из текста вопроса следует, что Вы не учитываете рассматриваемый расход при налогообложении прибыли.В бухгалтерском учете для отражения расходов, не включаемых в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, как правило используют субсчет «Не учитываемые при налогообложении прибыли расходы» к счету 91:
Дебет 91 субсчет «Не учитываемые при налогообложении прибыли расходы» Кредит 76
- отражены расходы по оплате третейского сбора.
Такой не учитываемый расход следует отразить в соответствующем регистре налогового учета (подробнее о регистрах налогового учета – см. Рекомендация 3).
Так как Ваша организация не применяет ПБУ 18/02, то необходимости отражения постоянного налога обязательства в связи с различием сумм расходов в бухгалтерском и налоговом учете не возникает.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip -версия
1. Статья: Вынуждены судиться? Имеете право списать судебные расходы!
Как учесть расходы на рассмотрение спора в третейском суде
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда (п. 6 ст. 4 АПК РФ и п. 3 ст. 3 ГПК РФ). Исключением являются лишь дела о банкротстве. В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дело о банкротстве нельзя передать на рассмотрение в третейский суд.
Порядок образования и деятельности третейских судов на территории России установлен в Федеральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, оплачиваются сторонами в виде третейского сбора. Вправе ли организация, уплатившая такой сбор, учесть его при расчете налога на прибыль?
Третейский сбор не является государственной пошлиной. Ведь плата за совершение действий, осуществляемых в отношении организаций и физических лиц третейскими судами, в главе 25.3 НК РФ не предусмотрена. Более того, третейские суды не входят в судебную систему РФ (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»). Сумма третейского сбора предназначена для покрытия расходов третейского суда и не подлежит уплате в бюджет.
Таким образом, расходы организации, связанные с разрешением спора в третейском суде, нельзя отнести к судебным. То есть компания не может включить их во внереализационные расходы на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Но это еще не означает, что подобные расходы вообще нельзя признать в налоговом учете. Затраты на уплату третейского сбора не упоминаются в перечне расходов, не учитываемых в целях налогообложения (ст. 270 НК РФ). Поскольку расходы на третейское разбирательство непосредственно не связаны с производством и реализацией, они относятся к внереализационным. Перечень внереализационных расходов, приведенный в пункте 1 статьи 265 НК РФ, является открытым. Значит, если затраты на третейское разбирательство соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, организация имеет право учесть их в составе других обоснованных внереализационных расходов. Основанием является подпункт 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ*.
Вайтман Е.В.,
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 11, ИЮНЬ 2009
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении начисление и уплату налога на прибыль
Бухучет
Бухучет начисленных и уплаченных сумм налога на прибыль (авансовых платежей) организуйте на счете 68, к которому следует открыть отдельный субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» (Инструкция к плану счетов). При начислении налога у организации образуется кредиторская задолженность перед бюджетом (операции отражаются по кредиту счета 68). По мере уплаты начисленных сумм эта задолженность погашается (операции отражаются по дебету счета 68). Поскольку источником уплаты налога является прибыль, начисление налога отражается по дебету счета 99 (Инструкция к плану счетов).
Порядок бухучета расчетов по налогу на прибыль регулируется ПБУ 18/02. Этот документ предполагает отражение в бухучете не фактического (зафиксированного в налоговой декларации), а условного налога на прибыль. Однако малые предприятия и некоммерческие организации могут не применять правила, установленные ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ18/02). Они вправе отражать в бухучете суммы налога на прибыль (авансовых платежей), рассчитанные по данным налогового учета. В таких организациях при начислении налога бухгалтер делает запись:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– начислен налог на прибыль (авансовый платеж) за налоговый (отчетный) период.*
<...>
Условный налог
Организации, которые обязаны применять ПБУ 18/02, фиксируют в бухучете так называемый условный расход по налогу на прибыль, который представляет собой сумму налога с балансовой прибыли, рассчитанную в соответствии с пунктом 20 ПБУ 18/02. Суммы налога на прибыль (авансовых платежей), начисленные по данным налогового учета, отдельными проводками в бухучете не отражаются.
Величину условного расхода по налогу на прибыль определяйте по формуле:
Условный расход по налогу на прибыль |
= |
Прибыль до налогообложения по данным бухучета |
? |
Ставка налога на прибыль |
Для отражения суммы условного расхода по налогу на прибыль откройте к счету 99 отдельный одноименный субсчет.
При начислении налога на прибыль сделайте проводку:
Дебет 99 субсчет «Условный расход по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– начислен налог на прибыль (авансовый платеж) за налоговый (отчетный) период.
Из-за различий в составе и порядке признания доходов и расходов величина показателей бухгалтерской (балансовой) и налогооблагаемой прибыли может не совпадать. Как следствие, могут различаться суммы условного расхода по налогу на прибыль и налога на прибыль, рассчитанного по данным налогового учета. В этих случаях достоверность сведений о реальных налоговых обязательствах организации в бухучете обеспечивается соблюдением норм ПБУ 18/02. Этот документ:
- определяет правила учета различий между бухгалтерским и налоговым учетом (постоянные и временные разницы);
- устанавливает механизм определения реальных налоговых обязательств на основе данных бухучета с помощью специальных показателей – постоянных (отложенных) налоговых обязательств и активов.
Постоянные разницы
Постоянная разница возникает, если какой-либо доход (расход) учитывается (полностью или частично) либо только при формировании финансового результата в бухучете, либо только при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Возможны два варианта:
- из-за постоянной разницы налоговая база по налогу на прибыль больше финансового результата, сформированного в бухучете;*
- из-за постоянной разницы налоговая база по налогу на прибыль меньше финансового результата, сформированного в бухучете.
Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 18/02.*
В первом случае величина условного налога на прибыль будет меньше налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. При перечислении налога, отраженного в декларации, в бухучете возникнет переплата, искажающая реальное состояние расчетов с бюджетом. Чтобы избежать искажений, одновременно с начислением условного налога в бухучете нужно отразить специальный показатель – постоянное налоговое обязательство, которое представляет собой сумму налога на прибыль с постоянной разницы. Это увеличит задолженность перед бюджетом до реальной величины.
Во втором случае величина условного налога на прибыль будет больше налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. При перечислении налога, отраженного в декларации, в бухучете возникнет недоимка, искажающая реальное состояние расчетов с бюджетом. Чтобы избежать искажений, одновременно с начислением условного налога в бухучете нужно отразить специальный показатель – постоянный налоговый актив, который представляет собой сумму налога на прибыль с постоянной разницы. Это уменьшит задолженность перед бюджетом до реальной величины.
Такой порядок предусмотрен пунктом 7 ПБУ 18/02.
<...>
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
3. Рекомендация: Как вести регистры налогового учета
Основания для формирования регистров
Для определения налоговой базы по налогу на прибыль нужны данные налогового учета. Сформируйте их на основании:
– первичных учетных документов (включая бухгалтерские справки);
– аналитических регистров налогового учета;
– расчета налоговой базы.*
Об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.
Первичные документы налогового учета составляйте в соответствии с требованиями законодательства о бухучете (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 07-05-06/106). В настоящее время порядок оформления первичных учетных документов регулируется статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Расчет налоговой базы производите непосредственно в налоговой декларации, форма которой утверждена приказом ФНС России от 22 марта 2012 г. № ММВ-7-3/174.
Обязательных форм (бланков) регистров налогового учета в законодательстве нет. Организация сама решает, какие регистры использовать в своей деятельности (ст. 314 НК РФ).*
Если различий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, вести регистры налогового учета необязательно. Налоговый кодекс РФ позволяет формировать данные налогового учета на основе регистров бухучета (абз. 3 ст. 313 НК РФ). Такое положение объясняется рядом причин. Во-первых, сведения для налогового учета берутся из тех же первичных документов, которые используются для отражения операций в бухучете. Во-вторых, из-за совпадения многих методов и способов оценки в налоговом и бухгалтерском учете составлять отдельные налоговые регистры нецелесообразно. Для расчета налоговой базы можно использовать данные бухучета.
Таким образом, если отличий между бухгалтерским и налоговым учетом нет, налоговые регистры не ведите. А в учетной политике для целей налогообложения укажите источники, из которых берутся данные для расчета налоговой базы (перечень бухгалтерских регистров).
Обязательные реквизиты
Разрабатываемые организацией регистры налогового учета должны содержать ряд обязательных реквизитов:
– наименование регистра;
– период (дату) составления;
– измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
– наименование хозяйственных операций;
– подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров.
Таковы требования статьи 313 Налогового кодекса РФ.
Рекомендованные формы регистров
Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров. Они приведены в Методических рекомендациях МНС России от 27 декабря 2001 г. Использовать эти образцы необязательно, однако они могут послужить примером для оформления бланков регистров, которые организация разрабатывает самостоятельно.
В любом случае в учетной политике для целей налогообложения укажите состав налоговых регистров (либо в виде перечня, если они из числа рекомендованных инспекторами, либо в виде приложения (альбома форм)). Кроме того, определите и другие источники данных для налогового учета, если они используются (бухгалтерские регистры, данные аналитического учета и т. п.). Таковы требования статьи 314 Налогового кодекса РФ.
Ответственность за отсутствие регистров
Внимание: при выездной проверке инспекторы вправе затребовать у организации налоговые регистры, подтверждающие расчет налоговой базы (п. 1 ст. 93 НК РФ). За непредставление этих документов в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования предусмотрена налоговая и административная ответственность (п. 3 ст. 93, ст. 120 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие налоговых регистров признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.
Кроме того, за непредставление налоговых регистров по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Налоговая ответственность за аналогичное нарушение установлена статьей 126 Налогового кодекса РФ. Однако пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление штрафа за каждый непредставленный документ. Поскольку количество и форму регистров налогового учета организация определяет самостоятельно (ст. 313 НК РФ), заранее установить, сколько регистров должно быть представлено в инспекцию, невозможно. Следовательно, сумму штрафа в рассматриваемой ситуации определить нельзя. Некоторые арбитражные суды подтверждают такой вывод (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2004 г. № А13-6442/03-21).
Если у организации нет возможности представить требуемые документы в течение 10 рабочих дней со дня получения требования, об этом нужно письменно уведомить налоговую инспекцию. В уведомлении укажите причины и срок, в который документы могут быть представлены. На основании этого уведомления инспекция может (но не обязана) продлить срок представления документов. Решение о продлении (отказе в продлении) сроков инспекция должна принять в течение двух рабочих дней после получения уведомления от организации. Такие правила предусмотрены пунктом 3 статьи 93 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Ведение регистров
Регистры налогового учета заполняйте в хронологическом порядке. Налоговые регистры можно вести в виде форм: самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов. Делайте это на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде.
Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, внести исправление вправе только сотрудник, ответственный за ведение регистра. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.
Такой порядок предусмотрен в статье 314 Налогового кодекса РФ.
Каким способом внести исправления в налоговый регистр, Налоговый кодекс РФ не уточняет. Поэтому сделать это можно, например, путем включения исправительной записи (если регистр сформирован в электронном виде) или вычеркиванием неверной суммы (если регистр составлен на бумаге).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
04.09.2013г.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух» Рупасова Ксения.
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт «Горячей линии» Ракова Елена.