Если методическими указаниями по учету МПЗ предусмотрен учет неотфактурованных поставок (т.е. когда ценности поступили, а документов еще нет), то в нормативных документах по учету основных средств такой возможности не предусмотрено. Поэтому до тех пор, пока не получите документы от поставщика, никаких операций в бухгалтерском учете не отражайте.
При расчете налога на прибыль расходы принимаются при условии, что они:
- документально подтверждены,
- экономически обоснованы.
Основное средство в налоговом учете попадает в расходы через амортизацию. Амортизация, в свою очередь, рассчитывается исходя из первоначальной стоимости. И вот как раз документально первоначальная стоимость основных средств у Вас не подтверждена. Поэтому до поступления первичных документов учесть в расходах приобретенное основное средство нельзя.
Обоснование
-
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль
При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).
Условия признания расходов
Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:
- экономически обоснованны;
- документально подтверждены;
- связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет Основных средств»
7. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
8. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
- ;таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
- Из статьи журнала «Упрощенка», №2, февраль 2015
Как быть, если документы на основное средство получены с опозданием
А.А.Казарина, эксперт журнала «Упрощенка»
Что предпринять? Если основное средство уже поступило к вам, а документов нет, в бухучете ничего не отражайте, ждите «первичку». Когда она поступит, составьте бухгалтерскую справку, поясняющую, почему объект приходуется на баланс с опозданием, а не той датой, которая указана в первичных документах. После чего примите имущество на баланс в тот день, когда документы фактически к вам поступили.
Шаг № 1 Оприходуйте имущество в бухучете
Если вы — предприниматель
Если вам поступило имущество без документов, нужно знать, как поступить. Подсказки вы найдете в данной статье.
Примите основное средство к бухучету в тот день, когда получите документы, вне зависимости от того, каким днем они датированы. Основанием послужит бухгалтерская справка. Поставить объект на баланс нужно, даже если объект пока вы не собираетесь эксплуатировать. В этом случае просто к счету 01 откройте субсчета:
— «Основные средства на складе (в запасе)»;
— «Основные средства в эксплуатации».
Тогда принятие на учет основного средства отразите проводками:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
— отражена покупка основного средства;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства на складе (в запасе)» КРЕДИТ 08
— принято к учету основное средство.
А при вводе основного средства в эксплуатацию сделайте следующую запись:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» КРЕДИТ 01 «Основные средства на складе (в запасе)»
— введено в эксплуатацию основное средство.