В бухгалтерском учете одновременно с тем, когда стоимость НМА отразили на счете 04, полученное ранее финансирование отнесите к доходам будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма финансирования.
Впоследствии эти суммы отражайте в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной на НМА амортизации. То есть ежемесячно делайте проводку:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов средства финансирования в части, относящейся к начисленной амортизации.*
Да, субсидии, полученные коммерческими организациями, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. Согласно пп.2 п.4 ст.271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как учесть при налогообложении расходы на НИОКР
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок признания затрат
При расчете налога на прибыль затраты на НИОКР могут отражаться в составе:*
- нематериальных активов;
- прочих расходов, связанных с производством и реализацией;
- расходов, связанных с производством и реализацией.
Об этом сказано в статье 262 Налогового кодекса РФ.
Если в результате НИОКР получен образец, на который организация планирует получить исключительные права, то стоимость НИОКР по выбору организации учитывается в составе:
- нематериальных активов;
- прочих расходов.
Выбранный вариант должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения.
Если исключительные права на результаты НИОКР подлежат обязательной госрегистрации, учитывайте их в составе нематериальных активов (или прочих расходов) с даты такой регистрации (п. 3 ст. 257 и п. 9 ст. 262 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 23 марта 2015 г. № 03-03-10/15777 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 20 мая 2015 г. № ГД-4-3/8484) и от 1 апреля 2013 г. № 03-03-10/10294. Например, обязательной госрегистрации подлежат исключительные права на изобретение, полезную модель и промышленный образец (ч. 1 ст. 1232 и ст. 1353 ГК РФ). А удостоверяет такое право наличие у правообладателя патента (ст. 1354 ГК РФ).
Расходы на НИОКР, ранее включенные в состав прочих расходов в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, не восстанавливают и не включают в первоначальную стоимость нематериальных активов.
Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 262 Налогового кодекса РФ.*
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить выполнение НИОКР. Расходы покрываются полностью или частично за счет средств бюджета. Исключительные права на результаты НИОКР принадлежат организации-исполнителю
Полученные из бюджета средства можно отразить как поступление госпомощи на покрытие всех расходов или их части.* А затраты на НИОКР учтите так же, как при создании НМА собственными силами.
Действительно, организации, которые ведут научную или инновационную деятельность, могут получать государственную поддержку. В том числе и в виде финансовой помощи – субсидий, грантов, займов, гарантий и т.д. (ст. 15, 16.1, 16.2 и 16.4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ).
При определенных условиях полученные средства тоже можно расценивать как госпомощь. Так будет и в ситуации, когда исключительные права на результаты НИОКР принадлежат исполнителю. Ведь фактически исполнитель выполняет НИОКР для себя, перед заказчиком он только отчитывается о выполнении работ в полном объеме, об их соответствии предъявленным требованиям, а также о расходовании полученных средств. Исходя из всего этого в бухучете и при налогообложении полученные средства можно отразить как госпомощь.
Как отразить в бухучете
В бухучете обязательство заказчика предоставить средства оформите следующей записью:
Дебет 76 субсчет «Финансирование НИОКР» Кредит 86
– отражена задолженность заказчика по предоставлению финансирования.
Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 76 и 86).
Когда деньги поступят на расчетный счет, уменьшите задолженность заказчика, сделав в учете следующую проводку:
Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Финансирование НИОКР»
– отражено поступление финансирования.
Это следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51 и 76).
Перейдем к расходам на НИОКР. Их надо отражать так же, как если бы создавали нематериальный актив хозспособом, то есть собственными силами. Ведь подразумевается, что в итоге организация-исполнитель получает исключительные права на результаты таких работ. Плюс ко всему исключительные права на результаты НИОКР должны быть зарегистрированы – надо получить патент (п. 1 ст. 1232 ГК РФ). А значит, затраты на НИОКР следует отражать как формирование стоимости НМА. Это следует из положений пункта 3 ПБУ 17/02 и пункта 1 ПБУ 14/2007.
Затраты, связанные с выполнением работ, отразите в составе внеоборотных активов следующей проводкой:
Дебет 08-8 Кредит 70 (69, 68, 10...)
– отражены расходы на НИОКР.
Когда НИОКР будут выполнены, акт сдачи-приемки подписан, а права на результаты зарегистрированы, сформируйте первоначальную стоимость нематериального актива. Если, конечно, соблюдаются все остальные условия для этого. Проводка тут следующая:
Дебет 04 Кредит 08-8
– включены в состав нематериальных активов расходы на НИОКР.
Это следует из положений пунктов 4, 6–10 ПБУ 14/2007 и Инструкции к плану счетов (счета 04, 08-8).
Одновременно с тем, когда стоимость НМА отразили на счете 04, полученное ранее финансирование отнесите к доходам будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма финансирования.
Это следует из положений пункта 9 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86 и 98).
Впоследствии эти суммы отражайте в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной на НМА амортизации. То есть ежемесячно делайте проводку:
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов средства финансирования в части, относящейся к начисленной амортизации.*
Такой порядок следует из положений пункта 8, абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86, 91-1, 98-2).
Размер помощи, которую надо отнести на прочие доходы, рассчитайте по формуле:
Размер госпомощи, относящейся на прочие доходы | = | Средства, полученные от заказчика на финансирование НИОКР | : | Первоначальная стоимость НМА | х | Начисленная амортизация (за месяц) |
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
ОСНО: налог на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.
Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:
- организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.
Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.
Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).
Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:
- когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
- или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.
Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).
нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием
Да, нужно.
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
- бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов* (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.
Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут.* А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.
Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:
- компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
- на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.
Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.
Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).
Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:*
Назначение субсидии | Порядок признания доходов | |
Финансирование расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии. Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии. При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции |
|
Компенсация ранее произведенных расходов | Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав |
Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации. Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений |
|
Компенсация недополученных доходов | Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств |
При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.
Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.
Из правовой базы
ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.05.2011 № 03-03-06/1/291 Об учете расходов на НИОКР
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, определяемые в соответствии со ст.249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.250 НК РФ.
Согласно п.8 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст.251 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта, предусматривающего выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ российскими вузами, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов.*
При применении налогоплательщиком метода начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно пп.2 п.4 ст.271 НК РФ для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика.*
Таким образом, в целях налогообложения прибыли датой получения доходов в виде субсидий, по мнению Департамента, является дата их зачисления на расчетный счет налогоплательщика.