В данной ситуации организация не вправе реализовывать просроченную продукцию. Ее необходимо либо утилизировать, либо переработать. Следовательно, реализация просроченных товаров с убытком не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль (в части убытка).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Когда затраты на выкуп и ликвидацию просроченнойпродукции можно учесть
По истечении срока годности сельхозпродукция признается непригодной. Расскажем о спорных моментах в отношении признания затрат на выкуп и утилизацию просроченной продукции с учетом мнений чиновников и судей (постановление ФАС Московского округа от 3 апреля 2012 г. № А40-44303/11-116-125).*
У сельхозпродукции истек срок годности
Просроченная продукция, в частности пищевая, считается некачественной или опасной. Поэтому в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» она должна быть изъята из оборота.
Далее после прохождения экспертизы в органах государственного надзора и контроля такая продукция подлежит обязательной утилизации или уничтожению. Напомним, что порядок проведения экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263. Если экспертиза установила, что просроченная продукция не пригодна даже в качестве корма для животных, ее необходимо ликвидировать. Это делается либо силами хозяйства, либо с привлечением сторонних организаций. Списание оформляется накладной по форме № ТОРГ-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Также следует отметить, что за нарушение требования об уничтожении продукции с истекшим сроком годности предусмотрена административная ответственность. На основании пункта 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях хозяйство может быть оштрафовано на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб.
Для должностных лиц размер административного штрафа составляет от 3000 до 10 000 руб. Также они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Основание - статья 238 Уголовного кодекса РФ.*
Продукция пришла в негодность до реализации
Если продукция пришла в негодность до реализации, то затраты на ее производство и ликвидацию учитываются в составе внереализационных расходов (письмо Минфина России от 5 марта 2011 г. № 03-03-06/1/121).
Кроме того, данные затраты можно учесть в качестве расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При условии, что факт уничтожения документально подтвержден, например актом утилизации (письмо ФНС России от 16 июля 2009 г. № 3-2-09/139).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Продукцию пришлось выкупить обратно
Если в негодность пришла уже реализованная сельскохозяйственная продукция, то дело обстоит сложнее. В этом случае производитель выкупает товары обратно по цене реализации, а впоследствии ликвидирует.
Налоговики считают, что такие затраты не соответствуют критериям экономической обоснованности и не направлены на получение дохода. Финансисты разделяют такой подход (письмо Минфина России от 16 августа 2011 г. № 03-03-06/1/491).*
По мнению чиновников, такие затраты признаются лишь в том случае, если выкуп и утилизация предусмотрены нормативными актами (письма Минфина России от 14 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/587, от 4 февраля 2010 г. № 03-03-06/4/8). Например, санитарными нормами. Так, пунктом 3.11.8 СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 25 сентября 1996 г. № 20, обязанность по обратному выкупу и утилизации установлена в отношении поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий.
Однако есть аргументы, которые позволяют признать данные расходы и в остальных случаях.
По мнению арбитров, обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что налогоплательщик вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность своей деятельности (определения Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П и № 366-О-П).
Поэтому действия по выкупу и дальнейшей утилизации просроченной продукции направлены, в частности, на поддержание имиджа сельскохозяйственной организации и ее деловой репутации. А также являются стимулом для покупателей к приобретению сельхозпродукции в дальнейшем (постановление ФАС Московского округа от 3 апреля 2012 г. № А40-44303/11-116-125). Так что хозяйство имеет полное право списать расходы на выкуп и утилизацию просроченной продукции. А в случае возникновения претензий со стороны налоговиков обосновать свою правоту можно будет в суде.
О том, что арбитры поддерживают организации в этом вопросе, свидетельствует судебная практика, например постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А05-9935/2008, Московского округа от 1 февраля 2008 г. № КА-А40/14839-07-2, от 11 октября 2007 г. № КА-А40/10338-07 и др.*
Важно запомнить
Хозяйство, производящее сельхозпродукцию в виде продуктов питания, обязано устанавливать срок ее годности, по истечении которого она считается непригодной для использования по назначению.
Ю.А. Шабалина, аудитор