гранты выдаются на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 2 Закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», гранты – это денежные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно юридическими лицами, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. Гранты выдаются только на конкурсной основе, для получения гранта организация должна представить проект исследований, который оценивается грандодателем. Поэтому обычная коммерческая организация, не занимающаяся финансированием образования, науки или искусства, не может просто передать денежные средства другой организации, у которой не хватает чистой прибыли.
Однако есть возможность передать денежные средства иным способом.
Например, организации могут оформить финансовую помощь качестве займа (соответственно, потребуется составить договор займа, при этом можно указать небольшую процентную ставку). При этом стороны могут установить любой размер такой финансовой помощи, но договор займа не может предусматривать целевое использование денежных средств. То есть получатель распоряжается средствами так, как сочтет нужным, и никакие обязательства по их использованию в договоре займа установить нельзя.
Оформить каким-либо иным образом безвозмездную передачу денежных средств в собственность организации не получится, поскольку гражданское законодательство относит безвозмездную передачу денежных средств к дарению, на которое статьей 575 Гражданского кодекса РФ установлены ограничения.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении негосударственное целевое финансирование
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:
- финансовой помощи от государства (государственная помощь);
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование).*
Негосударственное целевое финансирование
К негосударственному целевому финансированию относятся, например:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- гранты (на осуществление деятельности в области образования, искусства, научных исследований, культуры, охраны окружающей среды и т. д.);*
- инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов;
- инвестиции, поступившие от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений;
- средства дольщиков и инвесторов, аккумулированные на счетах организации-застройщика;
- средства, полученные от учредителей на финансирование определенных мероприятий и оплаты отдельных нужд (например, выплату премий, финансирование участия в выставке и т. д.).
Основными признаками, позволяющими определить характер поступивших средств как целевое финансирование, являются:
1. Наличие условий предоставления средств. В некоторых случаях для привлечения негосударственного целевого финансирования организация должна выполнить определенные требования. Например, для получения гранта организация должна представить проект исследований.
2. Направленность использования средств. Чтобы имущество (в т. ч. денежные средства) было признано полученным в рамках целевого финансирования, о его назначении должно быть прямо сказано в договоре с инвестором (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 8 ноября 2005 г. № Ф04-7853/2005(16557-А46-3)).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия «договор о целевом финансировании». Поэтому получение средств негосударственного целевого финансирования может быть оформлено договором, составленным в произвольной (п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ). Например, если организация получает целевые средства от учредителя, возможно заключение договора о целевом финансировании (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 19 октября 2005 г. № 20-12/75307).*
Использование средств
Средства целевого финансирования организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:
- когда получатель средств целевого финансирования использовал указанные средства не по целевому назначению;
-
когда были нарушены условия предоставления средств целевого финансирования.*
Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала целевые средства не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).
На средства целевого финансирования, которые не перечислены в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, льгота, предусмотренная данным подпунктом, не распространяется. А значит, такое имущество (в т. ч. денежные средства) нужно учесть в доходах при расчете налога на прибыль (при отсутствии других льгот, освобождающих указанные суммы от налогообложения) (п. 8 ст. 250 НК РФ). Это, в частности, относится к средствам, поступившим от учредителей на финансирование целевых мероприятий. Такое имущество (в т. ч. денежные средства) учтите при расчете налога на прибыль в порядке, предусмотренном для получения финансовой помощи от учредителя.
Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений.
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке*, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями».
3. Рекомендация: Как оформить выдачу займа
Как составить договор
Независимо от суммы договор займа составьте в письменной форме (п. 1 ст. 808 ГК РФ). Данное соглашение считается заключенным с момента передачи денег или других вещей по нему (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Займы, которые предоставляет организация, могут быть:
– денежными или имущественными (в натуральной форме);
– процентными или беспроцентными.
Это следует из положений статей 807, 809 Гражданского кодекса РФ.
Размер процентов по займу можно указать в договоре. Если такой оговорки нет, получатель займа (заемщик) должен выплатить организации проценты по ставке рефинансирования, действующей на дату возврата (всей суммы займа или его части).
Порядок уплаты процентов тоже можно предусмотреть в договоре. Но если это условие отсутствует, заемщик должен выплачивать проценты ежемесячно до полного погашения займа.
Если организация предоставит беспроцентный заем, это условие должно быть прямо указано в договоре. Исключение – займы, выданные в натуральной форме. По умолчанию они являются беспроцентными. Но если организация намерена получить с заемщика проценты, их размер и порядок уплаты следует предусмотреть в договоре.
Об этом сказано в статье 809 Гражданского кодекса РФ.
Порядок получения и возврата займа укажите в договоре (п. 1 ст. 808 ГК РФ).
При выдаче займа деньгами организация может перевести сумму займа на банковский счет (в безналичном порядке) или выплатить ее наличными.*
Лимит расчетов наличными
Внимание: при выдаче займа организациям или предпринимателям наличными деньгами соблюдайте лимит расчетов наличными.
Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Данный лимит действует в отношении расчетов по одному договору:
– между организациями;
– между организацией и предпринимателем.
Об этом сказано в пункте 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У.
За несоблюдение лимита расчетов наличными предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафа составляет:
– для руководителя – от 4000 до 5000 руб.;
– для организации – от 40 000 до 50 000 руб.*
Ситуация: можно ли выдать сотруднику (или другому гражданину) заем наличными деньгами, если сумма займа превышает 100 000 руб.
Да, можно.
Лимит расчетов наличными распространяется только на договоры, которые организация заключает с другими организациями или предпринимателями (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). Предельный размер наличных расчетов между организациями и гражданами, которые не занимаются предпринимательской деятельностью, не установлен. Поэтому в качестве займа организация может выдать человеку любую сумму наличных. Единственное условие – расходовать наличные деньги, поступившие за проданные товары (работы, услуги), а также в качестве страховых премий, на выдачу займа нельзя (письмо ЦБ РФ от 4 декабря 2007 г. № 190-Т).
О выдаче организацией гражданину или другой организации (предпринимателю) займа в безналичной форме в сумме не менее 600 000 руб. банки должны уведомить службу по финансовому мониторингу. Это будет сделано в случаях:
– если организация предоставила заемщику беспроцентный заем;
– если одной из сторон договора займа является организация или гражданин, которые имеют регистрацию, местожительство или местонахождение в государстве (на территории), которое не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
– одной из сторон договора займа является лицо, которое владеет счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).
Перечень таких государств (территорий) устанавливает Правительство РФ.
Об этом сказано в статье 6 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, письме ЦБ РФ от 11 апреля 2006 г. № 12-1-3/804.
Ситуация: в каких случаях для выдачи займа требуется разрешение учредителей (участников, акционеров) организации
Такое разрешение требуется в следующих случаях.
1. При выдаче займа из чистой прибыли (подп. 3 п. 3 ст. 91, подп. 4 п. 1 ст. 103ГК РФ).
Решение о расходовании чистой прибыли оформляется протоколом общего собрания или решением единственного учредителя (участника, акционера) (ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
2. Если заключенная сделка отвечает критериям заинтересованности.
Перечень лиц, являющихся заинтересованными в совершении сделки, определен пунктом 1 статьи 81 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ и пунктом 1 статьи 45 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ. Например, сделкой с заинтересованностью считается выдача займа супругу, родителям или детям руководителя организации. Сумма займа при этом роли не играет.
Решение о предоставлении займа заинтересованным лицам принимает совет директоров (наблюдательный совет), общее собрание или единственный учредитель (участник, акционер) (п. 3, 7 ст. 45, подп. 8 п. 2.1 ст. 32, ст. 39 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47, ст. 83 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
3. При выдаче крупной суммы займа.
Крупной сделкой считается заем, сумма которого равна или превышает 25 процентов стоимости активов организации на последнюю отчетную дату (п. 1 ст. 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 1 ст. 78 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Решение о предоставлении займа в крупном размере принимается советом директоров (наблюдательным советом), общим собранием или единственным учредителем (участником, акционером) (п. 3, 4 ст. 46, подп. 9 п. 2.1 ст. 32, ст. 39Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 47, ст. 79 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
При несоблюдении вышеуказанных требований договор займа может быть признан недействительным (п. 5 ст. 46 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ип. 6 ст. 79 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России