Унитарные предприятия владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113, п. 4 ст. 214, ст. 294 и 296 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ). Государственные власти или власти местного самоуправления, уполномоченные на создание такого предприятия, могут передать унитарному предприятию имущество (в т. ч. основные средства) как в пределах взноса в уставный фонд, так и сверх уставного фонда (ст. 13 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ).
Согласно разъяснениям Минфина России, для отражения в бухучете основных средств, полученных унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, нужно использовать счет 83 «Добавочный капитал». При этом имущество, полученное сверх взносов в уставный фонд, нужно отражать по дебету счетов учета имущества, например, на счетах 08, 10, 15, 41, 43 и т. д. Такая схема бухгалтерских проводок рекомендована письмами Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01 и от 9 июня 2011 г. № 07-02-06/104.
Подробнее об отражении в бухучете получение унитарным предприятием основного средства сверх суммы уставного фонда см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении приобретение основных средств за плату.
Земельный налог уплачивать не надо, так как из вопроса следует, что земли унитарному предприятию не передаются.
В отношении налога на имущество отметим, что цветники относятся к движимому имуществу, так как не отвечают критериям недвижимости. Основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.
При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и Департамент не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А департамент к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).
Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.
Обоснование
1. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Как отразить в бухучете получение унитарным предприятием основного средства сверх суммы уставного фонда
Минфин России рекомендует отражать стоимость активов, полученных унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение сверх уставного фонда, в добавочном капитале на счете 83.
Вообще действующим законодательством по бухучету порядок отражения имущества, полученного унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда, прямо не урегулирован. То есть его необходимо разработать самостоятельно и закрепить его в учетной политике для целей бухучета. Воспользоваться для этого можно и рекомендациями Минфина России.
Так, специалисты финансового ведомства указывают, что поступление имущества в хозяйственное ведение сверх уставного фонда не может рассматриваться в качестве доходов унитарного предприятия. В том числе и доходов будущих периодов. При этом на основании решения учредителя о передаче унитарному предприятию имущества сверх уставного капитала сделайте такую запись:
Дебет 75 субсчет «Расчеты с учредителем» Кредит 83
– отражена задолженность учредителя на стоимость имущества сверх уставного капитала.
При этом приходовать имущество необходимо по дебету счетов учета имущества – 08, 10, 15, 41, 43 и т. п. Сделать это нужно в корреспонденции с кредитом субсчета 75 «Расчеты с учредителем».
Таким образом, поступление основного средства сверх взноса в уставный фонд оформите проводкой:
Дебет 08 Кредит 75 субсчет «Расчеты с учредителем»
– получено основное средство сверх уставного фонда.
Основное средство, полученное сверх уставного фонда, примите на учет (на счет 01) в общем порядке.
Такая схема бухгалтерских проводок рекомендована письмами Минфина России от 8 июля 2015 г. № 07-01-06/39246, от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01 и от 9 июня 2011 г. № 07-02-06/104.
ПБУ 6/01 не содержит указаний о порядке формирования первоначальной стоимости основных средств, полученных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поэтому первоначальную стоимость таких объектов можно, например, определять исходя из их стоимости, указанной в передаточном акте, а также фактических затрат на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования (п. 12 ПБУ 6/01). В данном случае имущество, полученное сверх уставного фонда, примите к учету по стоимости, указанной учредителем в акте приема-передачи (п. 7 ПБУ 6/01).
Пример отражения в бухучете основного средства, полученного унитарным предприятием сверх суммы уставного фонда
Государственному унитарному предприятию «Альфа» собственник передал автобус сверх суммы уставного фонда. Стоимость автобуса составляет 270 000 руб. На основании решения учредителя бухгалтер сделал запись:
Дебет 75 субсчет «Расчеты с учредителем» Кредит 83
– 270 000 руб. – отражена задолженность учредителя на стоимость имущества сверх уставного капитала.
По акту о приеме-передаче автобус принят и сразу введен в эксплуатацию. Для отражения операции в учете организации сделаны такие проводки:
Дебет 08 Кредит 75 субсчет «Расчеты с учредителем»
– 270 000 руб. – получено основное средство сверх уставного фонда;
Дебет 01 Кредит 08
– 270 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство.
2. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Кто должен платить земельный налог
Налогоплательщики
Земельный налог платят организации и граждане, обладающие земельным участком, признаваемым объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По земельным участкам, находящимся на праве безвозмездного срочного пользования или аренды, платить налог не нужно. Такие правила установлены статьей 388 Налогового кодекса РФ.
3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования
Нет, не нужно.
Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.
При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).
Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.
Из рекомендации «Какое имущество облагается налогом у российских организаций»