферта) принято в порядке пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ. Для этого лицо, получившее предложение заключить договор (оферту), должно совершить действия, указанные в этом предложении (акцепт). В рассматриваемой ситуации в качестве письменного предложения заключить договор (оферты) выступает выставленный счет на оплату БСС «Система Главбух». А действием, свидетельствующим о принятии данного предложения (ацептом, т. е. заключением договора), является оплата данного счета организацией. Такой порядок основан на положениях пунктов 1 и 3 статьи 434 и статьи 435 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, законодательство не ограничивает возможности сторон вступить в гражданско-правовые отношения посредством направления одной из них в адрес другой счета и его оплаты второй стороной.
Бухучет
По своим признакам для целей бухучета БСС «Система Главбух» относится к нематериальным активам (п. 3, 4 ПБУ 14/2007). Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются на забалансовом счете в оценке, установленной договором (п. 39 ПБУ 14/2007). Единовременный платеж за предоставленное право пользования комплектом БСС «Система Главбух» отразите на счете 97 «Расходы будущих периодов» и ежемесячно включайте в расходы по обычным видам деятельности в течение срока действия договора (абз. 2 п. 39 ПБУ 14/2007, п. 65 Положения по ведению бухучета и отчетности, Инструкция к плану счетов, п. 5, 7 ПБУ 10/99, письмо Минфина России от 12 января 2012 г. № 07-02-06/5).
План счетов не предусматривает отдельного забалансового счета для учета нематериальных активов, полученных в пользование. Поэтому организации нужно самостоятельно открыть забалансовый счет и закрепить это в учетной политике для целей бухучета (в рабочем плане счетов). Например, счет 012 «Программы для ЭВМ».
В бухучете внесение предоплаты, которую организация перечисляет за БСС «Система Главбух», отразите проводками:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51 (71)
– оплачена стоимость комплекта БСС «Система Главбух» (на основании выставленного счета на оплату, платежного поручения или авансового отчета подотчетного лица).
После получения БСС «Система Главбух» сделайте записи:
Дебет 012 «Программы для ЭВМ»
– учтена стоимость комплекта БСС «Система Главбух»;
Дебет 97 Кредит 60 субсчет «Расчеты по договору поставки БСС "Система Главбух"»
– отнесена на расходы будущих периодов стоимость комплекта БСС «Система Главбух» (на основании накладной);
Дебет 60 субсчет «Расчеты по договору поставки БСС "Система Главбух"» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– зачтена сумма выданного аванса в счет погашения кредиторской задолженности.
Механизм переноса расходов будущих периодов на себестоимость определите самостоятельно. Такие расходы можно списывать:
- равномерно;
- пропорционально доходам, полученным от реализации;
- другими способами.
Срок списания расходов определите периодом, на который был предоставлен доступ к БСС «Система Главбух». Начало этого периода (начало срока использования БСС «Система Главбух») обусловлено форматом предоставляемого программного обеспечения. Для интернет-версии – с момента активации кода доступа.
Сам срок использования комплекта БСС «Система Главбух» указан в договоре на поставку.
Установленный порядок списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 4, 8 ПБУ 1/2008).
Ежемесячно в течение срока доступа к БСС «Система Главбух» делайте проводку:
Дебет 26 (44) Кредит 97
– списана часть стоимости комплекта БСС «Система Главбух».
Такой порядок основан на положениях Инструкции к плану счетов (счета 97, 60, 44, 26), пунктов 18 и 19 ПБУ 10/99.
Для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета расходов.
УСН
Налоговую базу организаций, которые применяют упрощенку и платят единый налог с доходов, расходы на приобретение программного обеспечения БСС «Система Главбух» не уменьшат (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).
НДС, уплаченный в составе аванса, к вычету не принимайте (п. 2 ст. 346.11, ст. 171 НК РФ).
Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, учесть предоплату в счет поставки БСС «Система Главбух» также не получится (подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Чтобы включить расходы в расчет налоговой базы, помимо фактической оплаты затрат необходимо встречное прекращение обязательств (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому до момента фактического приобретения (получения имущества) суммы предварительных платежей налоговую базу по единому налогу не уменьшают (письмо Минфина России от 30 марта 2012 г. № 03-11-06/2/49).
Расходы на приобретение БСС «Система Главбух» можно учесть на основании подпунктов 2.1 (в части стоимости приобретения) и 19 (в части расходов, связанных с приобретением) пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ. Объясняется это так.
Расходы на приобретение неисключительного права на использование программ по лицензионному соглашению можно учесть при расчете единого налога (подп. 2.1, 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Что касается договора поставки (купли-продажи), то организация, приобретая по нему программное обеспечение (в т. ч. комплект, имеющий материальную форму), также приобретает неисключительное право на пользование программой (и сервисом к ней). Поэтому учет расходов на такую покупку по подпунктам 2.1 и 19 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ не противоречит законодательству.
Подтверждает данную точку зрения Минфин России в письме от 11 июня 2009 г. № 03-11-06/2/103.
БСС «Система Главбух» необходима бухгалтерам в их ежедневной работе для правильного расчета налогов и отражения хозяйственных операций в бухучете. Поэтому понесенные расходы на приобретение БСС «Система Главбух» экономически оправданны (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом для возникновения расхода, помимо фактической оплаты затрат, необходимо встречное прекращение обязательства (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому расходы на приобретение БСС «Система Главбух» учтите в тот период, когда организация получит доступ к оплаченному программному обеспечению. Всю сумму платежа можно учесть единовременно.
В момент списания на расходы стоимости комплекта БСС «Система Главбух» налоговую базу по единому налогу уменьшите и на сумму входного НДС (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на приобретение БСС «Система Главбух». Организация применяет упрощенку
В январе ЗАО «Альфа» оплатило полугодовой доступ к БСС «Система Главбух» (интернет-версия) в сумме 28 458 руб. (в т. ч. НДС (18%) – 4341 руб.). «Альфа» применяет упрощенку и ведет бухучет в полном объеме.
Период доступа к программному обеспечению – шесть месяцев. Организация активировала код доступа к БСС «Система Главбух» 1 февраля. Таким образом, период использования программного обеспечения составляет 181 календарный день (с 1 февраля по 31 июля).
В учете «Альфы» сделаны следующие записи.
В январе:
Дебет 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным» Кредит 51
– 28 458 руб. – оплачена стоимость БСС «Система Главбух».
В феврале:
Дебет 012 «Программы для ЭВМ»
– 28 458 руб. – учтена стоимость комплекта БСС «Система Главбух»;
Дебет 60 субсчет «Расчеты по договору поставки БСС "Система Главбух"» Кредит 60 субсчет «Расчеты по авансам выданным»
– 28 458 руб. – зачтен аванс в счет погашения кредиторской задолженности;
Дебет 97 Кредит 60 субсчет «Расчеты по договору поставки БСС "Система Главбух"»
– 24 117 руб. (28 458 руб. – 4341 руб.) – отнесена на расходы будущих периодов стоимость БСС «Система Главбух»;
Дебет 19 Кредит 60 субсчет «Расчеты по договору поставки БСС "Система Главбух"»
– 4341 руб. – учтен входной НДС со стоимости БСС «Система Главбух»;
Дебет 26 Кредит 19
– 4341 руб. – списана на расходы сумма входного НДС со стоимости БСС «Система Главбух»;
Дебет 26 Кредит 97
– 3731 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 28 дн.) – списана на расходы стоимость БСС «Система Главбух» за соответствующий месяц.
В марте:
Дебет 26 Кредит 97
– 4131 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 31 дн.) – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух» за соответствующий месяц.
В апреле:
Дебет 26 Кредит 97
– 3997 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 30 дн.) – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух» за соответствующий месяц.
В мае:
Дебет 26 Кредит 97
– 4131 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 31 дн.) – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух» за соответствующий месяц.
В июне:
Дебет 26 Кредит 97
– 3997 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 30 дн.) – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух» за соответствующий месяц.
В июле:
Дебет 26 Кредит 97
– 4131 руб./мес. (24 117 руб. : 181 дн. ? 31 дн.) – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух»;
Кредит 012 «Программы для ЭВМ»
– 28 458 руб. – списана стоимость комплекта БСС «Система Главбух»;
В книге учета доходов и расходов в феврале бухгалтер отразил следующие расходы:
- 24 117 руб. – расходы на использование БСС «Система Главбух» без НДС;
- 4341 руб. – НДС со стоимости БСС «Система Главбух».
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Ситуация: в каких случаях нужно составлять бухгалтерскую справку
Бухгалтерскую справку нужно составлять в любых случаях, когда бухгалтеру необходимо обосновать проводки или расчеты. Например:
- при представлении уточненных деклараций для обоснования расчетов, отраженных в них (письмо ФНС России от 14 декабря 2006 г. № 02-6-10/233);
- для подтверждения сумм, отраженных в бухучете, например, при расчете дивидендов;
- для обоснования сторнировочных проводок и т. д.
Этот первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3.Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест по условиям труда пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться правовыми актами о соответствующих службах, в том числе региональными (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Организация, проводящая специальную оценку
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минздрава России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ.
Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению специальной оценки
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
- представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации.
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Аналогичные рабочие места
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.
К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290. А сам порядок проведения специальной оценки будет утвержден Минтрудом России в течение 2014 года.
Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.
По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).
Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ответственность
Внимание: если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Также суд может временно приостановить деятельность организации-нарушителя. Такие санкции установлены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Методика проведения специальной оценки условий труда
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в приложении 2 к приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).
Оформление результатов
Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.
Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Использование результатов оценки
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
4.Статья: Алгоритм действий. Компания решила провести специальную оценку условий труда
Специальная оценка, которая заменила с этого года аттестацию рабочих мест, обязательна для всех без исключения компаний. Минтруд России утвердил методику ее проведения в приказе от24.01.14 №33н. Компании, у которых есть действующие результаты аттестации, вправе не проводить оценку. Остальным надо оценить условия труда доконца года. Алгоритм действий следующий.
1 Создать комиссию и утвердить график
Перед проведением оценки необходимо издать приказ руководителя, в котором утвердить график оценки и состав комиссии. В нее включают специалиста по охране труда (его функции может выполнять директор), представителей профсоюза (если есть), а также других работников компании. В комиссии должно быть нечетное число человек — 3, 5 и т. д. Председателем комиссии назначается руководитель компании (ст. 9 Федерального закона от28.12.13 №426-ФЗ).
2 Составить список рабочих мест
Комиссия составляет перечень рабочих мест, которые надо оценить, а также список аналогичных (ч. 4 ст. 9 закона №426-ФЗ). Аналогичными считаются места, где трудятся работники одной и той же профессии, должности, где офисы однотипные, с одинаковыми кондиционерами, отоплением, освещением и т. п. Если такие места есть в компании, оценку можно проводить только в отношении 20 процентов от их общего числа. Например, если 10 мест аналогичных, оценить можно только два.
3 Заключить договор и передать документы
Рабочие места, которые попали в список, оценивают эксперты специальной организации (ст. 19 закона №426-ФЗ). Оценщика можно выбрать из перечня на сайте rao.rosminzdrav.ru и подписать с ним договор.
Затем надо собрать и передать экспертам должностные инструкции, техническую документацию, сертификаты оборудования и иные необходимые для оценки документы (п. 4 приказа №33н). После завершения мероприятий оценочная компания составляет отчет. Его должны подписать эксперты и участники комиссии. Если кто-то из комиссии не согласен с результатами, он вправе в письменном виде высказать свое особое мнение, которое прикладывается к отчету (п. 95 приказа №33н).
4 Подать декларацию соответствия
В отношении рабочих мест, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, надо составить декларацию соответствия и подать ее в инспекцию труда по местонахождению (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 закона № 426-ФЗ). Срок представления — не позднее 30 дней с даты подписания председателем комиссии отчета об оценке. Форма декларации есть в приказе Минтруда России от07.02.14 №80н. Пока он находится на регистрации в Минюсте. Декларация, как и результаты оценки, действует пять лет. Если в дальнейшем на рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается (ч. 7 ст. 11 закона №426-ФЗ).
Иван Жилин,
эксперт «УНП»
Газета «Учет. Налоги. Право», № 16, апрель 2014