Если добываемый песок и ПГС являются активами, предназначенными для собственных нужд, то документооборот по ним выстраивается таким образом, как это осуществляется во вспомогательном производстве.
В настоящий момент формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941.
Сама добыча песка и ПГС первичными документами не оформляется. Все затраты списываются на основании калькуляционных данных и на основании документов, подтверждающие затраты по калькуляции (расчетные табели, путевые листы, карточки ОС по амортизации, акты выполненных работ подрядными организациями и т.д.)
А вот после окончания всего цикла добычи активы передают на склад из карьера по форме № М-11.
Соответственно, на складах материально ответственные лица на основании первичных документов ведут количественный и суммовой учет материалов (п. 264 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
На основании п. 5 ПБУ 10/99 сумма НДПИ, исчисленная в связи с добычей полезных ископаемых, используемых организацией в качестве материалов для осуществления основной деятельности, включается в состав расходов по обычным видам деятельности.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, сумма затрат по вспомогательному производству отражается на счете 23. Далее указанные суммы формируют себестоимость песка и ПГС на счете 10.
Записи на счете 10 делаются на основании требования-накладной по форме № М-11, которую составляют при передаче материалов на склад (п. 57 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Подробнее Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы вспомогательных производств
Расчет НДПИ производится исходя из расчетной стоимости. О том, как рассчитать налог см. информацию файла ответа. При заполнении декларации Вам необходимо заполнять:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
– титульный лист;
– раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»;
– раздел 6 «Определение стоимости единицы добытого полезного ископаемого исходя из расчетной стоимости».
Раздел 6 заполняется согласно п. п. 9.2 и 9.2.2 Порядка заполнения налоговой декларации по НДПИ, утвержденному Приказом ФНС России от 14.05.2015 N ММВ-7-3/197@ в случае оценки стоимости какого-либо добытого полезного ископаемого в соответствии с пунктом 4 статьи 340 НК РФ исходя из расчетной стоимости. По строкам 010 - 040 указываются данные для расчета суммы прямых расходов, относящихся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, по строкам 020, 030 указывается стоимость остатков незавершенного производства по добыче полезных ископаемых соответственно на начало и на конец налогового периода, исчисленная в соответствии с п. 1 ст. 319 НК РФ.
Согласно положениям данной нормы в случае отсутствия у налогоплательщика реализации добытого полезного ископаемого оценка стоимости добытого полезного ископаемого в целях налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) осуществляется исходя из расчетной стоимости, определяемой налогоплательщиком на основании данных налогового учета в том порядке признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом при определении расчетной стоимости учитываются только те расходы налогоплательщика, которые непосредственно связаны или относятся к добыче полезных ископаемых.
Обоснование
1. Из рекомендации Как организовать документооборот в бухгалтерии
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как организовать документооборот в бухгалтерии
Документы, с которыми работает бухгалтерия, можно разделить на две группы:
- документы налогового учета и отчетности;
- бухгалтерские документы.
К документам налогового учета и отчетности относятся формы налоговой отчетности и налоговые регистры.
Бухгалтерские документы делятся на три группы:
- формы отчетности;
- регистры бухучета;
- первичные документы.
Состав форм бухгалтерской отчетности зависит от того, является ли организация малым предприятием, а также коммерческой или некоммерческой организацией.
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть подтвержден первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам). Об этом сказано в части 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Первичный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Первичные документы составляют на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5 ст.9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Типовые формы
Унифицированные формы документов из альбомов унифицированных форм, утвержденных постановлениями Госкомстата России, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению остаются формы, установленные уполномоченными органами на основании федеральных законов. Таким образом, организация обязана применять типовые формы документов, утвержденные Правительством РФ, Банком России (например, платежные поручения, расходные и приходные кассовые ордера) и другими уполномоченными органами во исполнение федеральных законов. Такие разъяснения содержатся в информации Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012, письме ФНС России от 23 июня 2014 г. № ЕД-4-2/11941.
Если для какого-либо факта хозяйственной жизни постановлением Госкомстата России установлена унифицированная форма первичного документа, то организация вправе по собственному выбору:
- либо разработать форму документа самостоятельно;
- либо использовать унифицированную форму.
По общему правилу формы первичных документов определяет руководитель организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухучета (ч. 4 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть руководитель должен утвердить либо самостоятельно разработанную организацией форму, либо факт использования организацией унифицированных форм.
В любом случае в первичном документе должны содержаться все обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Включенные в этот перечень сведения по своему составу и содержанию тождественны реквизитам документов, составленным по формам из альбомов унифицированных форм. То есть действующие унифицированные формы соответствуют требованиям части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
В унифицированные формы можно при необходимости добавлять реквизиты (вносить дополнительные строки, колонки и т. п.) либо исключать их. Исправленную унифицированную форму утвердите приказом (распоряжением) руководителя в качестве первичного документа.
Такие выводы следуют из положений статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и подтверждены информацией Минфина России от 4 декабря 2012 г. № ПЗ-10/2012. Правильность этого подхода подтвердила ФНС России в письме от 12 февраля 2015 г. № ГД-4-3/2104@, разослав в нижестоящие инспекции письмо Минфина России от 4 февраля 2015 г. № 03-03-10/4547. Данное письмо налоговой службы размещено на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения, обязательные для применения».
2. Из рекоменадции Как рассчитать НДПИ по стоимости добытого полезного ископаемого
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Налоговая база исходя из расчетной стоимости
Третий способ расчета стоимости полезного ископаемого (исходя из расчетной стоимости) применяйте, если в течение месяца, за который рассчитывается НДПИ, у организации не было операций по реализации конкретного вида добытого полезного ископаемого (абз. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ).
При определении расчетной стоимости учтите как прямые, так и косвенные расходы.
Перечень прямых расходов организация устанавливает самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 1 ст. 318 НК РФ). К прямым расходам могут относиться:
- материальные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых (на приобретение сырья и материалов для производства, на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке) (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ);
- расходы на оплату труда сотрудников, занятых в добыче полезных ископаемых (ст. 255 НК РФ);
- суммы амортизации, начисленной по имуществу, которое используется в добыче полезных ископаемых (ст. 256-259.2 НК РФ).
Прямые расходы распределите между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец месяца, за который рассчитываете НДПИ. Часть прямых расходов, которая приходится на остаток незавершенного производства в конце месяца, исключите:
Сумма прямых расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым | = | Прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде | + | Остаток незавершенного производства на начало налогового периода | – | Остаток незавершенного производства на конец налогового периода |
Косвенные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым, включают:
- все материальные расходы, кроме предусмотренных подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ;
- расходы по ремонту основных средств (ст. 260 НК РФ);
- расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ);
- прочие расходы, определяемые в соответствии со статьями 263, 264 и 269 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, в расчетной стоимости нужно учесть внереализационные расходы на ликвидацию основных средств, списание нематериальных активов, на консервацию и расконсервацию производственных мощностей и объектов (подп. 6 п. 4 ст. 340 и подп. 8 и 9 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Косвенные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, распределите между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на другую деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Распределить нужно только те косвенные расходы, которые непосредственно не связаны с добычей полезных ископаемых (в т. ч. и расходы на оплату труда административного персонала). Расходы, которые связаны исключительно с видами деятельности, не имеющими отношения к добыче полезных ископаемых, не учитывайте. Все косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым полезным ископаемым, в полном объеме включаются в расчетную стоимость этих ископаемых:
Сумма косвенных и иных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым | = | Внереализационные расходы, относящиеся к добытым полезным ископаемым | + | Косвенные расходы, прямо относящиеся к добытым полезным ископаемым | + | Внереализационные и косвенные расходы, относящиеся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности, непосредственно не связанным с добычей полезных ископаемых | ? | Прямые расходы по добыче полезных ископаемых, произведенные в налоговом периоде | : | Общая сумма прямых расходов, произведенных в налоговом периоде |
Налоговым периодом по НДПИ является месяц (ст. 341 НК РФ). Поэтому при определении расчетной стоимости учитывайте только те косвенные и внереализационные расходы, которые были понесены в отчетном месяце. Например, если добыча полезного ископаемого носит сезонный характер, то в тех периодах, когда добыча не велась, косвенные расходы у организации все равно могут возникать. Однако включать их в расчетную стоимость полезного ископаемого за тот месяц, в котором добыча возобновилась, не нужно. Это следует из положений пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ и разъяснений, которые содержатся в письме ФНС России от 20 августа 2012 г. № ЕД-4-3/13708.
Пример распределения косвенных расходов между несколькими видами полезных ископаемых при определении их расчетной стоимости
ООО «Альфа» занимается добычей известнякового камня и глины на основании лицензий. Кроме того, организация занимается производством цемента.
В августе «Альфа» добыла 83 000 тонн известнякового камня и 59 000 тонн глины.
В августе операций по реализации добытых полезных ископаемых не было. Все количество добытого известняка и глины было направлено на производства цемента.
По данным налогового учета за август:
- прямые расходы, связанные с добычей известняка и глины, составили 1 836 900 руб.;
- прямые расходы по производству цемента составили 5 836 900 руб.
- косвенные расходы составили 2 314 800 руб.
Остаток незавершенного производства по добыче полезных ископаемых на начало и конец налогового периода у организации отсутствует.
Общая сумма прямых расходов составила 7 673 800 руб. (1 836 900 руб. + 5 836 900 руб.).
Сумма косвенных расходов, приходящаяся на деятельность по добыче известняка и глины, равна 554 100 руб. (1 836 900 руб. ? 2 314 800 руб. : 7 673 800 руб.).
Общее количество добытых полезных ископаемых в августе составляет 142 000 тонн (83 000 т + 59 000 т).
Следовательно, сумма косвенных расходов, приходящаяся на добычу известняка, равна 323 875 руб. (83 000 т ? 554 100 руб. : 142 000 т)
Сумма косвенных расходов, приходящаяся на добычу глины, составила 230 225 руб. (59 000 т ? 554 100 руб. : 142 000 т).
Общую сумму расходов, относящихся к добыче всех полезных ископаемых, нужно распределить между видами добытых полезных ископаемых пропорционально доле каждого вида полезного ископаемого в общем количестве:
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого за месяц | = | Общая сумма прямых и косвенных расходов, относящихся к добыче всех полезных ископаемых за месяц | ? | Количество добытого полезного ископаемого за месяц |
Общее количество добытых полезных ископаемых за месяц |
Расходы, указанные в статьях 266, 267 и 270 Налогового кодекса РФ, при определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых не учитывайте.
Такой порядок определения расчетной стоимости предусмотрен пунктом 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ, пунктами 9.1–9.5 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 14 мая 2015 г. № ММВ-7-3/197, и подтверждается письмами Минфина России от 8 июня 2007 г. № 03-06-06-01/25, от 23 января 2006 г. № 03-07-01-04/2.
Ситуация: нужно ли при определении НДПИ включать в расчетную стоимость полезного ископаемого суммы НДПИ, уплаченные за предыдущий налоговый период
Нет, не нужно.
Расчетный способ определения стоимости полезного ископаемого применяется, если у организации не было операций по реализации полезного ископаемого в месяце, за который рассчитывается НДПИ (абз. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ). При таком способе стоимость полезного ископаемого складывается из расходов, связанных с добычей этого полезного ископаемого. При этом учесть нужно только те расходы, которые:
- прямо поименованы в пункте 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ;
- связаны с добычей полезного ископаемого.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 340 Налогового кодекса РФ.
Включать ранее начисленный НДПИ в расчетную стоимость полезного ископаемого не нужно. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 9 ноября 2015 г. № 03-06-06-01/64851. Свою позицию специалисты финансового ведомства подтверждают сложившейся арбитражной практикой. В частности, в постановлении от 8 декабря 2009 г. № 11715/09 Президиум ВАС РФ признал, что налогообложение денежных сумм, перечисляемых в бюджет в виде налогов, не имеет экономического основания и противоречит основам налогового законодательства (п. 3 ст. 3 НК РФ). Поэтому требования о включении сумм НДПИ, уплаченных за предыдущий налоговый период, в налоговую базу текущего налогового периода неправомерны. Аналогичная позиция отражена и в определении ВАС РФ от 4 июля 2011 г. № ВАС-5292/11.
Следует отметить, что ранее представители финансового ведомства придерживались другой точки зрения. Они указывали, что в расчетную стоимость нужно включать все прочие расходы, связанные с добычей полезного ископаемого (подп. 7 п. 4 ст. 340 НК РФ). При этом в состав прочих расходов входят суммы начисленных налогов, кроме налогов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Никаких исключений в отношении НДПИ статья 270 Налогового кодекса РФ не содержит. Следовательно, суммы этого налога признаются прочими расходами и увеличивают расчетную стоимость полезного ископаемого.
Такие разъяснения были в письмах Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-06-06-01/1, от 13 ноября 2010 г. № 03-06-06-01/17 и от 23 июля 2009 г. № 03-06-05-01/49. Однако с выходом письма от 9 ноября 2015 г. № 03-06-06-01/64851 прежняя позиция утратила актуальность.