Оказание услуг, связанных с ввозом товаров в Россию облагаются НДС по ставке 0 процентов. Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров в Россию, организация должна в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов.
К разрешенным валютным операциям относятся:
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений. То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли.
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:
Это следует из статей 6 и 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Список валютных операций, которые разрешено проводить с резидентами, см. в таблице.
С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений (ст. 6 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Вместе с тем, к любым разрешенным валютным операциям законодательство предъявляет определенные требования:*
- операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
-
операции с нерезидентами.
Обоснование
Из рекомендации
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Когда применяется ставка НДС 0 процентов
Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:
Услуги, связанные с ввозом товаров
К услугам, связанным с ввозом товаров в Россию, относятся:
1. Услуги по международной перевозке товаров.*
В данную категорию услуг включаются:
Подтверждение права на применение нулевой налоговой ставки
Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров на экспорт, а также при реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт или ввозом товаров в Россию, организация должна в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов* (подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ). В противном случае налог придется начислить в общем порядке (по ставкам 18% или 10%) (п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).
Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)
При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:*
Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие валютные операции могут проводить российские организации
Разрешенные валютные операции
К разрешенным валютным операциям относятся:
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России;
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции;
-
при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки.
- реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);*
- перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
- при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
- при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
- при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.
- операции с резидентами, предусмотренные в части 1 статьи 9 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ;
- операции с нерезидентами.
- расчеты по таким операциям должны проходить через счета в уполномоченном банке или счета в банках, расположенных за пределами территории России* (ч. 2 и 3 ст. 14, ч. 4–6 ст. 12, ч. 10 ст. 28 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- организация обязана представлять в уполномоченный банк документы, связанные с проведением валютной операции* (ч. 2 ст. 24 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ);
- при расчетах с нерезидентами необходимо проводить репатриацию валютной выручки* (ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
По общему правилу все расчеты по разрешенным валютным операциям организация обязана проводить с использованием счета в уполномоченном банке (ч. 2 ст. 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Кроме того, при совершении отдельных валютных операций организация вправе использовать счета, открытые в банках за рубежом. Об открытии такого счета организация обязана уведомить налоговую инспекцию по месту своего учета. Форма и рекомендуемый электронный формат уведомления утверждены приказами ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457 и от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Срок, в течение которого организация должна представить сведения в инспекцию, составляет один месяц со дня открытия счета. Такой порядок установлен в части 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Представление документов в банк
Помимо требования о проведении расчетов по валютным операциям через счета в уполномоченных банках или счета в банках за рубежом, законодательство устанавливает еще одну обязанность для российских организаций. При совершении валютных операций нужно представить в уполномоченный банк, через который ведутся расчеты с контрагентом, следующие документы:
- паспорт сделки (п. 6.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- справку о валютных операциях (п. 2.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И);
- справку о подтверждающих документах (п. 9.1 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И).
Обязанность представлять такие документы следует из пункта 1 части 2 статьи 24, части 4 статьи 5 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Подробнее о порядке представления паспорта сделки см. Как оформить паспорт сделки, остальных документов – таблицу.
Ответственность за нарушение порядка и сроков представления справок о валютных операциях и подтверждающих документов
Справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах – это формы учета валютных операций (п. 1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. № 138-И). Поэтому, если нарушить порядок их сдачи в банк, налоговая инспекция или таможня оштрафует организацию и должностных лиц. Штраф за нарушенные сроки подачи отчетов зависит от количества дней просрочки.
Если просрочка не превышает десять дней, штраф составляет:
- для организации – от 5000 до 15 000 руб.;
- для руководителя организации, главного бухгалтера – от 500 до 1000 руб. Взамен штрафа должностным лицам может выноситься предупреждение.
Если сроки нарушены более чем на десять, но не более чем на тридцать дней, штраф составляет:
- для организации – от 20 000 до 30 000 руб.;
- для руководителя организации, главного бухгалтера – от 2000 до 3000 руб.
Если сроки нарушены более чем на тридцать дней, штраф составляет:
- для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;
- для руководителя организации, главного бухгалтера – от 4000 до 5000 руб.
Когда же организация сдаст справки с нарушением установленного порядка, налоговая инспекция или таможня оштрафует:
- организацию – на 40 000 – 50 000 руб.;
- руководителя организации, главного бухгалтера – на 4000–5000 руб.
Это следует из частей 6–6.3 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.
Кроме того, агенты валютного контроля (за исключением уполномоченных банков) вправе запрашивать у организаций документы, перечисленные в части 4 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. В частности, паспорт сделки, уведомление инспекции об открытии счета за рубежом, документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций (договоры, доверенности, выписки из протоколов и т. д.) и др. Порядок представления таких документов по запросам агентов валютного контроля установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2007 г. № 98.
Репатриация валютной выручки
В отношении операций с нерезидентами законодательством установлено требование о репатриации валютной выручки. Это требование означает, что российская организация обязана обеспечить:
- получение от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта);
- поступление от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) иностранной валюты или рублей (в сумме, причитающейся по условиям внешнеторгового контракта) – при уступке денежного требования финансовому агенту. При этом финансовый агент обязан уведомить резидента об исполнении обязательств нерезидентом в течение пяти рабочих дней с даты получения денег, но не позднее последнего срока исполнения обязательств нерезидентом;
- возврат денежных средств перечисленным нерезидентам за неввезенные или неполученные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т. д.
Денежные средства должны поступить в сроки, указанные во внешнеторговом контракте. Это предусмотрено пунктами 1–2 части 1, частью 5 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Для исполнения требования о репатриации российская организация обязана представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках:
- получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченном банке иностранной валюты или рублей за исполнение обязательств по договорам (контрактам);
- исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам) в счет полученных авансов.
Такие правила установлены пунктами 1–2 части 1.1 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Порядок предоставления указанной информации должен установить Банк России (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).
Выполнять требование о репатриации не нужно в следующих случаях:
- если валютная выручка зачисляется на счета в банках за рубежом в целях исполнения обязательств по кредитным договорам и договорам займа с нерезидентами, заключенным с резидентами государств-членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
- если заказчик (нерезидент) оплачивает местные расходы резидентов, связанные с сооружением объектов на территориях иностранных государств, на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
- если организация использует иностранную валюту, получаемую от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории России, для покрытия расходов по их проведению на период проведения этих мероприятий;
- если валютная выручка зачисляется на счета транспортных организаций-резидентов в банках за рубежом в целях оплаты возникающих у таких организаций расходов, связанных с оплатой обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории России транспортных средств и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.
Обратите внимание, что исходя из положений валютного законодательства зачет встречных однородных требований с нерезидентами возможен только в четырех случаях:
- по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории России резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги по заключенным с ними агентским договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории России услуги резидентам по заключенным с ними договорам;
- по обязательствам между транспортными организациями резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации-резиденты;
- по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.
Во всех остальных случаях организация обязана обеспечить поступление денежных средств на счет в уполномоченном банке. Взаимозачет по операциям, не указанным в перечне, проводить нельзя.
Такой порядок следует из части 2 статьи 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ.
Переуступка права требования по внешнеторговому контракту не освобождает от обязанности обеспечить поступление выручки на счет в уполномоченном банке или возврат денежных средств. Новый кредитор должен исполнить требование о репатриации валютной выручки в общем порядке. Об этом сказано в письме ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217.
Ответственность за нарушение требования о репатриации валютной выручки
Если организация нарушит требование о репатриации валютной выручки, ей грозит административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
За нарушение срока поступления валютной выручки на счет организации в уполномоченном банке налоговая инспекция может оштрафовать организацию и руководителя организации (главного бухгалтера). Размер штрафа составит:
- 1/150 ставки рефинансирования от суммы, зачисленной на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки. Берется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки;
- от 3/4 до одного размера суммы, не зачисленной на счета в уполномоченных банках.
Такая же ответственность грозит организации, если она не обеспечит своевременное поступление иностранной валюты или рублей от нерезидентов на счет финансового агента (фактора) при уступке ему денежного требования.
Если нерезидент своевременно не вернул денежные средства за не ввезенные в Россию или не полученные в России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, штраф на организацию и руководителя организации (главного бухгалтера) составит от 3/4 до одного размера суммы, не возвращенной в Россию.
Вместо этого штрафа или в дополнение к нему организации и ее руководителю и главбуху грозит санкция в сумме 1/150 ставки рефинансирования от несвоевременно возвращенной валютной выручки, за каждый день просрочки. Ставка рефинансирования берется та, которая действовала в период просрочки.
Если финансовый агент (фактор) не уведомит своевременно резидента о поступлении валюты на его счет, сумма штрафа составит:
– для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.
Это следует из частей 4, 5 и 6 статьи 15.25, статьи 23.60 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 2 части 2 статьи 23 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, пункта 1 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506.
Вместе с тем, при привлечении к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки должна учитываться степень вины организации. Организация признается виновной, если будет установлено, что у нее имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Кроме того, за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте свыше эквивалента 6 млн руб. руководителя организации могут привлечь к уголовной ответственности. В качестве наказания может быть наложен штраф:
- от 200 тыс. до 500 тыс. руб.;
- или в размере зарплаты или другого дохода за период от одного до трех лет.
Вместо штрафа суд может направить на принудительные работы или лишить свободы на срок до трех лет.
Наказание в виде лишения свободы до пяти лет со штрафом до 1 млн руб. или в размере зарплаты либо другого дохода за период от одного до пяти лет (или без штрафа) предусмотрено в случаях, если:
- сумма невозвращенных средств превысит 30 млн руб.;
- нарушение совершено группой по сговору или организованной группой;
- будут использованы подложные документы;
- операции проводятся через фирмы-однодневки.
Об этом сказано в статье 193 Уголовного кодекса РФ.
Главбух советует: чтобы организацию не привлекли к ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки, примите все меры по обеспечению поступления такой выручки на счет в уполномоченном банке (возврата денежных средств в Россию).
В частности:
- предусмотрите в контракте способ обеспечения исполнения обязательства (неустойка, поручительство и т. д.);
- выставляйте претензии контрагенту-нерезиденту;
- предъявляйте после ответа на претензию или истечения срока ответа исковое заявление в суд.
Такие меры позволят доказать проверяющим невиновность организации в нарушении срока поступления выручки на счет (возврата денежных средств).
Если иностранное государство ввело ограничение на ведение валютных операций с нерезидентами или другие ограничительные меры, из-за которых деньги не получается вернуть в Россию, обратитесь в Торгово-промышленную палату РФ. Там организация может получить сертификат о форс-мажорных обстоятельствах. Сертификат подтвердит, что вина организации в данном случае отсутствует. Такие рекомендации приведены в письме Минфина России от 12 августа 2015 г. № 07-05-08/46382.