Право на льготу по НДС в отношении НИОКР имеют научные организации (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом научной признается любая организация, основным видом деятельности которой является научная и (или) научно-техническая деятельность. Если деятельность организации соответствует существующим требованиям Закона о науке (Закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ), то независимо от фактически выполненного объема НИОКР их стоимость НДС не облагается.
Производство ЭВМ не соответствует определению научной и научно-технической деятельности, изложенному в Законе о науке. Поэтому воспользоваться льготой по НДС, предусмотренной статьей 149 НК РФ не получится.
В то же время, если выручка за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб., организация может воспользоваться освобождением по НДС по статье 145 НК РФ. Подробная информация по этой льготе приведена в обосновании.
Организации и предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно,
Обоснование
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Какие операции освобождены от НДС
Льготы в научной деятельности
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: может ли научная организация использовать льготу по НДС при выполнении НИОКР, если объем этих работ в общем объеме реализованных товаров (работ, услуг) составляет менее 70 процентов
Да, может.
Научные организации имеют право на льготу по НДС в отношении любых видов НИОКР, которые выполняются на основе хозяйственных договоров и (или) финансируются за счет бюджетных и внебюджетных фондов специального назначения (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом научной признается любая организация, основным видом деятельности которой является научная и (или) научно-техническая деятельность (ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ).
Основным считается вид деятельности, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции (оказанных услуг) за предыдущий год (п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, письмо ФНС России от 15 марта 2006 г. № ММ-6-03/274). Условия о том, что у научных организаций этот показатель должен быть не менее 70 процентов, действующее законодательство не содержит. Такое требование содержалось в прежней редакции пункта 2 статьи 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Однако с 16 июля 2005 года эта норма утратила силу (Закон от 30 июня 2005 г. № 76-ФЗ).
Таким образом, если деятельность научной организации соответствует существующим требованиям Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, то независимо от фактически выполненного объема НИОКР их стоимость НДС не облагается.
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как получить освобождение от уплаты НДС
Условия для освобождения
Организации и предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС. По общему правилу воспользоваться освобождением можно, если выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила 2 000 000 руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Если организация реализует подакцизные и неподакцизные товары, она тоже вправе получить освобождение от уплаты НДС. Однако это освобождение будет распространяться только на операции по реализации неподакцизных товаров. Поэтому при оценке объема выручки за три последовательных календарных месяца выручку от реализации подакцизных и неподакцизных товаров нужно учитывать раздельно. Выручка от реализации неподакцизных товаров не должна превышать лимит в 2 000 000 руб. Если же организация получила льготу, реализовывая только неподакцизные товары, а затем начала продавать и подакцизные, то право на льготу она не теряет. Главное условие – обеспечить ведение раздельного учета тех и других товаров.
Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ, определения Конституционного суда РФ от 10 ноября 2002 г. № 313-О и письма МНС России от 13 мая 2004 г. № 03-1-08/1191/15.
Ситуация: как организовать раздельный учет подакцизных и неподакцизных товаров, чтобы организация могла воспользоваться правом на освобождение от НДС
Конкретной методики ведения раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров в Налоговом кодексе РФ нет. Поэтому организация может вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить выручку, облагаемую и не облагаемую акцизами.
К примеру, учет выручки от реализации подакцизных и прочих товаров (продукции) организация может вести на субсчетах, специально открытых к счетам реализации. Также можно использовать данные аналитического учета (специальные ведомости, таблицы, справки и т. д.) или информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.
Выбранный порядок ведения раздельного учета подакцизных и неподакцизных товаров закрепите в учетной политике для целей налогообложения.
Когда нельзя получить освобождение
Организация не может воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если:
Освобождение от уплаты НДС не распространяется на ввоз товаров на территорию России. То есть даже имея освобождение от уплаты НДС, при импорте товаров налог придется платить (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Кроме того, организации, использующие право на освобождение от уплаты НДС, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов по удержанию и уплате налога в бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ).
Вновь созданные организации
Ситуация: может ли вновь созданная организация получить освобождение от уплаты НДС, если с момента ее регистрации не прошло три месяца
Нет, не может.
Освобождение от уплаты НДС предусмотрено только для организаций, созданных как минимум три месяца назад (п. 1 ст. 145 НК РФ). При этом не имеет значения, ведет ли организация какую-нибудь деятельность или нет.
Чтобы получить освобождение от уплаты НДС, организация должна подать в инспекцию комплект документов, подтверждающих размер ее выручки за предшествующие три месяца (п. 3, 6 ст. 145 НК РФ). У вновь созданной организации таких документов нет.
Поэтому вновь созданная организация может получить освобождение от уплаты НДС только по истечении трех календарных месяцев с момента ее госрегистрации.
Организации Крыма и Севастополя, прошедшие перерегистрацию по российскому законодательству, могут воспользоваться освобождением от уплаты НДС, не дожидаясь истечения трех месяцев. Они вправе применять эту льготу с того момента, когда сведения о них были внесены в ЕГРЮЛ. При определении 2-миллионного лимита выручки такие организации учитывают доходы, полученные за три последовательных календарных месяца, предшествующих перерегистрации. То есть за периоды, когда организация вела деятельность по украинскому законодательству. Например, если сведения об организации внесли в ЕГРЮЛ 1 декабря 2014 года, то лимит выручки для применения освобождения от НДС нужно определять за сентябрь–ноябрь 2014 года. Об этом сказано в письме ФНС России от 27 февраля 2015 г. № ГД-4-3/3082.
Расчет лимита выручки
Предельную величину доходов, позволяющую воспользоваться освобождением от уплаты НДС, определяйте исходя из выручки от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца. Например, если организация намерена воспользоваться льготой с 1 апреля, предельную величину доходов определяйте с учетом выручки за январь, февраль и март.
Размер выручки определяйте без НДС по правилам бухучета.
В расчет лимита включайте выручку только по тем операциям, которые облагаются НДС (в т. ч. по нулевой налоговой ставке). Выручку по операциям, освобожденным от налогообложения, не учитывайте. Кроме того, не нужно учитывать выручку от реализации подакцизных товаров.
Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 12 мая 2014 г. № ГД-4-3/8911 и пунктами 3 и 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Поэтому выручкой от продажи товаров считается и доход от реализации, например, основных средств и материалов. Такие поступления также учтите при расчете лимита.
Уведомление инспекции
Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешение на это у налоговой инспекции получать не нужно. Чтобы воспользоваться освобождением, просто подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию:
- выручка без НДС от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных месяца превысит 2 000 000 руб.;
- организация реализует подакцизные товары и не организовала раздельный учет выручки от реализации подакцизных и неподакцизных товаров.
- уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342;
- выписку из Бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
Если организация перешла с упрощенки на общую систему налогообложения, в налоговую инспекцию подайте уведомление и книгу учета доходов и расходов.
Об этом сказано в пунктах 3 и 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Указанные документы подайте в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, с которого организация решила воспользоваться освобождением от уплаты НДС (абз. 3 п. 3 ст. 145 НК РФ). Если организация отправляет документы по почте, то днем их представления в инспекцию считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).
Главбух советует: в налоговом законодательстве не содержится требования об обязательной отправке уведомления письмом с описью вложения. Однако лучше направить в инспекцию именно заказное письмо с описью вложения. В таком случае у организации будут доказательства, подтверждающие содержимое письма.
Подав (направив) в налоговую инспекцию пакет документов на освобождение от уплаты НДС, организация не сможет самостоятельно отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ). Однако в течение этого периода организация может утратить право на освобождение от уплаты НДС (п. 5 ст. 145 НК РФ).
Главбух советует: прежде чем воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, выясните, согласятся ли покупатели работать с вашей организацией на таких условиях. Освобождение приведет к тому, что покупатели не смогут воспользоваться вычетом по НДС по приобретенным у вашей организации товарам (работам, услугам). Поэтому на практике организации предпочитают работать с поставщиками, уплачивающими НДС.
Ситуация: как составить выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж, чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС
Типовые бланки выписок законодательно не утверждены. Поэтому выписки из Бухгалтерского баланса и из книги продаж можно составить в произвольной форме. При этом имейте в виду следующее.
Для получения освобождения от уплаты НДС организация должна подтвердить размер выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих календарных месяца (абз. 2 п. 3 ст. 145 НК РФ, п. 2.1 уведомления об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342). Поэтому выписки должны содержать информацию о выручке за период, охватывающий три месяца, предшествующих месяцу начала использования освобождения.
В выписке из книги продаж можно указать сведения, содержащиеся в ее итоговой строке. К выписке лучше приложить копии листов книги продаж, на основании которых она была составлена.
Нарушение срока, установленного для подачи уведомления
Ситуация: можно ли воспользоваться освобождением от уплаты НДС, если в установленный срок организация не представила в налоговую инспекцию соответствующее уведомление и необходимые документы. Остальные условия выполнены
Да, можно.
Реализация права на освобождение от уплаты НДС носит уведомительный характер. То есть разрешения на использование этого права у налоговой инспекции получать не требуется. Однако документы, подтверждающие право на освобождение, и свидетельствующие о том, что организация воспользовалась этим правом, в инспекцию подать нужно. Представить документы организация обязана не позднее 20-го числа месяца, с которого она начала пользоваться освобождением. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Прямого запрета на использование права на освобождение в том случае, если организация несвоевременно представит необходимые документы, Налоговый кодекс РФ не содержит. Такой запрет предусмотрен законодательством в четырех случаях:
- если организация превысит установленный лимит выручки от реализации (или начнет реализовывать подакцизные товары без организации раздельного учета);
- если организация не представит документы, подтверждающие обоснованность использования права на освобождение в течение предыдущих 12 месяцев;
- если организация не представит уведомление о продлении права на освобождение от НДС;
- если в перечисленных документах содержатся недостоверные сведения.
Это следует из положений пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, из положений статьи 145 Налогового кодекса РФ следует, что организация, которая впервые решила воспользоваться правом на освобождение от НДС, не может быть лишена этого права, даже если она несвоевременно уведомила налоговую инспекцию о таком решении.
Контролирующие ведомства подтверждают этот вывод. Ссылаясь на пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33, они дали однозначный ответ: несвоевременное уведомление об использовании налогового освобождения не может быть основанием для отказа в применении этой льготы. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 8 июля 2015 г. № 03-07-14/39360 и от 18 марта 2015 г. № 03-07-15/14580 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 29 июня 2015 г. № ГД-4-3/11238), ФНС России от 16 марта 2015 г. № ГД-4-3/4108.
Восстановление входного НДС
Если организация решила использовать освобождение от уплаты НДС, то входной налог, ранее принятый к вычету, придется восстановить (полностью или частично). Ведь после того, как организация «перейдет» на освобождение, приобретенные ранее товары (работы, услуги) она будет использовать в операциях, не облагаемых НДС. А применять вычет по таким ресурсам нельзя.
Восстановить НДС, в частности, нужно по остаткам нереализованных товаров, по не переданным в производство материалам, по недоамортизированным основным средствам и нематериальным активам, числящимся на балансе на 1-е число месяца, в котором организация начала использовать освобождение от уплаты НДС.
Восстанавливать налог по недоамортизированным основным средства нужно в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ, то есть пропорционально их остаточной стоимости на дату начала использования налогового освобождения (п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33).
Сумму восстановленного налога отразите в декларации по НДС:?– за последний квартал перед началом использования освобождения – если организация использует освобождение с начала квартала. Например, если организация начинает использовать освобождение от НДС с апреля, восстановить налог нужно в декларации за I квартал;?– за квартал, в котором организация «перешла» на освобождение – если организация начала использовать освобождение со второго или третьего месяца квартала. Например, если организация начинает использовать освобождение от НДС с июня, восстановить налог нужно в декларации за II квартал.
Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Оформление счетов-фактур, книги продаж и книги покупок
Организация, использующая освобождение от уплаты НДС, обязана выставлять счета-фактуры. В таких счетах-фактурах сумму НДС не выделяйте, а делайте пометку или ставьте штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ, письма Минфина России от 26 мая 2015 г. № 03-07-14/30264 и ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/85). Счета-фактуры с выделенной суммой НДС выставляйте только в следующих случаях:
- при реализации товаров (работ, услуг и имущественных прав) от своего имени по агентским договорам или договорам комиссии, заключенным с плательщиком НДС;
- при исполнении обязанностей плательщика НДС в связи с заключением договора простого товарищества (концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом);
- при передаче товаров (работ, услуг), приобретенных от своего имени у плательщиков НДС по агентским договорам или договорам комиссии.
Это следует из положений пункта 2 статьи 174.1 Налогового кодекса РФ, пунктов 3 и 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
В остальных случаях счета-фактуры с выделенной суммой налога не выставляйте. Если же счет-фактура с НДС был выставлен и передан покупателю, уплатите налог в сумме, указанной в счете-фактуре (п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 26 мая 2015 г. № 03-07-14/30264). НДС, предъявленный поставщиками, к вычету не принимайте, а учитывайте в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Организация, получившая освобождение от уплаты НДС, обязана вести книгу продаж. В противном случае она не сможет подтвердить обоснованность использования освобождения и продлить его (п. 6 ст. 145 НК РФ).
Права на вычет входного налога организации, использующие освобождение от уплаты НДС, не имеют (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Поэтому книгу покупок, которая служит для определения размера налоговых вычетов, такие организации могут не вести. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 29 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/7895.
Также можно не вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур – такое право у организаций и предпринимателей появилось с 1 января 2015 года. Однако это право не распространяется:
- на посредников, выставляющих счета-фактуры от своего имени;
- на застройщиков;
- на транспортных экспедиторов.
Они обязаны вести и сдавать в налоговые инспекции журналы учета счетов-фактур, полученных и выставленных в рамках соответствующей деятельности (например, при реализации товаров комитента по договору комиссии или при закупке товаров для принципала по агентскому договору). При этом в журнале нужно регистрировать только те счета-фактуры, которые влияют на расчет налога у заказчиков (например, увеличивают налоговую базу комитента или дают право на вычет НДС у принципала). Счета-фактуры, выставленные на сумму вознаграждения, в журнале не регистрируются.
Журнал учета счетов-фактур необходимо сдать в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (включительно).
Такие правила следуют из пункта 3.1 статьи 169 и пункта 5.2 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию по статье 122 Налогового кодекса РФ. Организация при освобождении от уплаты НДС выставляла покупателям счета-фактуры с выделенным налогом, но в бюджет НДС не перечисляла
Да, может.
Состав субъектов правонарушения «неуплата или неполная уплата суммы налога (сбора)» в статье 122 Налогового кодекса РФ не определен. Однако из положений статьи 106 Налогового кодекса РФ следует, что налоговое правонарушение может быть совершено не только налогоплательщиками и налоговыми агентами, но и иными лицами. Таким образом, для привлечения организации к ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ наличие у нее статуса налогоплательщика не обязательно.
При выполнении условий, предусмотренных статьей 145 Налогового кодекса РФ, организация может быть освобождена от обязанностей плательщика НДС. Такое освобождение включает в себя в том числе и отказ от составления счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 168 НК РФ). Организация, пользующаяся освобождением, но выставляющая счета-фактуры с выделенной суммой НДС, обязана перечислять эти суммы в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). Если это требование не выполняется, организация совершает правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового кодекса РФ. Следовательно, привлечение организации к ответственности по этой статье правомерно. Даже если организация освобождена от обязанностей по уплате НДС.
Аналогичные разъяснения дают представители налогового ведомства (см., например, письмо УМНС России от 29 октября 2002 г. № 11-10/51672). Некоторые суды придерживаются такой же позиции (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2010 г. № Ф03-6439/2010, Северо-Кавказского округа от 25 апреля 2005 г. № Ф08-1538/2005-637А, от 27 октября 2005 г. № А05-4821/05-22, Восточно-Сибирского округа от 27 февраля 2007 г. № А33-787/06-Ф02-604/07, от 21 февраля 2006 г. № А58-3303/05-Ф02-384/06-С1, от 15 сентября 2004 г. № А19-11243/04-5-Ф02-3790/04-С1).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организациям, которые пользуются освобождением по статье 145 Налогового кодекса РФ, избежать штрафов за неуплату НДС, выделенного в счете-фактуре. Они заключаются в следующем.
Некоторые суды считают, что организации, освобожденные от уплаты НДС, не могут выступать субъектами налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ. При этом они исходят из формулировки состава налогового правонарушения, предусмотренного этой статьей. Платить налоги и сборы обязаны налогоплательщики. Организации, применяющие освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, не признаются плательщиками НДС. На них лишь лежит обязанность по перечислению в бюджет неправомерно выделенной в счете-фактуре и полученной от покупателя суммы налога (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Однако эта обязанность не подпадает под понятие «уплата налога (сбора)». Поэтому применять штрафы, установленные статьей 122 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации нельзя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 20 апреля 2009 г. № ВАС-4666/09, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2012 г. № А56-25413/2011, Дальневосточного округа от 20 февраля 2009 г. № Ф03-6382/2008, Северо-Кавказского округа от 27 января 2009 г. № А32-2737/2008-3/56, Поволжского округа от 26 июня 2008 г. № А65-27235/2007, Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. № Ф04-5393/2007(37019-А03-41).
Декларации по НДС
В некоторых случаях организации, получившие освобождение от уплаты НДС, должны сдавать декларацию по этому налогу. Подробнее об этом см. Как составить и сдать декларацию по НДС.
Утрата права на освобождение
Утратив право на освобождение, организация должна начислить НДС на все облагаемые операции, совершенные с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено (абз. 1 п. 5 ст. 145 НК РФ).
При использовании освобождения от уплаты НДС налог, предъявленный продавцами, учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если организация утратила право на освобождение от уплаты НДС, суммы налога исключите из стоимости товаров (работ, услуг) и поставьте к вычету. Это правило можно применять, если товары (работы, услуги) были приобретены до момента утраты права на освобождение, а использованы после. Также должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету (товары приняты на учет, есть счет-фактура или УПД, НДС предъявлен поставщиком, товар приобретали для облагаемых НДС операций).
Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
В отношении основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период использования освобождения от уплаты НДС, положения абзаца 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть после утраты права на освобождение НДС, ранее включенный в стоимость основных средств и нематериальных активов, к вычету не принимается. Такой вывод следует из письма Минфина России от 6 сентября 2011 г. № 03-07-11/240.
Пример начисления НДС при утрате права на освобождение от уплаты налога
ООО «Торговая фирма "Гермес"» с января использует освобождение от уплаты НДС. В марте организация приобрела низковольтное оборудование для последующей его перепродажи. Покупная стоимость товаров составила 354 000 руб. (в т. ч. НДС – 54 000 руб.). Сумму НДС бухгалтер «Гермеса» включил в стоимость низковольтного оборудования.
Всю партию товаров организация реализовала в апреле. В этом же месяце суммарная выручка за период февраль–апрель превысила 2 000 000 руб. Поэтому с апреля «Гермес» утратил право на освобождение от уплаты НДС.
За апрель выручка составила 500 000 руб. В течение всего апреля организация реализовала товары, не предъявляя к оплате НДС. В связи с этим бухгалтер начислил НДС за счет собственных средств в сумме 90 000 руб. (500 000 руб. ? 18%).
Суммы НДС по низковольтному оборудованию, ранее включенные в его стоимость, бухгалтер принял к вычету. Если других операций, облагаемых НДС, во II квартале «Гермес» не совершал, сумма налога к уплате за II квартал составит 36 000 руб. (90 000 руб. – 54 000 руб.).
При утрате права на освобождение от уплаты НДС организация может начать пользоваться им вновь только по истечении срока, на который оно ранее было предоставлено. То есть по истечении 12 месяцев после начала использования освобождения от уплаты НДС, которое впоследствии было утрачено. Например, если организация начала использовать освобождение с мая 2014 года и утратила его в сентябре 2014 года, то вновь воспользоваться освобождением от уплаты НДС организация сможет только с мая 2015 года. Это следует из пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Внимание: если организация продолжала использовать освобождение от уплаты НДС после утраты права на него, то при проверке налоговая инспекция доначислит налог (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ). Кроме этого, организации предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122, п. 3 ст. 75 НК РФ).
Ситуация: как начислить НДС по товарам (работам, услугам), реализованным (выполненным, оказанным) с начала месяца, в котором право на освобождение от НДС было утрачено, если счета-фактуры покупателям были выставлены без НДС
При утрате права на освобождение от уплаты НДС организация должна начислить этот налог на стоимость всех товаров (работ, услуг), реализованных с 1-го числа месяца, в котором право на освобождение было утрачено. При этом не важно, что счета-фактуры были выставлены покупателям без НДС. Это следует из абзаца 2 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Со стоимости реализованных товаров (работ, услуг) налог начислите по ставке 10 или 18 процентов. Расчетные ставки налога 10/110 и 18/118 не используйте, так как их применяют лишь в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Применив в данном случае расчетную ставку, организация занизит сумму НДС к уплате. На сумму занижения налоговая инспекция может начислить организации штрафные санкции (ст. 122 НК РФ). В итоге получится, что начисленные суммы налога организация заплатит за счет собственных средств.
Такой вывод подтверждает Минфин России в письме от 6 мая 2010 г. № 03-07-14/32.
Главбух советует: есть аргументы, которые при утрате права на освобождение от НДС позволяют начислять этот налог не по прямой ставке, а по расчетной. Они заключаются в следующем.
По мнению некоторых судов, применение прямых налоговых ставок при восстановлении НДС после утраты права на освобождение неправомерно. Из содержания статей 146 и 167 Налогового кодекса РФ следует, что НДС является косвенным налогом. То есть налогом, который продавец взимает с покупателя в составе цены товара. В период освобождения продавца от уплаты НДС суммы этого налога покупателям не предъявлялись. Поэтому сумму восстановленного налога нужно определять по расчетным ставкам 18/118 или 10/110. Применение прямых ставок означало бы начисление налога сверх отпускной цены и его уплату за счет собственных средств продавца. Такой подход противоречит экономической сущности НДС как косвенного налога, поэтому использовать этот вариант расчета нельзя. Аналогичной точки зрения придерживаются некоторые арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 30 января 2009 г. № ВАС-11150/08, от 20 сентября 2007 г. № 11798/07, постановления ФАС Уральского округа от 4 июня 2008 г. № Ф09-3975/08-С2, от 6 июня 2007 г. № Ф09-4287/07-С2).
Вместе с тем, в арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают позицию Минфина России (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 июля 2007 г. № А82-234/2006-28 и от 4 марта 2003 г. № А43-4845/02-16-114).
Поскольку арбитражная практика неоднородна, во избежание споров и финансовых потерь организации по возможности следует пересмотреть заключенные договоры и увеличить цену реализации на сумму НДС. В таком случае организация заплатит НДС за счет денежных средств, полученных от покупателей. При этом отрицательных налоговых последствий у покупателей, применяющих общую систему налогообложения, увеличение цены реализации за счет НДС не вызовет. Предъявленную сумму налога они смогут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Продление освобождения
По истечении 12 месяцев применения освобождения от уплаты НДС организация обязана подтвердить обоснованность его использования. Для этого подайте или отправьте по почте в налоговую инспекцию следующие документы:
- выписку из Бухгалтерского баланса;
- выписку из книги продаж.
Такой перечень документов установлен в пункте 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Вместе с указанными документами также представьте:
- уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной приказом МНС России от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342, – если организация в течение последующих 12 месяцев намерена продолжить использовать освобождение;
- уведомление об отказе от использования права на освобождение – если организация в дальнейшем не предполагает использовать освобождение от уплаты НДС.
Уведомление об отказе от использования права на освобождение можно оформить в произвольном виде (письмо МНС России от 30 сентября 2002 г. № ВГ-6-03-1488).
Такой порядок установлен в абзаце 2 пункта 4 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Указанные документы и уведомления подайте в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем использования права на освобождение (абз. 2 п. 4 ст. 145 НК РФ). Если организация отправляет документы по почте, то днем их представления в инспекцию считается шестой рабочий день со дня направления заказного письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).
Главбух советует: В налоговом законодательстве не содержится требования об обязательной отправке уведомления письмом с описью вложения. Однако лучше направить в инспекцию именно заказное письмо с описью вложения. В таком случае у организации будут доказательства, подтверждающие содержимое письма.
Внимание: если в установленный срок организация не представит документы, подтверждающие обоснованность использования освобождения от уплаты НДС, она столкнется с негативными налоговыми последствиями.
Во-первых, налоговая инспекция доначислит организации НДС за все 12 месяцев применения освобождения (абз. 3 п. 5 ст. 145 НК РФ).
Во-вторых, права на вычет входного НДС, предъявленного поставщиками за этот период, организация не получит: статьями 145 и 171 Налогового кодекса РФ такие вычеты не предусмотрены (письмо Минфина России от 23 июля 2013 г. № 03-07-14/29077).
В-третьих, организации предъявят к уплате штрафы и пени за каждый день просрочки уплаты налога (ст. 122, п. 3 ст. 75 НК РФ).
Оспаривать эти требования придется в суде. Пленум ВАС РФ в пункте 2 постановления от 30 мая 2014 г. № 33 указал, что последствия нарушения срока подачи уведомлений законодательно не определены. Из этого следует, что налоговые санкции могут применяться только в том случае, если организация вообще не представила необходимые документы. Если документы были представлены, но с нарушением установленного срока, нормы абзаца 3 пункта 5 статьи 145 Налогового кодекса РФ не применяются. Постановления Пленума ВАС РФ являются обязательными для всех арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ, п. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ). Поэтому шансы доказать свою правоту у организации, представившей документы с опозданием, очень высоки.
Если организация отказалась в дальнейшем использовать освобождение по НДС, то налог по товарам (работам, услугам), приобретенным в период освобождения, но использованным для осуществления налогооблагаемых операций, принимайте к вычету (при этом должны быть соблюдены другие требования принятия НДС к вычету: товары приняты на учет, есть счет-фактура или УПД, НДС предъявлен поставщиком, товар приобретали для облагаемых НДС операций). Такой порядок предусмотрен абзацем 2 пункта 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: как составить выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж для подтверждения обоснованности использования освобождения от уплаты НДС за предшествующие 12 месяцев
Налоговым кодексом РФ не определено, что нужно понимать под выпиской из Бухгалтерского баланса и выпиской из книги продаж. В законодательстве по бухучету также нет этих определений. Поэтому выписки из Бухгалтерского баланса и из книги продаж составьте в произвольной форме. При этом имейте в виду следующее.
Выписки из Бухгалтерского баланса и книги продаж нужно представить для подтверждения того, что в течение 12 месяцев, пока организация использовала освобождение от уплаты НДС, выручка (без учета налога) от реализации товаров (работ, услуг) за каждые три последовательных месяца не превышала 2 000 000 руб. (абз. 3 п. 4 ст. 145 НК РФ). В связи с этим указанные документы должны содержать информацию о выручке за каждый месяц периода использования освобождения от уплаты НДС.
В выписке из книги продаж можно указать сведения, содержащиеся в ее результативной строке. К выписке лучше приложить копии листов книги продаж, на основании которых она была составлена.
<..>