1. Для признания материальных потерь от пожара в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли должны быть оформлены:
- справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
- протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания.
-материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.
-Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела.
2. Не нужно восстанавливать НДС при списании ТМЦ после пожара.
Обоснование
1. Из ситуации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей расчета налога на прибыль организаций убытков, возникших в результате пожара, и сообщает следующее.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).При этом статьей 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.В целях главы 25 Кодекса суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Кодекса потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций относятся к внереализационным расходам.К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации.Таким образом, расходы (убытки) в виде остаточной стоимости пришедших в негодность вследствие пожара объектов основных средств, определенной по данным налогового учета, могут быть учтены в составе налоговой базы при расчете налога на прибыль организаций на основании положений статьи 265 Кодекса.
При этом для признания материальных потерь от пожара в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли должны быть оформлены:
- справка Государственной противопожарной службы МЧС России;
- протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, которым устанавливается причина возгорания.
-материальные потери должны быть подтверждены актом инвентаризации, в котором фиксируется стоимость утраченного имущества.
-Факт отсутствия виновных лиц подтверждается справкой о прекращении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272 Кодекса расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 Кодекса. Учитывая изложенное, потери от пожара отражаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они документально подтверждены.
2. Из ситуации
Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Нет, не нужно.
Организация должна восстанавливать НДС только в случаях, прямо указанных в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Недостача имущества (утрата имущества в случае хищения при отсутствии виновных лиц, пожара, порчи и т. п.) в этом пункте не упомянута. Других оснований для восстановления НДС Налоговым кодексом не предусмотрено.
Кроме того, входной НДС по имуществу, утраченному при хищении, порче, пожаре и т. п., ранее принят к вычету правомерно. К моменту применения вычета необязательно, чтобы имущество уже было использовано для выполнения облагаемых операций. Достаточно, чтобы у организации было намерение использовать его таким образом. Это следует из пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ.
Поскольку утрата имущества не меняет первоначальной цели его приобретения, то оснований для восстановления ранее принятого к вычету НДС у организации нет.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах ФНС России от 17 июня 2015 г. № ГД-4-3/10451 и от 21 мая 2015 г. № ГД-4-3/8627. В обоих документах налоговая служба опирается на позицию ВАС РФ, изложенную в решении от 23 октября 2006 г. № 10652/06, и на письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571.
Правильность такого подхода подтверждает многочисленная арбитражная практика (см., например, решение ВАС РФ от 19 мая 2011 г. № 3943/11, определения ВАС РФ от 21 октября 2009 г. № ВАС-13771/09, от 9 ноября 2007 г. № 13787/07, постановления ФАС Московского округа от 15 июля 2014 г. № Ф05-7043/2014, от 4 октября 2013 г. № А40-149597/12, Центрального округа от 18 октября 2012 г. № А35-10180/2011, Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2011 г. № А63-13595/2009, Дальневосточного округа от 2 ноября 2011 г. № Ф03-4834/2011, Волго-Вятского округа от 9 сентября 2011 г. № А17-5842/2010).
Ответ утвержден Светланой Чуприковой,
руководителем экспертной поддержки