Вопрос: Нами получено требование ИФНС об уплате пеней по налогу при УСН за 2012, 2013, 2014 гг., причем задолженности по налогу нет, поскольку по итогам за год налог исчислен и уплачен верно, а пени рассчитаны исходя из того, что хотя авансовые платежи по налогу за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев были уплачены вовремя, но суммы уплаченных авансовых платежей в некоторых случаях были меньше, чем в последствии были указаны в годовой налоговой декларации. В случае несогласия к нам обещают применить ст. 45,46,47,76,77 НК РФ 1) Правомерно ли взимать пени с авансовых платежей по налогам и сборам? 2) Имеет ли смысл провести с ИФНС сверку расчетов перед уплатой пеней?
Как в разделе 2.2 декларации по УСН рассчитать исчисленные авансовые платежи
Ответ: 1. да, правомерно.
В случае неуплаты или неполной уплаты в установленные п. 7 ст. 346.21 НК РФ сроки сумм авансовых платежей по УСН, на сумму недоимки начисляются пени.
Связано это с тем, что обязанность по уплате авансовых платежей - предварительных платежей по налогу признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. При этом в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными НК РФ сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (п. 3 ст. 58 НК РФ).
При этом нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (абзац 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). То есть наложение штрафа за несвоевременную (неполную) уплату в течение налогового периода авансовых платежей по налогу НК РФ не предусмотрено.
Еще читайте: КБК по УСН в 2020 году доходы и расходы: таблица для ООО и ИП
2. да, акт сверки с инспекцией можно провести, он позволит организации определить возникновение и размер имеющейся задолженности (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Заявление о проведении сверки можно принести в инспекцию лично или прислать по почте. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки (первый раздел). На нем расписываются представители организации и налоговой инспекции. Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, об этом инспекторы сообщают в уведомлении.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обоснование
Как перечислить единый налог при упрощенке в бюджет
Те, кто применяет упрощенную систему налогообложения, в течение года перечисляют в бюджет авансовые платежи, а по итогам – сам единый налог. А при определенных обстоятельствах налогоплательщики, которые выбрали в качестве налоговой базы «доходы, уменьшенные на расходы», платят минимальный налог вместо обычного.
Эта рекомендация поможет вовремя и без ошибок рассчитаться с бюджетом по единому налогу. Вы узнаете, какие сроки нужно соблюдать, как грамотно оформить платежные документы, поручение и кого в нем указать получателем, а также как зачесть переплату.
Сроки уплаты
Авансовые платежи по единому налогу перечислите не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие и девять месяцев). То есть не позднее 25 апреля, 25 июля и 25 октября. Такой порядок установлен статьей 346.19 и пунктом 7 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Для уплаты единого (минимального) налога по итогам года установлены разные сроки. По общему правилу организации должны перечислить налог не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели – не позднее 30 апреля следующего года. Если деятельность на упрощенке прекращается до окончания календарного года, налог нужно перечислить в бюджет в сроки, установленные для подачи деклараций за неполный налоговый период.
Это следует из положений пункта 7 статьи 346.21 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.
Бывает, что срок уплаты приходится на выходной или нерабочий праздничный день. Тогда единый налог или аванс по нему можно направить в бюджет не позднее чем в ближайший за крайним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
А когда единый налог посчитают уплаченным? То есть при каких обстоятельствах можно быть уверенным, что претензий от налоговых инспекторов не будет? Днем уплаты считают тот день, когда налогоплательщик предъявит в банк платежное поручение на перечисление единого налога со своего расчетного (лицевого) счета на счет Казначейства России. При этом важно, чтобы денег на счете хватило для платежа (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287). Иначе поручение не исполнят.
Нередко текущее обязательство по уплате налога погашают, засчитывая имеющуюся переплату. В этом случае днем уплаты налога считают дату, когда налоговые инспекторы приняли решение о зачете, получив от налогоплательщика соответствующее заявление. Такие правила установленыпунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Налог не признают уплаченным, если платежное поручение на его перечисление:
- отозвали из банка;
- содержит неверные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), из-за чего сумма налога не была зачислена в бюджет соответствующего региона.
Конечно, если платежку с правильными реквизитами вы не успели передать в срок.
Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Ответственность
Если единый (минимальный) налог или авансовые платежи по нему перечислены с опозданием, то придется платить пени (ст. 75 НК РФ).
Пени рассчитают так:
Пени | = | Неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) | х | Количество календарных дней просрочки | х | 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки |
Пени начислят за каждый день просрочки. В том числе за выходные и нерабочие праздники. Срок будут считать со дня, следующего после срока для уплаты налога, до дня, когда организация перечислила деньги или погасила задолженность зачетом.
Обратите внимание: за сам день уплаты пени не начисляют. Это связано с тем, что взимают их только с недоимки. В день же, когда задолженность уплачена, ее считают погашенной. То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Такой порядок следует из пункта 3 статьи 45, пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.
Даже если налогоплательщик подаст заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита, это не освободит его от необходимости платить пени. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.
Может ли инспекция уменьшить пени, которые она начисляла за несвоевременную уплату авансовых платежей?
Да, если сумма единого налога или минимального налога по итогам года будет меньше суммы начисленных авансовых платежей. В этом случае инспекция обязана пересчитать (уменьшить) пени соразмерно сумме единого или минимального налога, фактически начисленного за год.
Такие разъяснения содержат письма Минфина России от 30 октября 2015 г. № 03-11-06/2/62714,от 27 октября 2015 г. № 03-11-09/61543, от 24 февраля 2015 г. № 03-11-06/2/9012, ФНС России от 5 февраля 2016 г. № ЗН-4-1/1711. Выводы в письмах основаны на правовой позиции Пленума ВАС РФ (постановление от 30 июля 2013 г. № 57).
Пени не начисляют, только если недоимка возникла по следующим причинам:
- инспекция приняла решение об аресте имущества налогоплательщика;
- суд решил приостановить операции по счетам налогоплательщика, наложил арест на деньги и имущество.
Причем пени не начисляют за весь период действия указанных решений.
Есть еще одно исключение. Платить пени не придется, если недоимка возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, налогоплательщик руководствовался письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ). То есть, к примеру, любыми письмами Минфина России или ФНС России.
Если недоимку по единому налогу за год выявят при проверке, то налогоплательщика и его сотрудников могут привлечь к налоговой, административной, а в некоторых случаях даже к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ).
Налоговая ответственность
За неуплату или неполную уплату налога предусмотрен штраф – 20 процентов от суммы недоимки. Если инспекторы докажут, что задолженность возникла из-за умышленно заниженной налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов. Это предусмотрено статьей 122 Налогового кодекса РФ.
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Требование заплатить штраф инспекторы отправят налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты, когда решение вступит в силу по результатам налоговой проверки (п. 2, 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Административная ответственность
Если недоимка возникла из-за искажения налога в бухгалтерской отчетности на 10 процентов и более, то по заявлению налоговых инспекторов суд может оштрафовать должностных лиц налогоплательщика. Например, его руководителя. Штраф для такого случая предусмотрен в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновного устанавливают индивидуально. При этом судьи исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому обычно штрафуют именно главного бухгалтера или того, кому его права и обязанности поручены. Руководителя признают виновным если:
- главного бухгалтера вообще нет (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
- учет ведет и считает налоги внешняя специализированная организация (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
- он дал письменное распоряжение, которое и привело к недоимке. И только если главный бухгалтер был с ним не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).
Уголовная ответственность
Уголовное наказание последует за выявлением недоимки в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.
При этом виновными могут признать не только руководителя, главного бухгалтера и тех, кто был уполномочен подписывать отчетность, перечислять налоги, но и пособников и подстрекателей. Например, бухгалтеров, которые умышленно искажали первичные документы, или консультантов, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Как рассчитывать авансовые платежи по единому налогу при упрощенке
Авансовые платежи по единому налогу рассчитывайте нарастающим итогом с начала года.
Для этого используйте формулу:
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период | = | Доходы, полученные за отчетный период | – | Расходы, совершенные за отчетный период | х | Ставка налога |
При этом, если организация получила убыток (расходы больше доходов), авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период равен 0.
Такой порядок следует из пункта 4 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.15, 346.17 и346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке.
Расходы, совершенные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.16–346.18Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.
Начисленную сумму авансового платежа налогоплательщик должен перечислить в бюджет за весь отчетный период. При этом ее можно уменьшить на сумму авансовых платежей, начисленных по итогам предыдущих отчетных периодов. В связи с этим по итогам очередного отчетного периода у организации может сложиться сумма авансового платежа не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам отчетного периода рассчитайте по формуле:
Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам отчетного периода | = | Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период | – | Авансовые платежи по единому налогу при упрощенке к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам предыдущих отчетных периодов |
Такой порядок следует из пунктов 4 и 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.
Полученную в результате положительную разницу (авансовый платеж к доплате) перечислите в бюджет.
Как провести сверку расчетов с налоговой инспекцией
Порядок проведения сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлен пунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Сверка проводится с налоговой инспекцией, в которой организация состоит на учете.
Обязательное проведение сверки
В обязательном порядке сверка проводится в следующих случаях:
- при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации);
- по инициативе организации;
- ежеквартально коммерческими организациями – крупнейшими налогоплательщиками.
Сверка также может быть проведена при зачете или возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов, взносов), пеней и штрафов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Порядок проведения сверки в каждом случае, приведенном в пункте 3 регламента, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, имеет свои особенности.
Обязана ли организация при составлении отчетности проводить сверку расчетов с налоговой инспекцией
Нет, не обязана.
Пунктом 3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, установлен порядок проведения сверки. В нем приведены случаи, когда сверка проводится обязательно. Сверка при составлении отчетности в нем не указана.
Если есть необходимость сверить налоговые платежи за отчетный (налоговый) период, обратитесь в налоговую инспекцию с заявлением. В этом случае налоговая инспекция обязана провести сверку (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Общий порядок оформления сверки
Результаты сверки инспекторы оформляют актом, который может быть передан организации одним из следующих способов:
- передан руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку;
- направлен по почте заказным письмом;
- передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Об этом сказано в подпункте 11 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.
Порядок направления акта по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781. Акт считается принятым, когда в налоговую инспекцию от организации поступит извещение о получении электронного документа. Это следует из положений пункта 10 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 декабря 2010 г. № ММВ-7-8/781.
Форма акта утверждена приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Первый раздел предназначен для краткой сверки, авторой раздел – для более подробной.
По данным лицевого счета организации представитель налоговой инспекции заполняет первый раздел акта сверки (п. 3.1.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444, приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). В нем будут отражены только сальдо расчетов по налогам, пеням, штрафам и процентам за пользование бюджетными средствами на конец сверяемого периода.
Если расхождений с данными организации нет, срок проведения сверки и оформления акта не должен превышать 10 рабочих дней. В этот срок не включаются дни на доставку акта по почте. Представители организации и инспекции подписывают акт сверки. Такие правила установлены впункте 3.1.2 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Если показатели расходятся, срок сверки не должен превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444). В этом случае инспектор заполняет второй раздел акта сверки (приказ ФНС России от 20 августа 2007 г. № ММ-3-25/494). После уточнения данных заполняется первый раздел акта сверки с учетом изменений на текущую дату. Такие правила установлены в пунктах 3.1.4 и 3.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Первый экземпляр акта сверки (первый раздел) вручается организации, второй с подписью представителя организации остается в налоговой инспекции. Акт сверки (первый раздел) может быть отправлен по почте. В этом случае к нему прилагается уведомление, из которого следует, что организация должна отправить подписанный акт в инспекцию. Такие правила изложены в пунктах 3.1.3, 3.1.7, 3.1.8 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
Можно ли не подписывать акт сверки, если организация не согласна с данными налоговой инспекции
Да, можно.
Если организация не согласна с данными налоговой инспекции, она может не подписывать акт сверки. Обязанность организации подписывать этот документ в Налоговом кодексе РФ не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Поэтому, если организация приняла такое решение, это не должно привести в дальнейшем к ущемлению ее прав. В частности, не может препятствовать регистрации в другой налоговой инспекции по новому местонахождению организации.
Такое решение принял суд в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 сентября 2005 г. № 4083/05.
Инициатива организации
Налоговая инспекция обязана по заявлению организации провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Заявление о проведении сверки можно принести в инспекцию лично или прислать по почте. В первом случае на втором экземпляре заявления инспектор проставит отметку о принятии. Об этом сказано в пункте 3.4.1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления должен быть составлен акт сверки (первый раздел). На нем расписываются представители организации и налоговой инспекции. Если обнаружена ошибка, возникшая по вине организации, об этом инспекторы сообщают вуведомлении. Такие правила установлены пунктами 3.4.3–3.4.6 регламента, утвержденногоприказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.
На следующий рабочий день после составления акта совместной сверки инспекция обязана направить его организации по почте заказным письмом или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Как поступить, если налоговая инспекция отказывает в проведении сверки расчетов по налогам
Налоговая инспекция обязана по заявлению организации провести сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Если права организации не соблюдаются, подайте жалобу в региональное налоговое управление. Сделать это можно в течение одного года со дня, когда организация узнала об отказе в проведении сверки (п. 1 ст. 139 НК РФ). В таком же порядке можно обжаловать отказ налоговой инспекции в предоставлении информации о расчете пеней, начисленных организации. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 1 октября 2008 г. № 03-01-03/5-113.