1. Да, можно.
Право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет. По товарам (работам, услугам), принятым к учету, налоговый агент может воспользоваться вычетом по НДС в том налоговом периоде, в котором сумма удержанного налога была фактически уплачена в бюджет. В Вашем случае налоговым периодом, в котором сумма НДС была фактически уплачена, является квартал, в котором налоговый агент перечислил оплату иностранному контрагенту. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
2. Нет, нельзя.
Контролирующие ведомства считают, что принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Противоположные аргументы представлены в файле ответа.
3. Не совсем понятна данная проводка, сделанная программным обеспечением. Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом. Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.
Поэтому проводка Дт 19 Кт 76 некорректна.
4. Остальные операции отражены в учете общества верно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» v ip - версия
1. Ситуация: В каком периоде у налогового агента возникает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам). Товары (работы, услуги) приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС
Право на вычет возникает в том налоговом периоде, в котором сумма НДС была перечислена в бюджет.
Организация – налоговый агент имеет право на налоговый вычет, если она:
- приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ). Вычетом можно воспользоваться даже в том случае, если стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) не уменьшает налогооблагаемую прибыль (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-07-08/77);
- арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- покупает (получает) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- покупает имущество (имущественные права) должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Это следует из положений пункта 3 статьи 171, абзаца 2 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
По товарам (работам, услугам), принятым к учету, налоговый агент может воспользоваться вычетом по НДС в том налоговом периоде, в котором сумма удержанного налога была фактически уплачена в бюджет. При этом правила определения этого налогового периода различаются:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- при приобретении работ (услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете;
- при приобретении товаров (в т. ч. у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете), а также работ (услуг) у российских поставщиков (исполнителей).
В первом случае налоговым периодом, в котором сумма НДС была фактически уплачена, является квартал, в котором налоговый агент перечислил оплату иностранному контрагенту. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 174 Налогового кодекса РФ.
Во втором случае сумма НДС уплачивается в бюджет по истечении налогового периода, в котором были приобретены товары (работы, услуги). Поэтому такая сумма может быть включена в состав налоговых вычетов только в следующем квартале.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 февраля 2012 г. № 03-07-11/54, от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06, от 29 ноября 2010 г. № 03-07-08/334, от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/61, ФНС России от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814.
Если налоговый агент приобретает товары (работы, услуги) для совершения операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, на него распространяется порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный для налогоплательщиков-экспортеров.
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Ситуация: М ожно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде
Нет, нельзя.
Контролирующие ведомства считают, что принять НДС к вычету организация может только в том периоде, в котором у нее возникло на это право. Переносить вычет (полностью или частично) на следующие налоговые периоды нельзя. Несвоевременное применение вычета искажает сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. В этом случае организация должна ее пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено (п. 1 ст. 81 НК РФ).*
Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде организация не может.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-07-10/7374, от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.
Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011).
Главбух советует: есть аргументы, позволяющие переносить вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для вычета выполнены в текущем налоговом периоде. Они заключаются в следующем.*
В статье 172 Налогового кодекса РФ перечислены условия, при соблюдении которых организация имеет право принять НДС к вычету. Однако продолжительность периода, в течение которого организация может воспользоваться этим правом, статьей 172 Налогового кодекса РФ не установлена. И хотя в пункте 2 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 сказано, что в книге покупок организация должна регистрировать счета-фактуры по мере возникновения у нее права на вычет, это требование не соответствует Налоговому кодексу РФ (ст. 6 НК РФ). Поскольку все неустранимые противоречия трактуются в пользу организаций (п. 7 ст. 3 НК РФ), правом на вычет, возникшим в одном налоговом периоде, можно воспользоваться в следующих налоговых периодах.
Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления декларации (уточненной декларации), в которой этот вычет отражен.
Например, если право на вычет возникло у организации в I квартале 2007 года, оно сохраняется за ней вплоть до I квартала 2010 года включительно. Организация сможет воспользоваться вычетом, если отразит его сумму в декларации (уточненной декларации) за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором организация заявляет вычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае организация сможет воспользоваться вычетом за I квартал 2007 года не позднее I квартала 2013 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2010 года).
Следует учитывать, что на практике такой подход может привести к спору с проверяющими. Скорее всего, налоговая инспекция признает неправомерным применение вычета в более позднем периоде. В результате сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, возрастет, и у организации возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздние периоды (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09, от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008, от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3, от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010).