По мнению ФНС РФ, организация, не представляющее налоговую отчетность, либо представляет «нулевую» отчетность, является «фирмой-однодневкой». То есть юридическим лицом, не обладающим фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности (письмо ФНС РФ от 11.02.2010 № 3-7-07/84). Самая большая вероятность в случае заключения сделки с однодневкой – лишиться вычета по НДС.
Если организация не сумеет доказать налоговому органу, что она проявляла должную осмотрительность и проверяла документы партнера, полномочия его представителей и его отсутствие в специальных реестрах, которые ведет ИФНС, ее могут лишить вычета по НДС по сделке, которую она заключила с фирмой-однодневкой, исключить из состава расходов в целях исчисления налога на прибыль, сумму, уплаченную по договору с фирмой-однодневкой. Кроме того, сделка, заключенная с фирмой-однодневкой, может быть признана судом недействительной, в том числе при ликвидации однодневки по иску налоговой инспекции. При этом каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
В этом случае, чтобы защитить вычет по НДС и доказать, что Ваша организация проявила должную осмотрительность, решение инспекции об отказе в вычете нужно оспаривать – в вышестоящей ФНС, а если не удастся – то в суде. Если имеются доказательства проверки контрагента – его учредительные документы, выписки из реестров, которые ведет ИФНС – суд может удовлетворить заявленные требования.
В будущем при заключении сделок у партнера также следует просить копии бухгалтерской отчетности и первые листы деклараций по НДС и налогу на прибыль, с отметкой об их принятии налоговым органом.
Обоснование
Из рекомендации Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Какие права и обязанности есть у налоговых органов
Обжалование действий инспекции
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если налоговая инспекция превышает свои полномочия или не выполняет своих обязанностей, то организация может обжаловать ее действия (бездействие):
- в ФНС России или ее региональном управлении;
- в арбитражном суде.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ.
До 1 января 2014 года обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции в суде и вышестоящем налоговом органе можно одновременно (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ).
Решение налоговой инспекции о привлечении организации к налоговой ответственности может быть обжаловано в суде только после его обжалования в вышестоящем налоговом ведомстве (п. 2 ст. 138 НК РФ).
Ситуация: как обжаловать решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности, принятое по результатам проверки
Решение налоговой инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности можно обжаловать в УФНС России и в арбитражном суде. Причем в судебном порядке такое решение можно обжаловать только после того, как организация обжаловала его в региональном налоговом управлении и ей было отказано в удовлетворении заявленных требований.
Прежде чем обратиться в суд, чтобы обжаловать решение инспекции, организация должна подать жалобу в региональное налоговое управление (УФНС России). Жалоба на решение, которое еще не вступило в силу, называется апелляционной. Решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности вступают в силу по истечении месяца со дня вручения (п. 9 ст. 101 НК РФ). Если организация пропустила этот срок, она вправе подать в УФНС России обычную (не апелляционную) жалобу. Такая жалоба может быть подана в течение года со дня вынесения обжалуемого решения. Об этом сказано в пункте 1 статьи 138, пунктах 1 и 2 статьи 139, пунктах 1 и 2статьи 139.1 Налогового кодекса РФ.
В обоих случаях документ следует составить в письменной форме и указать в нем информацию об инспекции, решение которой обжалуется, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе (апелляционной жалобе), а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2 Налогового кодекса РФ.
Подать жалобу (апелляционную жалобу) нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в УФНС России вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139.1 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи апелляции. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Если организация прилагает к жалобе (апелляционной жалобе) дополнительные документы, необходимо пояснить, почему эти документы не были представлены ранее: например, в ходе налоговой проверки (п. 4 ст. 140 НК РФ).
УФНС России должно рассмотреть жалобу (апелляционную жалобу) на решение о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности в течение месяца со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на один месяц. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
- отменить решение налоговой инспекции полностью или частично;
- отменить решение налоговой инспекции полностью и вынести новое.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.*
О принятом решении УФНС России должно сообщить в письменной форме в течение трех дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если решение налоговой инспекции не было отменено, оно вступает в силу с даты его утверждения УФНС России. Если решение налоговой инспекции было изменено, оно вступает в силу (с учетом внесенных изменений) с даты принятия соответствующего решения УФНС России. Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует решение налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или со дня, когда установленный срок рассмотрения жалобы истек (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать решение инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать решение налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию принять иное решение;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.*
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая приняла оспариваемое решение. Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Внимание: суд может отказать организации в удовлетворении иска, если решит, что досудебный порядок обжалования решения налоговой инспекции в УФНС России не соблюден.
В частности, такая ситуация возможна, когда организация подает апелляционную жалобу в УФНС России для частичной отмены решения налоговой инспекции, а затем в арбитражном суде пытается оспорить решение налоговой инспекции в полном объеме. В данном случае суд может сделать вывод о несоблюдении организацией досудебного порядка обжалования и станет рассматривать только ту часть решения, которую организация обжаловала в УФНС России.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих указанную позицию (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 июля 2010 г. № Ф09-5472/10-С2, Западно-Сибирского округа от 6 августа 2010 г. № А75-7261/2009, от 6 апреля 2010 г. № А27-12342/2009).
Вместе с тем, есть судебные решения, в которых суды занимают противоположную позицию. По их мнению, сам факт обжалования решения налоговой инспекции в региональном УФНС России свидетельствует о том, что досудебный порядок соблюден. При этом не имеет значения, обжаловано решение полностью или частично. Такая позиция отражена, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2010 г. № А13-5979/2009, от 15 апреля 2010 г. № А26-5099/2009
.
Ситуация: как обжаловать действия (бездействие) налоговой инспекции
Действие или бездействие налоговой инспекции можно обжаловать в региональном налоговом управлении и в арбитражном суде.
Если действия налоговой инспекции выходят за рамки ее полномочий или приводят к невыполнению возложенных на нее обязанностей, организация может обжаловать ее действия (бездействие) как в региональном налоговом управлении (УФНС России), так и в арбитражном суде. При этом организация вправе использовать оба варианта одновременно. Например, такие действия возможны, если инспекция отказывается провести сверку расчетов с бюджетом или требует от организации документы, представление которых налоговым законодательством не предусмотрено.
Жалобу следует составить в письменной форме и указать в ней информацию об инспекции, действия которой обжалуются, о самом заявителе, а также подробно описать причину жалобы и требования к вышестоящему налоговому ведомству. Состав сведений, которые должны быть указаны в жалобе, а также перечень документов, которые целесообразно к ней приложить, приведены в статье 139.2Налогового кодекса РФ.*
Подать жалобу нужно в ту налоговую инспекцию, которая приняла обжалуемое решение. В течение трех рабочих дней после получения жалобы налоговая инспекция обязана передать ее в региональное налоговое управление вместе со всеми материалами дела (п. 1 ст. 139 НК РФ). Жалобу, направленную с нарушением этого порядка, региональное УФНС России рассматривать не будет. Даже если организация уложилась в срок, отведенный для подачи жалобы. Такие разъяснения содержатся вписьме Минфина России от 27 июля 2007 г. № 03-02-07/1-350.
Срок подачи жалобы в УФНС России составляет один год со дня, когда организация узнала (должна была узнать) о нарушении своих прав.
УФНС России должно рассмотреть жалобу на действия налоговой инспекции в течение 15 дней со дня ее получения. При необходимости руководитель (заместитель руководителя) УФНС России вправе продлить этот срок, но не более чем еще на 15 дней. Об этом сказано в пункте 6 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России должно принять одно из следующих решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить ненормативный акт налоговой инспекции;
- признать действия или бездействие налоговой инспекции незаконными и вынести решение по существу.
Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса РФ.
Если организация обжалует действия, бездействие налоговой инспекции в судебном порядке, исковое заявление нужно подать в арбитражный суд по местонахождению ответчика (ст. 35 АПК РФ). То есть в арбитражный суд, на территории которого находится налоговая инспекция, чье решение обжалуется.
Исковое заявление можно подать в электронном виде. Временный порядок подачи документов в арбитражные суды в электронном виде утвержден приказом ВАС РФ от 12 января 2011 г. № 1.
Исковое заявление нужно подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о принятом по жалобе решении, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы (п. 3 ст. 138 НК РФ, ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Если организацией пропущен срок для подачи искового заявления, она все равно может попытаться обжаловать действия, бездействие инспекции в суде (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Для этого одновременно с исковым заявлением в суд нужно подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Сложившаяся арбитражная практика свидетельствует о том, что при наличии уважительных причин суды обычно удовлетворяют такие ходатайства (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2007 г. № 8815/07, ФАС Московского округа от 28 июня 2007 г. № КА-А40/4473-07).
Арбитражный суд должен рассмотреть исковое заявление в течение двух месяцев с момента его подачи (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). По итогам рассмотрения суд может вынести одно из двух решений:
- признать действия, бездействие налоговой инспекции незаконными и обязать инспекцию устранить допущенное нарушение прав организации;
- о полном или частичном отказе в удовлетворении требований организации.
Копия решения арбитражного суда в пятидневный срок со дня его принятия направляется заявителю и в налоговую инспекцию, которая совершила оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в региональное налоговое управление.
Такой порядок предусмотрен статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Если решение принято в пользу организации, налоговая инспекция обязана исполнить его после того, как оно вступит в законную силу.
Из рекомендации Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
В каких случаях организация может быть лишена права на вычет НДС
Организация не имеет права на вычет входного НДС:
- если она не является плательщиком НДС (применяет специальный налоговый режим) (п. 1 ст. 171 НК РФ);
- если она использует освобождение от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ. В этом случае суммы входного НДС включайте в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Ограничения в праве на вычет
Плательщики НДС, которые не используют освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, лишаются права на вычет:
- если входной налог не предъявлен поставщиком (исполнителем);
- если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, приобретены для использования в операциях, не облагаемых НДС;
- если имущество (работы, услуги, имущественные права), по которым предъявлен входной НДС, не приняты к учету;
- если у организации отсутствует правильно оформленный счет-фактура с выделенной суммой входного НДС. При этом ошибки, которые не мешают однозначно идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также ставку и сумму налога, не лишают организацию права на вычет.
Это следует из положений статьи 171 и абзаца 2 пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за неправомерное применение вычета
Внимание: если организация воспользуется вычетом с нарушением хотя бы одного из установленных условий, то при проверке налоговая инспекция может лишить ее права на вычет и аннулировать ранее принятый к вычету входной налог. Как следствие, у организации возникнет недоимка по НДС, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75 и 122НК РФ). Кроме того, аннулированные суммы налога организация не сможет включить в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 2 ст. 170, п. 19 ст. 270 НК РФ).
При проведении проверок правомерности применения вычетов по НДС налоговые инспекции контролируют не только формальное соблюдение требований статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ. На практике проверяющие оценивают реальность и экономическую обоснованность сделок, в результате которых организации предъявляют НДС к вычету, могут отследить полноту и правильность уплаты НДС контрагентами организации. Особое внимание уделяется сделкам, совершенным с участием взаимозависимых и вновь созданных организаций. Некоторые признаки хозяйственной деятельности, при наличии которых организация может лишиться права на налоговый вычет, приведены в письмах ФНС России от 12 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5728, от 8 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5585.
Вычеты по счетам-фактурам недобросовестных поставщиков
Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
- получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
- получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
- оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организацияпримет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например,постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАСПоволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09,от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008,от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).
Из рекомендации Виталия Дианова, кандидата юридических наук, старшего юриста Goltsblat BLP, Романа Масаладжиу, кандидата юридических наук, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист»
Какие документы нужно запросить у контрагента, чтобы исключить юридические риски
Перед заключением сделки с новым контрагентом или с контрагентом, с которым организация не имела деловых отношений в течение длительного времени, рекомендуется запросить у него уставные и иные правоустанавливающие документы, подтверждающие саму возможность заключения с ним договора. Если этого не сделать, организация рискует, например, заключить договор аренды с компанией, не являющейся собственником объекта аренды и не обладающей правом сдавать это имущество в аренду. Или заключить договор на техобслуживание медтехники с организацией, не обладающей лицензией на проведение таких работ. Наконец, может оказаться, что договор со стороны контрагента подписан лицом, не имеющим на это полномочий. Это чревато дополнительными расходами и убытками для вашей компании, а возможно, и судебными спорами.
Кроме того, чтобы снизить эти риски в рамках длительных отношений с одним и тем же контрагентом, имеет смысл периодически запрашивать у него актуальные версии перечисленных ниже документов.
На необходимость истребования определенных документов желательно указать в Положении о договорной работе компании. Дело в том, что без представления потенциальным контрагентом определенного пакета документов подписание с ним договора будет невозможным. В то же время если у предполагаемого контрагента возникнут вопросы по поводу необходимости истребования у него всех или какого-то определенного документа, то в этом случае всегда можно будет сослаться на правила, установленные во внутреннем документе организации.
Документы, которые нужно запросить у контрагента – юридического лица
1. Учредительные документы. В зависимости от вида юридического лица это могут бытьустав и (или) учредительный договор.
Необходимо проверить, чтобы учредительные документы были представлены полностью. Не имеет смысла запрашивать выписки из учредительных документов, первые и последние страницы устава и т. п. В этом случае не удастся выяснить всю необходимую информацию.
Учредительные документы нужно запрашивать у контрагента в последней, то есть действующей редакции. Определить, последняя ли версия уставных документов была представлена контрагентом, можно по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). При возникновении сомнений относительно достоверности представленных документов можно истребовать у контрагента все предыдущие редакции учредительных документов.
2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН), а также все листы записи ЕГРЮЛ и свидетельства о регистрации изменений учредительных документов и о регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
Тут особое внимание нужно обратить на то, чтобы наименование организации, указанное в учредительных документах, совпадало с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.
Если юридическое лицо меняло наименование, то в этом случае наименование организации, указанное в учредительных документах, может не совпадать с наименованием организации в свидетельстве ОГРН. Дело в том, что при изменении наименования новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица не выдается. Однако изменение наименования организации обязательно должно быть отражено в листе записи ЕГРЮЛ или в свидетельстве о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (свидетельство ИНН). Наименование организации, указанное в учредительных документах, должно совпадать с наименованием организации в свидетельстве ИНН.
4. Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор.
Если договор будет подписывать генеральный директор (руководитель юридического лица), то контрагент должен представить либо решение о назначении генерального директора, либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица. Для подтверждения полномочий руководителя организации на момент подписания договора нужно также затребовать от контрагента и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
При проверке полномочий руководителя юридического лица необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными (ст. 174 ГК РФ).
Кроме того, в уставе юридического лица, как правило, указывается срок, на который избирается (назначается) руководитель организации. В связи с этим нужно проверить, чтобы представленные контрагентом решение о назначении генерального директора либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица не были просрочены.
Нужно иметь в виду, что положения учредительного документа, которые определяют условия осуществления полномочий лиц, выступающих от имени юридического лица, в том числе о совместном осуществлении отдельных полномочий, не могут влиять на права третьих лиц и служить основанием для признания сделки, совершенной с нарушением этих положений, недействительной. Это не касается случаев, когда будет доказано, что другая сторона сделки в момент совершения сделки знала или заведомо должна была знать об установленных учредительным документом ограничениях полномочий на ее совершение. При этом бремя доказывания того, что третье лицо знало или должно было знать о таких ограничениях, возлагается на лиц, в интересах которых они установлены.
Все неясности и противоречия в положениях учредительных документов юридического лица об ограничениях полномочий единоличного исполнительного органа толкуются в пользу отсутствия таких ограничений. Ссылку в договоре, который заключен от имени организации, на то, что лицо, заключающее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, суд оценивает с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. Такое доказательство, как и любое другое, не имеет для суда заранее установленной силы и не свидетельствует о том, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
Такие разъяснения содержатся в абзацах 5–8 пункта 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного суда РФ № 25).
Если договор будет подписывать иное лицо, чем руководитель организации, то помимо документов, названных выше, необходимо запросить еще и копию доверенности данного лица на подписание договора. В доверенности должна содержаться дата ее совершения. Без такой даты доверенность признается недействительной (п. 1 ст. 186 ГК РФ).
В доверенности указывается также срок ее действия. Если срок действия в доверенности не указан, то доверенность действительна в течение года со дня ее совершения (п. 1 ст. 186 ГК РФ). Необходимо следить за тем, чтобы срок действия доверенности не был просрочен.
Нужно обратить внимание и на форму представленной доверенности. Доверенность, выдаваемая юридическим лицом, может быть удостоверена нотариально либо самой организацией. В последнем случае доверенность должна быть заверена подписью руководителя организации или иного уполномоченного сотрудника. Если на доверенности отсутствует печать организации, это никак не влияет на ее действительность (кроме случаев, прямо указанных в законе).
Доверенность будет иметь одинаковую юридическую силу вне зависимости от того, каким образом она удостоверена. При этом стоит проверить полномочия лица, выдавшего доверенность.
Если доверенность удостоверена нотариально, то полномочия лица, подписавшего доверенность, проверять необязательно, поскольку данные полномочия проверил нотариус при удостоверении доверенности. Этот факт, безусловно, повышает доверие к «нотариальной доверенности». Однако требовать от контрагента представления именно нотариально удостоверенной доверенности совсем не обязательно.
Если доверенность выдана руководителем юридического лица, то необходимо проверить полномочия этого руководителя на момент выдачи доверенности. Если доверенность выдана иным лицом (например, заместителем директора), нужно проверить полномочия этого заместителя на момент выдачи доверенности. Они должны вытекать либо из уставных документов, либо из выданной ему доверенности с правом передоверия. Если доверенность выдана в порядке передоверия, то она должна быть удостоверена нотариально (п. 3 ст. 187 ГК РФ).
Если сделку от имени юридического лица подписывает его сотрудник, который действует на основании доверенности, выданной в порядке передоверия руководителем филиала юридического лица, другая сторона сделки признается добросовестной, если она изучила доверенности (первоначальная и выданная в порядке передоверия), дающие полномочия сотруднику юридического лица, совершившему сделку (п. 129 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25).
Полномочия лица, указанные в доверенности, должны быть достаточными для подписания договора, то есть право подписания договора от имени организации должно быть прямо указано в доверенности либо вытекать из текста доверенности.
5. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Сведения, содержащиеся в реестре, могут постоянно меняться. Поэтому нужно запрашивать выписку, выданную как можно позднее к дате передачи этой выписки контрагентом. Также можно разработать единые правила по проверке документов от контрагента и указать в них, что выписка должна быть представлена контрагентом, например, не позднее 10 дней до даты подписания договора. Если контрагент заявляет, что ему трудно настолько оперативно получить выписку, нужно иметь в виду: чем более ранней датой представлена выписка, тем выше будут риски при заключении договора с этим контрагентом. В любом случае не рекомендуется принимать от контрагентов выписки, выданные позднее одного месяца до предполагаемой даты подписания договора.
Кроме того, информацию о контрагенте можно найти на сайте ФНС России. Ее также можно сравнить с информацией, имеющейся в представленной контрагентом выписке из ЕГРЮЛ.
Информация на сайте ФНС России обновляется еженедельно (п. 4 приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»). Поэтому нельзя исключить вариант, при котором сведения, содержащиеся в предоставленной контрагентом выписке, могут расходиться со сведениями, опубликованными на сайте ФНС России. В последнем случае рекомендуется уточнить у контрагента причины такого расхождения и при необходимости попросить контрагента представить из ФНС России новую выписку.
Однако нужно иметь в виду, что на сайте ФНС России, по сравнению с выпиской из ЕГРЮЛ, содержатся далеко не все сведения о юридическом лице, а только сведения о наименовании, ИНН, ОГРН, местонахождении, а также о начавшихся процессах реорганизации, ликвидации и банкротства. Поэтому информацию с сайта ФНС Россииможно использовать лишь дополнительно к представленной контрагентом выписке из ЕГРЮЛ, но никак не вместо самой выписки.
Также информацию о контрагенте – юридическом лице можно найти в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. В этот реестр вносятся различные сведения, которые связаны с деятельностью организации, включая сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации или ликвидации, о начале процедуры банкротства в отношении этой организации, сведения о размере уставного капитала, увеличении и уменьшении уставного капитала, стоимости чистых активов на последнюю отчетную дату, о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица, об изменении адреса (места нахождения) юридического лица, о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности и т. д. Полный перечень таких данных указан в пункте 7 статьи 7.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Доступ к Единому федеральному реестру сведений о фактах деятельности юридических лиц бесплатный. Для получения необходимых сведений нужно ввести наименование компании, ИНН, ОГРН или место нахождения организации. Однако есть риск, что на данном ресурсе может не оказаться всех необходимых данных о потенциальном контрагенте (например, сведений о стоимости чистых активов юридического лица). Это связано с тем, что в законе пока нет ответственности за непредставление организацией таких сведений. По этой причине юридические лица зачастую игнорируют обязанность вносить указанные сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. С другой стороны, отсутствие в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц подобных сведений может говорить о недобросовестности потенциального контрагента.
Сведения, полученные с помощью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, целесообразно сравнить с информацией, которая содержится в представленной контрагентом выписке из Единого государственного реестра юридических лиц. Вполне возможна ситуация, при которой сведения, содержащиеся в представленной контрагентом выписке, могут расходиться со сведениями, опубликованными в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. В таком случае рекомендуется уточнить у контрагента причины такого расхождения и при необходимости попросить контрагента представить из ФНС России новую выписку, с более поздней датой выдачи.
При проверке информации, которая содержится в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, нужно исходить из следующего:
- Единый государственный реестр юридических лиц открыт для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, которое полагается на данные ЕГРЮЛ, не знает и не должно знать о недостоверности таких данных;
- юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, которое добросовестно полагалось на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в этот реестр, а также на недостоверность его данных. Исключение предусмотрено лишь для случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица;
- по общему правилу закон не устанавливает обязанности лица, которое не входит в состав органов юридического лица и не является его учредителем или участником, проверять учредительные документы юридического лица с целью выявления ограничений или разграничения полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица или нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга либо совместно;
- третьи лица, которые полагались на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юридического лица, по общему правилу вправе исходить из неограниченности этих полномочий. Если в ЕГРЮЛ содержатся данные о нескольких лицах, которые уполномочены выступать от имени юридического лица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них. При наличии в ЕГРЮЛ данных о совместном осуществлении полномочий несколькими лицами третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий лиц, которые действуют совместно.
Такие разъяснения содержатся в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25.
Кроме того, если учредительным документом юридического лица предусмотрено, что полномочия выступать от его имени предоставлены нескольким лицам, то в отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о совместном осуществлении или ином распределении полномочий предполагается, что они действуют раздельно и осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам компетенции соответствующего органа юридического лица. Например, если в корпорации образовано несколько единоличных исполнительных органов, предполагается, что они действуют независимо по всем вопросам компетенции.
Такие разъяснения содержатся в пункте 24 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25.
6. Лицензия на осуществление деятельности по договору, если эта деятельность подлежит лицензированию.
Перечень лицензируемых видов деятельности указан в статьях 1 и 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Причем в статье 12 этого Закона указан перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с этим Законом, а в статье 1 – перечислены виды деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с иными законами.
К лицензии обычно прилагается перечень конкретных видов деятельности, которые разрешено осуществлять юридическому лицу. Либо этот перечень может быть указан на обратной стороне лицензии. В любом случае имеет смысл настаивать на том, чтобы контрагент представил этот перечень вместе с лицензией до заключения договора.
Если в лицензии указан срок ее действия, то необходимо проверить, не просрочена ли лицензия контрагента.
7. Правоустанавливающие документы в отношении имущества, которое передается по договору в собственность или во временное владение и пользование.
Проверка имущества, которое будет являться предметом сделки, состоит из двух этапов:
- осмотр имущества;
- проверка правоустанавливающих документов.
Ни одним из данных этапов не стоит пренебрегать перед заключением договора с контрагентом.
При проверке правоустанавливающих документов прежде всего нужно выяснить, кому принадлежит данное имущество.
8. При возникновении сомнений в достоверности подписи руководителя организации-контрагента можно запросить также копию банковской карточки с образцом подписи директора, заверенную нотариально или банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание контрагента.
Совет
Все документы должны быть представлены в копиях, заверенных нотариально или должностным лицом организации с приложением печати юридического лица. Это требование дисциплинирует контрагента и уменьшает риск представления недействительных, недостоверных или устаревших документов. Рекомендуется фиксировать факт получения документов от контрагента путем составления соответствующих описей или актов в бумажной или электронной (при обмене электронными сообщениями с контрагентом) форме.
Из ситуации Виктора Анохина, доктора юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, председателя Арбитражного суда Воронежской области в отставке, Юлии Копеевой, старшего эксперта ЮСС «Система Юрист», Екатерины Ковалевой, ведущего юрисконсульта договорно-правового отдела правового департамента ГК «Олимпстрой»
Какие сведения о контрагенте можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы
На официальном сайте Федеральной налоговой службы можно проверить основные сведения о юридическом лице. Например:
- сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации (в т. ч. для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ);
- Сообщения юридических лиц, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятии решений, о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20 процентов уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ;
- сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- перечень юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- «адреса массовой регистрации» (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве местонахождения несколькими юридическими лицами).
Кроме того, выписку из ЕГРЮЛ можно получить, обратившись в ФНС России. Можно обратиться в компании, которые официально предоставляют информацию из ЕГРЮЛ в электронном варианте*. Кроме того, есть компании, которые приобрели годовые абонементы у ФНС России на установление доступа к разделам сайта ФНС России, содержащим сведения ЕГРЮЛ. Такие компании также предоставляют сведения из ЕГРЮЛ в течение 1 часа.
Из статьи журнала «Семинар для бухгалтера» № 5, Май 2013
Как защитить вычеты по НДС, если налоговики назвали вашего контрагента однодневкой
Артем Евсеев, управляющий партнер ООО «КУЗЬМИНЫХ, ЕВСЕЕВ & ПАРТНЕРЫ»
План семинара:
- Как проверять поставщиков, чтобы обезопасить компанию в дальнейшем.
- Какие аргументы помогут защитить интересы организации в суде.
- Как доказать реальность сделки.
О СЕМИНАРЕ
Место проведения: г. Москва
Тема: «Недобросовестные поставщики. Как сохранить вычеты, уйти от ответственности»
Длительность: 7 часов
Стоимость: 9900 рублей
Компания-организатор:
Центр образования «Элкод»,
тел. (495) 956-06-95,
www.eduel.ru
При малейших подозрениях в том, что контрагент вашей компании — однодневка, налоговики попытаются снять вычеты по НДС. По их мнению, подпись недобросовестного продавца на счетах-фактурах не может быть достоверной. А значит, покупатель не имеет права на вычет входного налога.
Как правило, отстоять вычеты получается только в суде. Все потому, что налоговые инспекторы игнорируют реальность сделок. А судьи, напротив, считают это основным решающим фактором. Конечно, в пользу компаний играет и осмотрительность при выборе контрагентов. Я расскажу, как проверить будущего компаньона и отстоять свои законные вычеты в суде.
Как проверять поставщиков, чтобы обезопасить компанию в дальнейшем
В компании нужно установить унифицированные правила проверки деловых партнеров. Подготовьте положение или издайте приказ за подписью директора со списком документации, которую необходимо запросить у возможных контрагентов (см. образец положения ниже — Примеч. ред.). Регламентированный порядок покажет, что всех поставщиков вы оцениваете объективно.
Такую проверку лучше проводить систематически. Так вы будете уверены в добросовестности контрагента на протяжении всего взаимодействия. Генеральных поставщиков нужно проверять достаточно часто: раз в месяц или в квартал. Мелких налогоплательщиков или компании, которые изредка поставляют вам недорогие офисные принадлежности, можно проверять реже. Но все эти условия обязательно закрепите в положении.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
У подписчиков электронной версии журнала «Семинар для бухгалтера» (e.buhseminar.ru)постоянно есть доступ ко всем опубликованным материалам начиная с 2009 года.
Объем запрашиваемых документов зависит в том числе и от специфики бизнеса. Если контрагент ведет лицензируемую деятельность, удостоверьтесь, что он получил на нее разрешение. Чтобы проверить, не является ли ваш поставщик банкротом, требуйте копию бухгалтерского баланса.
Только не нужно прописывать в положении недопустимые требования. Вот, например, обязанность поставщика представить договор аренды. Лучше оговориться, что в случае сомнений компания может запросить дополнительные документы. Скажем, отчетность в ФСС, чтобы удостовериться, что штат контрагента для выполнения вашего заказа достаточно укомплектован. Но, помните, что вот эти сведения поставщик вправе и не представлять. Еще ни в коем случае не запрашивайте дипломы и аттестаты работников. Это персональные данные сотрудников, которые работодатель обязан защищать.
Периодически запрашивайте выписки из ЕГРЮЛ. Еще можете установить правило, что договоры выше определенной суммы руководители компаний подписывают в личном присутствии.
Однако все это не дает стопроцентной гарантии от претензий налоговых инспекторов. Если, по их мнению, поставщик — однодневка, то они скорее всего снимут вычеты по НДС.
Какие аргументы помогут защитить интересы организации в суде
Что делать, если налоговики отказали в вычете и отстоять свою позицию в досудебном порядке не получилось? Идите в суд.
Вот ваш основной аргумент — компания не виновата в том, что контрагент недобросовестно исполняет свои налоговые обязательства. Рассмотрим стандартную посредническую сделку, в которой инспекторы часто видят цепочку перепродажи товара с использованием однодневки (схема приведена ниже — Примеч. ред.). По предположениям инспекторов, Компания 2 заключает фиктивный договор с поставщиком-однодневкой. Из документов следует, что покупатель приобрел товары, включил их стоимость в расходы и принял к вычету входной НДС. Однако на самом деле сделка не совершалась, поставщик фактически деятельность не ведет и налоги со стоимости товаров не уплатил. Поэтому Компании 2 вычет по НДС не положен.
Из схемы видно, что даже если посредник не уплатил НДС, то бюджет пострадал только на часть суммы (9 руб.). Но несмотря на это, налоговики снимают у Компании 2 весь вычет полностью (36 руб.). Не задумывались, правомерно ли это?
Допустим, ваш контрагент нарушил обязанность по уплате налога. Доказывает ли это, что именно вы получили необоснованную налоговую выгоду? Конечно, нет. На этот счет рекомендую вспомнить пункт 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Поэтому в суде компания должна ссылаться на следующее. Во-первых, инспекция должна подтвердить, что организация каким-то образом нарушила налоговое законодательство. При этом вы не обязаны доказывать свою невиновность в совершении налогового нарушения (п. 6 ст. 108 НК РФ). Во-вторых, инспекторы должны объяснить, какие объективные последствия возникли из-за того, что вы закупили товар у однодневки. То есть определить действительный размер налогового правонарушения. А снимать вычет полностью, на мой взгляд, налоговики просто не имеют права.
Конечно, инспекторы будут приводить всевозможные доводы, оспаривая добросовестность вашего поставщика. Самые распространенные из них: поставщик не сдавал налоговые декларации, обороты по его счету не соответствуют данным в декларации, он уплачивает несоразмерно маленькие налоги по сравнению с оборотом.
Из практики могу назвать основные документы, которые суды принимают во внимание в качестве подтверждения недобросовестности компании. Первый — решение о проведении выездной проверки. Второй — требование, которое было выставлено организации, но не исполнено. А какие еще доказательства должны убедить суд в том, что контрагент не исполняет свои обязательства? Уточните, проводили ли налоговики вообще проверку. Часто бывает, что инспекторы присваивают вашему контрагенту признаки недобросовестности, хотя фактически мероприятия налогового контроля они не проводили. В большинстве претензий все вышеперечисленные аргументы выдвигаются просто по умолчанию. В надежде на то, что вы просто не захотите доводить дело до суда.
И не забывайте про то, что если компания не сдает отчетность, то ее расчетные счета налоговики должны арестовать. Попросите суд обязать инспекторов предоставить решение о приостановке. Уточните, какие действия в итоге предпринял банк. Ведь он должен отчитаться о заморозке счетов, раз получил указание от инспекции. После этого скорее всего довод отпадет.
Легко можно объяснить и несоответствие данных в обороте компании. Возможно, поставщик является агентом, действующим в интересах принципала. Тогда он декларирует только свои вознаграждения. А все остальные суммы проходят за балансом.
Естественно, в суде настаивайте — подобные претензии налоговиков не доказывают, что поставщик не заплатил налоги. А значит, контрагента вы считаете добросовестным. Поэтому и полученную выгоду признать необоснованной нельзя. Основываясь только на вышеперечисленных претензиях, доказать обратное инспекторы не смогут.
В письме от 24 мая 2011 г. № СА-4-9/8250 ФНС дала рекомендации инспекторам на местах, как проводить проверку. Теперь ревизоры стараются доказать, что однодневка ваша или вы заранее знали о недобросовестности контрагента. Либо поставить под сомнение реальность сделки. Логика инспекторов такая: все документы подложные, подпись руководителя подделана, контрагент не имел возможности исполнить обязательства по договору. Отсюда вывод: компании вычет по НДС не положен. Конечно, к суду инспекторы старательно запасутся доказательствами, свидетельствующими о том, что документы незаконны. Например, проведут экспертизу подписей или допросы свидетелей. Но, как показывает мой опыт, инспекторы зачастую проводят все эти мероприятия с нарушениями. Поэтому результаты экспертиз и допросов можно оспорить (о том, как защититься от незаконных допросов, осмотров, выемок и экспертиз, читайте в следующем номере журнала. — Примеч. ред.).
В любом случае, если хозяйственная операция имела место, обвинить компанию в связи с однодневкой инспекторам будет достаточно сложно. Поэтому дальше подробно поговорим о том, чем подтвердить фактическое исполнение договора.
Как доказать реальность сделки
Все свои предположения налоговики будут основывать на том, что контрагент обязательство перед вами не выполнил. А счета-фактуры и накладные сфальсифицированы. Отсюда единственный выход — предоставьте доказательства реальности сделки.
В случае с закупкой товара вам, конечно, нужно доказать, что компания его получила. Но также важно показать, что с этим товаром произошло дальше. Допустим, вы пустили его в производство или храните на складе. Или вообще успели перепродать. Тогда предоставьте документы, которые могут подтвердить эти факты.
При этом вам нужно будет доказать, что проданный или складированный товар — часть той партии, которую вы приобрели у данного поставщика. Если на ТМЦ есть уникальные номера, это сделать, конечно, проще. Но подтвердить, что вы храните товар, который никак не обозначается, тоже можно. Для этого достаточно регулярно проводить инвентаризацию склада и анализ карточек складского учета. Покажите суду, что по складу у вас все сходится. Ведь если бы товар вы не приобрели, то сейчас после продажи его количество бы расходилось.
Как доказать реальность выполненных работ? В этой ситуации инспекторы скорее всего не будут настаивать, что работы не выполнялись. Но в суде начнут утверждать, что компания осуществила их своими силами. Поэтому только договорами подряда и актами не обойтись. Тут нужно доказать, что такой объем работ компания самостоятельно выполнить не могла. Самый простой случай, когда квалифицированного персонала в штате нет. Если же нужные работники все-таки числятся, доказывайте, что в это же время они были полностью заняты на других объектах и физически не могли выполнить дополнительную работу. Никто не отменял и прочих косвенных доказательств. Будь то отметки подрядчиков на посту охраны или фотографии помещения до и после выполненных работ.
Самое сложное доказать реальность сделок по предоставлению услуг. В этом случае также нужно дать суду верно оформленные договоры и акты. А также продемонстрировать, что данные услуги не только дали результат, которым вы воспользовались, но и повлияли на вашу хозяйственную деятельность. Если говорить о рекламе, то, безусловно, после оказанных услуг продажи в компании должны увеличиться. Если этого не произошло, а вашего контрагента одновременно подозревают в фиктивности, на вычет не рассчитывайте.
Конспект подготовила Марина Мурыгина
Из статьи журнала «Главбух» № 3, Февраль 2016 года
Проверили контрагента от и до
Чтобы проверить поставщика на добросовестность, воспользуйтесь таким чек-листом. Сделайте копию, когда понадобится проверить очередного контрагента, соберите всю информацию по списку и подшейте распечатки и копии к чек-листу.
Копии документов контрагента
|
|
Устав | |
Свидетельство о государственной регистрации организации | |
Свидетельство о постановке организации на учет в налоговой инспекции | |
Протокол общего собрания учредителей о назначении директора (решение единственного учредителя) | |
Вторая и третья страницы паспорта руководителя организации | |
Бухгалтерская отчетность за 2015 год | |
Справка об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам | |
Лицензия, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности | |
Проверка через сервисы ФНС
|
|
egrul.nalog.ru Сведения из ЕГРЮЛ |
|
service.nalog.ru/vyp Бесплатная выписка из ЕГРЮЛ в виде электронного документа с подписью инспекции |
|
service.nalog.ru/svl.do Сведения о руководителях и учредителях, которые в суде доказали, что не имеют отношения к компании |
|
service.nalog.ru/zd.do Сведения о компаниях, у которых есть задолженность по налогам, и о тех, кто не представляет налоговую отчетность больше года |
|
nalog.ru/disqualified.do Реестр дисквалифицированных лиц |
|
vestnik-gosreg. ru/publ/fz83 Принятые решения инспекций о принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» |
|
vestnik-gosreg. ru/publ/vgr Сведения компаний о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала и пр., опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» |
|
nalog.ru>раздел «Все сервисы» Действительные ИНН юридических лиц |
|
Недействительные свидетельства, например свидетельства о госрегистрации, о внесении изменений в устав и т. д. | |
Недействительные ИНН юридических лиц | |
Недействительные ИНН физических лиц | |
Проверка через другие сервисы
|
|
services.fms.gov.ru База недействительных российских паспортов |
|
fssprus.ru/iss/ip База исполнительных производств |
|
kad.arbitr.ru База судебных споров |
|
kommersant.ru/bankruptcy База объявлений о банкротстве |