Вопрос: Как вести учет операционной аренды части объекта ОС и отразить доход, если срок договора более 12 месяцев? Можно ли не приминять ФСБУ 25/2018? Сдана в операционную аренду часть объекта имущества в аренду (кабинет в офисном помещении), как вести учет такой аренды? На сч.01 числится единый объект общей площадью.
Ответ: Чистую инвестицию в аренду рассчитывать не нужно, т.к. ФСБУ 25 не применяется к договору операционной аренды. Основание: пункт 41 ФСБУ 25/2018, п. 5 «Основные новации» информационного сообщения Минфина от 25.01.2019 № ИС-учет-15, решение 6 рекомендации фонда «НРБУ \"БМЦ\"» от 17.12.2018 № Р-97/2018-КпР «Первое применение ФСБУ 25/2018».
В общем случае для удобства контроля за движением объектов к счетам учета имущества, переданного в операционную аренду организация вправе открыть соответствующие субсчета, например:
- субсчет «Собственное имущество»;
- субсчет «Имущество, переданное в аренду».
Но т.к. здесь частичная сдача, выделять отдельный субсчет на наш взгляд нецелесообразно.
Надо определиться, к какой группе относить недвижимость, если часть ее компания сдает в операционную аренду, а часть использует для своей деятельности. В данном случае можно обратиться к комиссии по оценке намерения использования основных средств. Она оценит планы организации по дальнейшему использованию объекта:
- какая часть площади сдается в аренду;
- есть ли планы по изменению условий аренды, например, по сдаче в аренду новых площадей или расторжению уже существующих договоров;
- какую долю доходов от использования недвижимости приносит именно арендная плата;
- другие факторы.
Объект относится к инвестиционной недвижимости, только если его часть для использования в производстве или поставке товаров или оказания услуг либо в административных целях будет незначительной. На основе этого комиссия выносит свое суждение, к какой группе отнести объект: инвестиционной недвижимости или иной группе. Решение комиссии оформите отдельным документом.
Т.е. частично недвижимость не относится к инвестиционной. Она относится либо полностью, либо не относится вообще.
Здесь, как мы поняли, инвестиционной недвижимости не возникает (небольшая часть сдается в аренду).
Переводить часть имущества на 03 счет не нужно. На счете 03 отражается имущество, которое изначально приобреталось для предоставления в аренду. Поэтому купленное и впоследствии переданное в аренду оборудование по-прежнему следует отражать на счете 01. Для этого к счету 01 можно завести отдельный субсчет. Такой вывод позволяет сделать Инструкция к плану счетов (счета 01 и 03). Аналогичного мнения придерживаются и контролирующие ведомства (письма ФНС от 19.05.2005 № ГВ-6-21/418 и Минфина от 30.12.2004 № 03-06-01-02/26).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если представление имущества в аренду является предметом деятельности организации, то суммы начисленной амортизации относите на расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99):
- Дебет 20 Кредит 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в аренду» – отражена сумма начисленной амортизации по переданному в аренду основному средству.
Если предоставление имущества в аренду не является отдельным видом деятельности организации, то суммы амортизации учтите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Данную операцию оформите проводкой:
- Дебет 91-2 Кредит 02 субсчет «Амортизация по имуществу, переданному в аренду» - отражена сумма начисленной амортизации по переданному в аренду основному средству.
В бухучете организация вправе самостоятельно признать поступления, в том числе от сдачи имущества в аренду, доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями. Исходить в этом вопросе нужно из характера деятельности организации, вида доходов и условий их получения (например, являются ли поступающие арендные платежи постоянным или периодическим доходом организации). Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 9/99. Свой выбор организация закрепляет в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Эксперты Системы Главбух расскажут в рекомендации, как учесть инвестиционную недвижимость по ФСБУ.
Как учесть инвестиционную недвижимость по ФСБУ