Использованные материалы не должны быть выделены отдельно в форме КС-2. Подтвердить списание материалов (их передачу в производство, они будут формировать себестоимость выполненных работ, указанную в КС-2) можно одним из документов, приведенных в рекомендации № 1 либо иным документом (отчетом об использовании материала – его форму нужно утвердить в учетной политике). есурсную ведомость можно использовать, если такой порядок подтверждения списания материалов установлен в учетной политике (т.е. в качестве документа, подтверждающего списание, установлена данная ведомость).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении отпуск материалов в эксплуатацию (производство)
Документальное оформление
Отпуск (передачу) материалов в эксплуатацию (производство) оформляйте следующими документами:*
- лимитно-заборная карта (форма № М-8) применяется при систематическом использовании материалов, когда утверждены нормы и планы их расходования;
- накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) применяется в тех случаях, когда материалы передаются территориально удаленному подразделению;
- требование-накладная (форма № М-11) или карточка складского учета (форма № М-17) применяется в остальных случаях.
Такие правила установлены пунктами 100, 109 и 126 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Главбух советует: типовые формы документов, которые есть в альбомах унифицированных форм и утверждены постановлениями Госкомстата России, применять не обязательно. Поэтому организации вправе разработать единый акт на списание материалов. В нем можно указать лишь обязательные реквизиты и те, которые важны для организации исходя из специфики деятельности.*
Этими же документами оформляйте списание имущества стоимостью до 40 000 руб. (другого установленного в учетной политике предела), которое по остальным признакам соответствует основным средствам. Это объясняется тем, что в бухучете его стоимость списывается аналогично материалам (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01, письмо Минфина России от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/4/98).
Бухучет
Материалы, передаваемые в производство (эксплуатацию), списывайте на затраты в момент отпуска их со склада, то есть в момент составления документов на передачу материалов в эксплуатацию (производство) (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).*
Главбух советует: чтобы определить момент фактического использования материалов в производстве, можно применять дополнительные формы отчетности. Например, отчет об использовании материалов в производстве. Это позволит уменьшить расходы отчетного периода на стоимость материалов, обработка которых не начата.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Так поступать рекомендуют и некоторые отраслевые указания (п. 236 и 256 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 26). Кроме того, момент фактического расходования материалов важен и для целей налогообложения. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль материальные расходы и Как списать расходы на приобретение сырья и материалов при упрощенке.
В бухучете отпуск материалов оформляйте проводкой:*
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97...) Кредит 10 (16)
– списаны материалы.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию работ (услуг)
Бухучет
В бухучете доходы и расходы от реализации работ (услуг) учитывайте тогда, когда работа выполнена, а услуга оказана* (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99).
Работа (услуга) считается выполненной (оказанной), когда ее результат принят заказчиком и подписаны документы, удостоверяющие это* (ст. 720, 783 ГК РФ).
Значит, доходы и расходы отражайте на дату подписания этих документов как исполнителем, так и заказчиком (подп. «г» п. 12 и п. 13 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99, ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*
Для субъектов малого предпринимательства (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов. Подробнее об этом см. Как организовать ведение бухучета субъектами малого предпринимательства.
Доходом от реализации работ (услуг) будет выручка. Ее отражайте по кредиту счета 90-1. При этом делайте проводку:*
Дебет 62 (76, 50) Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации работ (услуг).
Расходами будут:
- себестоимость выполненных работ (оказанных услуг);
- расходы на продажу.
Их отражайте по дебету счета 90-2.
Себестоимость работ (услуг) списывайте с кредита счета 20 «Основное производство»:
Дебет 90-2 Кредит 20
– учтена в составе расходов себестоимость реализованных работ (услуг).*
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов и подпункта «г» пункта 12 ПБУ 9/99.
О том, как отразить в составе затрат расходы на продажу, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на продажу готовой продукции (работ, услуг).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Статья: Как упростить списание материалов
Учет материалов – процесс трудоемкий и зачастую вызывает трудности у бухгалтеров строительных компаний. Можно ли сделать его проще и не оформлять лишних бумаг? Об этом и поговорим.
Обеспечение материалами. Учет у генподрядчика
Ситуация следующая. Организация точно знает, что она покупает материалы на конкретный объект, – они сразу туда и отгружаются, минуя склад, которого, по сути, и нет.*
При этом организация является генеральным подрядчиком. Работы выполняет субподрядчик, частично – из материалов генподрядчика.
Правомерно ли оформить поступление материалов через приходный ордер по форме № М-4 проводками:*
Дебет 10 Кредит 60
– приобретены материалы для строительства объекта;
Дебет 19 Кредит 60
– выделен налог на добавленную стоимость по материалам.
И потом сразу списать стройматериалы через «перемещение» по форме № М-11 («Требование-накладная») на дату подписания акта выполненных субподрядчиком работ записью:*
Дебет 20 Кредит 10
– списана стоимость израсходованных материалов.
А необходимые формы № М-15 («Накладная на отпуск материалов на сторону») и № М-29 («Отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам») оформить отдельно и просто приложить к общему документообороту?
Напомним: формы № М-4, № М-11, № М-15 утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а. Форма № М-29 унифицированной не является (утверждена ЦСУ СССР 24 ноября 1982 г. № 613).*
Рекомендации
По мнению автора, упрощение за счет неиспользования субсчета «Материалы, переданные в переработку на сторону» к счету 10 является нарушением вышеизложенных норм бухучета. И неприменение предусмотренных форм первичных документов, отражающих движение материалов, тоже противоречит требованиям закона № 129-ФЗ об оформлении всех хозопераций оправдательными документами. Что повлечет негативные последствия и для налогового учета, в котором используются те же формы первичных документов. Так как по времени передача в переработку и списание материалов на стоимость работ не совпадают. Это не дает возможности просто приложить формы № М-15 и № М-29 к документации на строительство. Поскольку списываться материалы будут не в момент их передачи субподрядчику, а более поздней датой, когда работы будут сданы заказчику (в данной ситуации – генподрядчику) по акту о приемке выполненных работ по форме № КС-2. И получается, что использование субподрядчиком конкретных материалов на объект не подтверждено.*
Так что понадобится и отчет исполнителя (субподрядчика) об израсходовании материала (унифицированной формы отчета нет, ее нужно разработать и утвердить в учетной политике; порядок и сроки представления отчета устанавливаются в договоре подряда). И кроме того – обязательно акт о списании материалов (унифицированной формы тоже нет, ее нужно разработать и утвердить в учетной политике), составленный генподрядчиком на основании отчета субподрядчика об израсходованных давальческих материалах и утвержденный руководителем генподрядной организации.*
Т.В. Абронова, генеральный директор ООО «АудитИнвестСтрой»
Журнал «Учет в строительстве», № 7, июль 2012
04.02.2014 г.
С уважением,
Карине Ширинян, старший эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Сергеем Гранаткиным,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».