Бухучет.
Затраты на приобретение услуг по справочно-информационному обеспечению поиска и обнаружения легкового транспортного средства отражайте в расходах, исходя из назначения использования в деятельности транспортного средства.
Проводки будут следующими:
Дебет 76 (60) Кредит 51
– внесена предварительная оплата за услуги.
Основанием для отражения расходов являются ежемесячные акты оказанных услуг.
Ежемесячно при списании стоимости услуг на затраты в учете делайте проводку:
Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 76 (60)
– отнесена на расходы стоимость услуг за текущий месяц.
Налог на прибыль.
Все расходы организации, признаваемые при расчете налога на прибыль, должны одновременно быть:
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Из вопроса следует, что приобретение спутниковой системы навигации было необходимым условием заключения договора страхования автомобиля (КАСКО). В свою очередь, затраты на добровольное страхование (каско) учитываются при расчете налога на прибыль (подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 263 НК РФ). То есть экономически обосновать данные расходы организации не составит труда. Кроме того наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).
Таким образом, данные расходы можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих на основании ежемесячных актов оказанных услуг.
Обоснование
1. Из рекомендации
Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3-го класса
Как отразить в бухучете расходы на страхование автомобиля
Расчеты
Расчеты по страхованию автомобиля (как обязательному, так и добровольному) отражайте на счете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию». Независимо от вида договора затраты, связанные со страхованием автомобиля, относятся к расходам по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) (подп. 5, 7 ПБУ 10/99).
На дату уплаты страховой премии отразите в учете выдачу аванса:
Дебет 76-1 Кредит 51
– выплачена страховая премия.
На расчет НДС уплата страховой премии не влияет, поскольку расходы на страхование не облагаются этим налогом (подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Списание расходов
Основанием для отражения расходов является сам договор (полис) ОСАГО, ДСАГО, КАСКО. Поэтому расходы на страхование следует признавать в бухучете с даты вступления страхового договора в силу. Если такая дата договором не предусмотрена, то он считается вступившим в силу в момент уплаты страховой премии. Это следует из статьи 957Гражданского кодекса РФ.
Если страховой договор заключен на срок, превышающий один месяц, ежемесячно при списании страховой премии на затраты в учете делайте проводку:
Дебет 20 (23, 26, 44...) Кредит 76-1
– отнесена на расходы стоимость страховой премии за текущий месяц.
Если срок договора страхования не превышает один месяц, то страховую премию включите в состав затрат в том месяце, когда договор страхования вступил в силу (была уплачена страховая премия):
Дебет 20 (26, 23, 44..) Кредит 76-1
– отнесена на расходы стоимость страховой премии по договору страхования;
Если договор страхования действует не с первого числа месяца, сумму списываемых расходов рассчитайте пропорционально количеству оставшихся дней месяца.
Если договор расторгнут, возврат от страховщика части страховой премии отразите проводкой:
Дебет 51 Кредит 76-1
– получена часть страховой премии с учетом фактического срока действия договора.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 76-1).
2. Из рекомендации
Андрея Кизимова, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить при налогообложении расходы на страхование автомобиля. Организация применяет общую систему налогообложения
Налог на прибыль: каско
Затраты на добровольное страхование (каско) учитываются при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов в сумме фактических затрат (подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 263 НК РФ).
3. Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как в бухучете отразить приобретение услуг сторонней организации
Затраты на приобретение услуг сторонних организаций отражайте, как и другие расходы, исходя из назначения подобных трат. Поэтому записи делайте в дебет следующих счетов:
По кредиту записи делайте по счету 60 или 76:
Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29…) Кредит 60 (76)
– учтены затраты на приобретение услуг сторонних производителей.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов и ПБУ 10/99.
4. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как учесть при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам
При расчете налога на прибыль некоторые виды расходов нужно учитывать не единовременно, а в течение определенного срока. Это касается расходов, которые относятся к нескольким отчетным периодам (п. 1, 6 ст. 272, п. 9 ст. 262, п. 2 ст. 261,п. 3 ст. 268 НК РФ).
Отнесение расходов к нескольким отчетным периодам производится на основании условий договора, в рамках которого эти расходы осуществляются.
Если расходы осуществляются в рамках договора, по которому:
– получение доходов предусмотрено в течение нескольких отчетных периодов;
– поэтапная сдача товаров (работ, услуг) не предусмотрена,
такие расходы признаются с учетом принципа равномерности. При этом методику признания (распределения) расходов организация определяет самостоятельно, закрепив ее в учетной политике для целей налогообложения.
Это следует из пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса РФ.
Предварительные платежи
Если вы перечислили оплату в счет еще не поставленных товаров (невыполненных работ, не оказанных услуг), то для целей налогообложения это признается авансом. К расходам такие суммы не относятся.
Выданные авансы не учитывайте при расчете налога на прибыль независимо от применяемого метода налогового учета. Для метода начисления такое положение содержится в пункте 14 статьи 270 Налогового кодекса РФ. При кассовом методе это правило следует из общего порядка признания расходов. Для возникновения расхода, помимо фактической оплаты затрат, необходимо встречное прекращение обязательства (п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому до получения товаров (выполнения работ, оказания услуг) сумму предварительных платежей включать в налоговую базу нельзя (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784).
5. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие расходы можно учесть при расчете налога на прибыль
При расчете налога на прибыль сумму полученных доходов можно уменьшить на сумму понесенных расходов (ст. 247 НК РФ). Расходы учтите в денежной форме (п. 3 ст. 274 НК РФ).
Условия признания расходов
Все расходы организации, признаваемые в налоговой базе, должны одновременно быть:
- экономически обоснованны;
- документально подтверждены;
-
связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
- счет 08 – вложения во внеоборотные активы;
- счет 20 – основное производство;
- счет 23 – вспомогательное производство;
- счет 25 – общепроизводственные расходы;
- счет 26 – общехозяйственные расходы;
- счет 29 – обслуживающие производства и хозяйства;
- счет 44 – расходы на продажу;
- счет 91-2 – прочие расходы;
- счет 97 – расходы будущих периодов.
- экономически обоснованны;
- документально подтверждены;
- связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
Если хотя бы одно из условий не выполняется, расход для целей налогообложения не признавайте.
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
6. Из статьи журнала «Учет в производстве», № 12, декабрь 2011
На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС
Для отслеживания информации о передвижении своего грузового транспорта предприятие приобрело спутниковую систему навигации. О том, в каком порядке принять данный актив к учету и признать расходы при расчете налога на прибыль, – в статье.
Для чего нужна автонавигация
Наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).
Более того, наличие навигационной системы в некоторых случаях является обязательным.
Например, с 1 июля 2012 года отсутствие на транспортных средствах спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках пассажирских перевозок будет считаться нарушением лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790). Аналогичные требования планируется ввести в отношении транспорта для грузоперевозок.
Устройств, позволяющих принимать данные со спутников, достаточно много. Начиная от простых GPS-навигаторов, заканчивая спутниковыми системами. От того, что именно приобретает предприятие, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.
Например, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, как правило, состоит из нескольких элементов:
- клиентского терминала (мобильное устройство, которое нужно будет установить на автомобиль);
- точки доступа (служит для передачи данных);
- рабочего места диспетчера (там стоит компьютер с выходом в интернет и специальным программным обеспечением, на который передается вся информация об объекте);
- сервера (на нем сохраняется вся информация об отслеживаемых объектах).
Наличие нескольких составных частей и высокая стоимость как раз и вызывают сложности в налоговом и бухгалтерском учете.
Принимаем актив к бухгалтерскому учету
Если предприятие приобрело обычный GPS-навигатор, то его стоимость, как правило, ниже 40 000 руб. Поэтому такой актив следует отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Но на практике нередко возникают более сложные ситуации.
Проблема № 1
Если приобретена система, состоящая из нескольких составных частей, и цена ее превышает 40 000 руб., то возникает загвоздка. Поскольку из пункта 6 ПБУ 6/01 следует, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
А таковым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Получается, что навигационную систему можно отнести к отдельному инвентарному объекту. Однако части этого оборудования будут размещаться непосредственно в других объектах основных средств, а именно в автомобилях.
Поэтому возникает следующая проблема. Следует ли считать установку навигационного оборудования на автомобиль модернизацией основного средства?
Проблема № 2
Напомним, что изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).
Определение модернизации придется взять из налогового законодательства, так как в бухгалтерском такое определение отсутствует.
Итак, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения актива, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).
Приобретает ли новые качества автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, – вопрос достаточно спорный.
Навигационная система повышает качество управления транспортом предприятия. При этом резко возрастают возможности контроля над хозяйственными процессами и затратами компании.
А вот в отношении каждого отдельного автомобиля элемент навигационной системы, который на нем установлен, характеристики авто не улучшает (не увеличивает грузоподъемность, мощность, не снижает расход топлива, не изменяет назначения транспортного средства и т. д.). Кроме того, клиентский терминал можно снять с одного транспортного средства и переставить на другое, не причиняя никакого ущерба при демонтаже.
Как поступить
Поскольку разъяснения чиновников и арбитражки по данному вопросу пока отсутствуют, бухгалтеру придется решать вопрос учета навигационной системы самостоятельно.
Самый простой путь – это приобрести навигационную систему комплектами по цене менее 40 000 руб. за единицу и списать эти расходы единовременно.
Другой вариант – учесть навигационную систему в целом как отдельный объект основных средств. Но в этом случае компания столкнется еще с одной проблемой: непонятно, какой срок амортизации можно применять в данном случае.
По общим правилам данный срок определяется предприятием самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01) исходя из:
- ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
При этом используется Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. О навигационной системе там ничего не сказано.
В то же время для объектов, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так сказано в пункте 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Например, информацию можно получить в техническом паспорте завода-изготовителя. Если ничего такого у фирмы нет, то нужно будет сделать письменный запрос в компанию-изготовитель и руководствоваться ответом.
Какова ситуация в налоговом учете
Амортизируемым признается имущество, которое находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода. И при условии, что стоимость его погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Также стоит учесть, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Поэтому организация вполне может учесть все составные части спутниковой системы в совокупности как основное средство и амортизировать его.
Также у компании есть возможность разбить систему на элементы стоимостью менее 40 000 руб. и списать в налоговые расходы единовременно. Но в данном случае возможны претензии налоговиков.
Хотя вряд ли чиновники будут придираться по поводу экономической обоснованности затрат в случаях, когда приобретение ГЛОНАСС и оснащение автомобилей элементами спутниковой навигации является прямым требованием действующего законодательства.
Важно запомнить
Предприятие может учесть все составные части спутниковой системы в качестве единого объекта основного средства и амортизировать его. Попытка признать каждую из частей отдельно вероятнее всего вызовет проблемы с налоговиками.