Согласно подпункта 40 пункта 1 статьи 12 Федерального Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ любая образовательная деятельность (за исключением той, что оказывается негосударственными учреждениями «Сколково») подлежит лицензированию. При этом образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в т. ч. лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежит лицензированию (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174).
Учитывая вышеизложенное, если ИП по итогам обучения не проводит итоговую аттестацию и не выдает какой-либо документ об образовании, то указанная в вопросе деятельность не подлежит лицензированию. Налоговые риски – отсутствуют. Административные риски отсутствуют.
Если ИП не попадает под критерии отсутствия лицензии на образовательную деятельность, то он должен иметь лицензию. Ведение деятельности в отсутствие лицензии влечет административную ответственность.
Налоговые риски: Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает право организаций вести лицензируемую деятельность только при наличии действующей лицензии (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Поэтому сделки, заключенные организацией без лицензии, в суде могут быть признаны недействительными (ст. 173 ГК РФ). В этом случае подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно, следовательно, они не могут быть учтены при расчете единого налога. То же самое относится и к предпринимателям.
Административные риски: Для ИП это ответственность в виде штрафа от 4000 до 5000 руб, предусмотренная ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, а также уголовная ответственность, предусмотренная ст. 171 УК РФ.
Обратите внимание, чтобы исключить налоговые и административные риски ИП может заключить с ООО договор на оказание консультационных услуг.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации услуг по обучению иностранных специалистов работе со специальным оборудованием. Организация не является образовательным учреждением, не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности и оказывает услуги по обучению на территории России
Да, нужно, если услуги по обучению иностранных специалистов относятся к образовательным услугам.
Объектом обложения НДС признаются операции по оказанию услуг на территории России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Порядок определения места реализации услуг в целях применения НДС определяется в порядке, предусмотренном статьей 148 Налогового кодекса РФ.
Обучение специалистов по работе с оборудованием может проводится в рамках:
образовательной деятельности;
консультационной деятельности.*
При этом порядок определения места реализации образовательных услуг отличается от порядка определения места реализации консультационных услуг.
Местом реализации образовательных услуг признается территория России, если эти услуги фактически реализуются на территории России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).
К образовательным услугам относится деятельность по профессиональной подготовке обучающихся. Профессиональная подготовка может быть получена:
в образовательных учреждениях;
в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии;
в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.
Это следует из положений статьи 21 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
При этом образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения разовых занятий различных видов (в т. ч. лекций, стажировок, семинаров) и не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании, не подлежит лицензированию (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174).*
Если обучение иностранных специалистов соответствует перечисленным критериям, то такие услуги можно квалифицировать как образовательные. В этой ситуации местом реализации услуг признается территория России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ), и у организации возникает обязанность по уплате НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поскольку организация не является образовательным учреждением, право на льготу по НДС она не имеет (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Если обучение иностранных специалистов нельзя отнести к образовательным услугам, то их нужно квалифицировать как консультационные.
Местом реализации консультационных услуг признается территория России, если покупатель этих услуг осуществляет деятельность на территории России. При этом местом осуществления деятельности покупателя признается территория России в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории России на основе государственной регистрации организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, оказание консультационных услуг иностранным специалистам не облагается НДС, поскольку местом их реализации не признается территория России (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными
Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с ведением лицензируемой деятельности (деятельности, на которую нужно специальное разрешение). Организация не имеет действующей лицензии (разрешения) на ведение этой деятельности
Нет, нельзя.
Гражданский кодекс РФ прямо предусматривает право организаций вести лицензируемую деятельность только при наличии действующей лицензии (абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ). Поэтому сделки, заключенные организацией без лицензии, в суде могут быть признаны недействительными (ст. 173 ГК РФ). В этом случае подтвердить экономическую обоснованность расходов невозможно, следовательно, они не могут быть учтены при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-03-06/1/121. В письме говорится о расходах строительных организаций. В настоящее время лицензирование строительной деятельности отменено. Однако проводить работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства можно только при наличии свидетельств о допуске к таким работам, выданных саморегулируемыми организациями (СРО). Это следует из положений части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52, части 8 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ и письма Минэкономразвития России от 2 сентября 2009 г. № Д05-4342. Форма свидетельства утверждена приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 г. № 356. По мнению финансового ведомства, расходы, связанные с выполнением этих работ, понесенные организациями, у которых нет соответствующих свидетельств, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Минфин России считает, что эти расходы не могут быть признаны экономически обоснованными и документально подтвержденными.
Свидетельство о допуске к выполнению строительных работ на практике выполняет роль лицензии. Поэтому можно предположить, что применительно к лицензируемым видам деятельности в отношении расходов, понесенных организациями, у которых нет действующих лицензий, разъяснения контролирующих ведомств будут аналогичными.
Внимание: ведение лицензируемой деятельности без лицензии наказывается как в административном (ст. 14.1 КоАП РФ), так и в уголовном (ст. 171 УК РФ) порядке.
Кроме того, руководствуясь абзацем 4 пункта 11 статьи 7 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1, налоговая инспекция может обратиться в суд с иском о признании незаконной деятельности организации без лицензии. В этом случае все полученное от сделок по такой деятельности суд может взыскать с организации в доход государства.*
Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют включать в расчет налога на прибыль расходы, связанные с ведением лицензируемой деятельности (деятельности, на которую нужно специальное разрешение), даже при отсутствии лицензии (разрешения). Они заключаются в следующем.
Налоговый кодекс РФ не устанавливает зависимости между включением фактически понесенных расходов в расчет налогооблагаемой прибыли и наличием у организации лицензии на тот вид деятельности, с которым связаны эти расходы. Эта точка зрения подтверждается арбитражной практикой.
Нарушение гражданского и отраслевого законодательства не может влиять на порядок расчета и уплаты налогов, применение налоговых льгот или учет расходов. Налоги исчисляются и уплачиваются исключительно на основании норм, установленных налоговым законодательством. Такие выводы содержатся, в частности, в постановлениях Президиума ВАС РФ от 6 апреля 1999 г. № 7486/98, от 1 сентября 2005 г. № 500/05, а также в решении Верховного суда РФ от 30 июля 1998 г. № ГКПИ98-237.
Косвенно подтверждают эту позицию и некоторые разъяснения финансового ведомства. Например, в письме от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/444 Минфин России не возражал против включения в расходы зарплаты иностранных сотрудников в ситуации, когда организация не получила разрешение миграционной службы на их привлечение к труду.
Рассматривая аналогичные споры, многие арбитражные суды исходят из того, что признание сделки недействительной ставит под сомнение лишь основание платежа (расхода), но не сам его факт. Например, судьи неоднократно признавали правомерным включение в расчет налога на прибыль арендной платы по договорам аренды имущества, право собственности на которое не зарегистрировано. Поэтому, если затраты по спорной сделке подтверждены документально, в суде организация может попытаться отстоять свое право на включение этих затрат в расчет налогооблагаемой прибыли.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Статья: Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке
Исполнителя могут обвинить в незаконном предпринимательстве и лишить налоговых льгот, предусмотренных для той или иной деятельности. А заказчику могут отказать в признании расходов по сделке с таким контрагентом, а также в вычете НДС
Для осуществления отдельных видов деятельности организациям и предпринимателям необходимо получить соответствующую лицензию или допуск, выдаваемый саморегулируемой организацией (ст. 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и Федеральный закон от 01.12.07 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).
На практике учет платежей за лицензирование или вступление в СРО часто вызывает споры с налоговиками (см. врезку «Во сколько компании обойдется приобретение лицензии или вступление в СРО»). Исполнителя, не имеющего специального разрешения, могут привлечь к административной ответственности и обвинить в незаконном предпринимательстве (см. врезку «Осуществление деятельности без лицензии или допуска, выдаваемого СРО, грозит привлечением к административной или уголовной ответственности»). Он рискует потерять льготы по НДС, установленные для определенных видов деятельности. А у заказчика возникают риски, что налоговики откажут в признании налоговых расходов и вычете НДС или обвинят в получении необоснованной налоговой выгоды.*
Госпошлину за приобретение лицензии компания вправе учесть в налоговых расходах единовременно
В настоящее время лицензированию подлежат 50 видов деятельности, из них – образовательная, медицинская, частная охранная деятельность, перевозка пассажиров и грузов, производство лекарственных средств и т. п. (п. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).
Налоговики не спорят, что госпошлину за получение лицензии компания вправе учесть при исчислении налога на прибыль. Основание – прямая норма подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Но, как правило, лицензия выдается на длительный срок. Возникает вопрос: как организации учитывать такие расходы – единовременно или в течение срока действия лицензии? Единой позиции нет. Минфин России отметил, что сумма госпошлины за выдачу лицензии списывается равномерно в течение срока ее действия (письмо от 16.08.07 № 03-03-06/1/569).
Но в других разъяснениях Минфин указал, что положения пункта 1 статьи 272 НК РФ о равномерном распределении расходов касаются учета затрат, которые возникают только из гражданско-правовых сделок. Выдача лицензии к таковым не относится. Следовательно, спорные суммы компания вправе учесть единовременно (письма от 12.08.11 № 03-03-06/1/481, от 15.10.08 № 03-03-05/132 и от 30.11.05 № 03-03-04/1/399). ФНС России с этим согласилась (письмо от 28.12.11 № ЕД-4-3/22400).
Практика показывает, что при возникновении претензий со стороны налоговиков большинство судов поддерживает компании (например, постановления ФАС Центрального от 15.02.12 № А35-1939/2010, Московского от 12.08.09 № КА-А40/7313-09 и Волго-Вятского от 30.11.06 № А28-3289/2006-109/21 округов).
Но во избежание претензий со стороны контролеров некоторые компании распределяют стоимость лицензии на срок ее действия. При отмене лицензирования может получиться, что компания не успеет списать такие затраты в налоговом учете в полном объеме. Тогда стоимость недосписанной лицензии можно учесть в расходах единовременно в периоде отмены лицензирования (письма Минфина России от 25.02.10 № 03-03-06/1/89 и от 31.05.07 № 03-03-06/1/353, ФНС России от 21.01.10 № 3-2-13/6@ и от 28.12.11 № ЕД-4-3/22400).
«Упрощенцы» также вправе учесть в расходах госпошлину за предоставление лицензии на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (письма УФНС России по г. Москве от 18.07.11 № 16-15/070485@ и Минфина России от 09.02.11 № 03-11-06/2/16).
Суды высказывают противоположные мнения о том, каким способом учитывать расходы, сопутствующие получению лицензии
Получению лицензии могут сопутствовать консультационные или юридические услуги. Несмотря на связь таких расходов с получением лицензии, НК РФ содержит отдельные нормы, позволяющие учесть такие затраты единовременно на основании подпунктов 14 и 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов (письмо ФНС России от 28.12.11 № ЕД-4-3/22400).
Однако Минфин России выступает против такого учета. Мол, расходы, связанные с получением лицензии, компания должна учитывать равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком в учетной политике (письмо от 12.08.11 № 03-03-06/1/481). В постановлении от 17.04.06 № А66-10560/2005 ФАС Северо-Западного округа согласился с налоговиками, что расходы на консультации по составлению пакета документов при лицензировании строительства компания должна была учесть равномерно в течение пяти лет – именно такой порядок учета она предусмотрела для списания стоимости самой лицензии.
Однако ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 07.08.06 № Ф04-4867/2006(25120-А46-33) поддержал компанию, которая отнесла стоимость консультационных услуг на получение лицензии к налоговым расходам единовременно. Суд указал, что в НК РФ есть отдельная норма, позволяющая учесть затраты на консультации, – подпункт 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ, при этом отношение таких расходов к лицензии в данной ситуации роли не играет.
Есть риск, что налоговики откажут заказчику в признании налоговых расходов, если контрагент-исполнитель не имеет соответствующей лицензии
Зачастую компании сотрудничают с контрагентами, деятельность которых подлежит лицензированию. Если партнер не имеет разрешения на осуществление определенного вида деятельности, то рискует и он, и сама компания.
Риски возникают у компании, которая оплачивает обучение своих сотрудников в организации, не имеющей лицензии на оказание образовательных услуг. По мнению чиновников, к расходам на обучение можно отнести выплаты в пользу учреждений, имеющих образовательную лицензию (письма Минфина России от 06.10.09 № 03-03-06/4/84 и от 13.02.08 № 03-03-06/1/92, УФНС России по г. Москве от 11.11.09 № 16-15/118373).
Но суды в этом вопросе нередко поддерживают компании. В постановлении от 13.11.06 № А56-51313/2004 ФАС Северо-Западного округа отметил, что, несмотря на отсутствие у исполнителя лицензии на оказание образовательных услуг, стоимость обучения можно учесть при налогообложении прибыли. Но как иные расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь обучение произведено в интересах компании, значит, такие расходы для нее являются экономически обоснованными. К аналогичному выводу пришел ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 20.10.08 № Ф03-4340/2008.
Внимание: по мнению судов, госпошлину за получение лицензии, компания вправе учесть в налоговых расходах единовременно.*
Без лицензии исполнитель не может воспользоваться льготой по НДС при реализации медицинских товаров и услуг, организации пассажирских перевозок, осуществлении деятельности в сфере культуры и искусства. Минфин России указывает, что требование о наличии лицензии при осуществлении указанных видов деятельности установлено в пункте 6 статьи 149 НК РФ (письма от 10.02.12 № 03-07-07/20 и от 12.10.10 № 03-07-07/67).
Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от 23.12.10 № А55-3874/2010 пришел к выводу, что компания вправе использовать право на освобождение в том случае, если лицензия своевременно не получена по независящим от нее причинам. Например, по вине самого лицензирующего органа. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Кавказского от 16.02.10 № А32-11143/2009-5/142 и Дальневосточного от 19.04.10 № Ф03-2182/2010 округов.
Арбитры подтверждают право на применение льготы по НДС, если в течение налогового периода действие лицензии прерывается – срок лицензии истек, а новая лицензия еще не получена. ФАС Поволжского округа в постановлении от 21.04.09 № А65-12364/2008 указал, что компания вправе использовать освобождение от уплаты НДС в период переоформления лицензии, если документы в лицензирующий орган поданы своевременно. К такому же выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 21.08.07 № Ф09-6580/07-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 14.12.07 № 16471/07).
Внимание: по вопросу учета расходов, связанных с получением лицензии, существуют разные позиции. По мнению Минфина России, эти затраты учитываются равномерно. Суды позволяют компании списать их единовременно.
По мнению Минфина, компания вправе учесть расходы, связанные со вступлением в СРО, если оно обязательно для осуществления деятельности
Вместо лицензирования осуществление некоторых видов деятельности требует вступления компании в саморегулируемую организацию. В частности, обязательное членство в СРО предусмотрено в сфере:
аудиторской деятельности (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
строительства и проектирования, при выполнении работ, предусмотренных в перечне, утвержденном приказом Минрегиона России от 30.12.09 № 624 (ст. 55.8 Градостроительного кодекса);
деятельности арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Организации, претендующие стать членом СРО, уплачивают три вида взносов – единовременный вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд, а также периодические членские взносы.
Порядок налогового учета этих взносов одинаков. Минфин России указывает, что такие платежи компания вправе учесть в составе прочих расходов (подп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ). Ведь уплата таких платежей является обязательным условием для получения от саморегулируемой организации свидетельства о допуске к проведению работ (письма от 07.12.09 № 03-03-06/1/790, от 16.04.09 № 03-03-06/1/254, от 02.04.09 № 03-03-06/1/213 и от 21.07.10 № 03-03-06/1/479).
Компания вправе учесть в налоговых расходах взносы в СРО, если действие лицензии еще не закончилось. Это касается случаев, когда лицензирование какого-то вида деятельности заменено на обязательное членство в СРО. Без соответствующего допуска, выдаваемого саморегулируемой организацией, компания не сможет осуществлять приносящую доход деятельность после окончания срока действия лицензии. Поэтому, несмотря на то что на момент вступления в СРО компания еще имеет лицензию, расходы в виде вступительных взносов она может учесть при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 11.02.10 № 03-03-06/1/63).
Взносы в СРО уменьшают налоговую базу «упрощенца». На это есть указание в подпункте 32.1 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Такое правило действует лишь с 2011 года (Федеральный закон от 28.12.10 № 395-ФЗ). Ранее взносы в СРО не учитывались при расчете «упрощенного» налога, поскольку не входили в закрытый перечень расходов, которые вправе учитывать компания на УСН (письма Минфина России от 12.04.10 № 03-11-06/2/57, от 28.08.09 № 03-11-06/2/167 и от 03.06.09 № 03-11-06/2/95).
Взносы на добровольное членство в СРО рискованно учитывать в налоговых расходах
По мнению Минфина России, платежи, уплачиваемые при добровольном вступлении в СРО, нельзя учесть при налогообложении прибыли. Ведь суммы добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, союзы, ассоциации в налоговых расходах по правилам пункта 15 статьи 270 НК РФ не учитываются (письмо от 22.09.10 № 03-03-06/1/608).
Однако такое мнение не бесспорно. Вступление в саморегулируемую организацию не обусловлено законом. Но такое мероприятие в первую очередь направлено на улучшение качества работ и услуг, на поддержание имиджа компании-участника. Значит, такие расходы напрямую связаны с осуществлением деятельности организации и их можно учесть как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но судебных решений в пользу компании, подтверждающих эти доводы, найти не удалось.
Внимание: взносы, уплаченные при вступлении в саморегулируемую организацию, уменьшают налогооблагаемую прибыль участника, только если такое участие обусловлено законом.
При отсутствии у исполнителя лицензии или допуска к осуществлению работ заказчику рискованно учитывать в расходах выплаты контрагенту
Некоторые компании ведут деятельность, не вступив в СРО, хотя это требует закон. Заказчик не всегда может достоверно знать, есть ли у исполнителя допуск к осуществлению отдельных видов работ. В данной ситуации с юридической точки зрения нарушает закон исполнитель. Но и у заказчика существуют налоговые риски.
Большинство споров возникает в отношении расходов на строительство, если подрядчик не является членом СРО. Минфин России выступает против учета расходов по сделкам с таким контрагентом (письма от 24.09.10 № 03-03-05/205, от 09.03.10 № 03-03-06/1/120 и от 09.03.10 № 03-03-06/1/121). Ведь строительная организация, не являющаяся членом СРО и не имеющая свидетельства о допуске к работам, в принципе не вправе производить их (п. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса). Кроме того, договор строительного подряда, заключенный со строительной организацией, не являющейся членом СРО или не имеющей свидетельства о допуске к работам, может быть признан судом недействительным (ст. 173 Гражданского кодекса).
Но суды иногда поддерживают налогоплательщиков. В одном из дел налоговики отказали компании в признании в расходах суммы оплаты по договорам строительного подряда, поскольку у субподрядчиков отсутствовала лицензия на выполнение строительно-монтажных работ (в то время строительная деятельность подлежала лицензированию). Однако ФАС Поволжского округа в постановлении от 11.02.10 № А65-11398/2008 указал, что при выполнении работ подрядчик вправе привлечь субподрядчика. В данном деле фактически субподрядчик строительно-монтажные работы выполнил. Закон не требует наличие у последнего каких-либо лицензий или допусков. Значит, компания вправе учесть в расходах спорные суммы. Такие доводы содержат и постановления ФАС Северо-Западного от 07.09.07 № А05-10534/2006-26 и Поволжского от 22.05.08 № А65-24999/06 округов.
Внимание: налоговики не вправе отказать компании в вычете НДС только по причине того, что у ее контрагента отсутствует лицензия или допуск к выполнению работ.
Расходы на некоторые аудиторские услуги компания может учесть и при отсутствии у аудитора членства в СРО. Стоимость аудиторских услуг относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, только при наличии у аудиторской организации членства в саморегулируемой организации (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Но некоторые виды аудиторских услуг можно расценивать как консультационные или информационные (проведение добровольного аудита, письменные консультации по вопросам учета и т. п.) Такие услуги не требуют обязательного участия исполнителя в саморегулируемой организации. Соответственно, по мнению ВАС РФ, если аудитор не является членом СРО, то стоимость его услуг компания вправе учесть на основании подпункта 14 или 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ как информационные или консультационные услуги (определение от 25.08.08 № 2236/08).
Отсутствие у продавца лицензии или членства в СРО чревато обвинениями в получении необоснованной налоговой выгоды
Налоговики настаивают, что отсутствие лицензии или допуска является одним из признаков недобросовестности контрагента, поскольку повышает риск признания контрагента проблемным налогоплательщиком, а сделки – сомнительной (п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утв. приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@).
Как правило, суды поддерживают налогоплательщиков. Ведь НК РФ не связывает право на вычет «входного» налога с наличием или отсутствием у поставщика лицензии или разрешения на право заниматься определенной деятельностью (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Само по себе отсутствие лицензии у поставщика не свидетельствует о недобросовестности самого налогоплательщика и не может послужить причиной отказа в вычете (постановления ФАС Поволжского от 24.10.12 № А72-9723/2011, Восточно-Сибирского от 21.06.12 № А19-13675/2011, Уральского от 31.05.12 № Ф09-1119/11 и Северо-Западного от 20.02.12 № А56-14506/2011 округов).
Но, в совокупности с иными фактами отсутствие у исполнителя лицензии может свидетельствовать о том, что компания не проявила должной осмотрительности в выборе контрагента (постановления ФАС Уральского от 11.11.10 № Ф099004/10-С2, Восточно-Сибирского от 08.10.09 № А33-17712/08 и Западно-Сибирского от 24.11.08 № Ф04-7182/2008(16313-А27-14) округов).
Такую же позицию суды занимают, когда контрагент компании не является членом СРО (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.09.12 № А63-11446/2011, Западно-Сибирского от 05.05.12 № А45-7607/2011, Московского от 24.04.12 № А40-75947/11-99-337 и Восточно-Сибирского от 11.05.12 № А19-11155/2011 округов).
Внимание: суды подтверждают право компании на освобождение от уплаты НДС в период переоформления лицензии.
ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», №1-2, ЯНВАРЬ 2013
4. Таблица: Административная ответственность за нарушение лицензионных требований
Нарушение Штраф Основание
Организация (предприниматель) должна получить лицензию, но работает без нее*
Штраф:
– для организаций – от 40 000 до 50 000 руб.;
– для предпринимателей (должностных лиц) – от 4000 до 5000 руб.
Изготовленную продукцию, сырье и оборудование могут конфисковать
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
Организация (предприниматель) нарушила условия лицензии Предупреждение или штраф:
– для организаций – от 30 000 до 40 000 руб.;
– для предпринимателей (должностных лиц) – от 3000 до 4000 руб. ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
Организация (предприниматель) совершила грубые нарушения условий лицензии*
Штраф:
– для организаций – от 40 000 до 50 000 руб.;
– для предпринимателей (должностных лиц) – от 4000 до 5000 руб.
Данное нарушение может повлечь и иное наказание – административное приостановление деятельности предпринимателя (организации) на срок до 90 суток
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ
Гражданин занимается частной фармацевтической или медицинской деятельностью без лицензии Штраф от 2000 до 2500 руб. ч. 1 ст. 6.2 КоАП РФ
Организация осуществляет пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) Штраф:
– для организаций – от 30 000 до 40 000 руб.;
– для должностных лиц организации – от 3000 до 4000 руб. ст. 7.3 КоАП РФ
Организация (предприниматель) нарушила условия (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах Штраф:
– для организаций – от 30 000 до 40 000 руб.;
– для предпринимателей (должностных лиц) – от 3000 до 4000 руб. ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ
Организация (предприниматель) нарушила условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
Штраф:
– для организаций и предпринимателей – от 200 000 до 300 000 руб.;
– для должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.
Данное нарушение может повлечь и иное наказание:
– в отношении организаций и предпринимателей – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– в отношении должностных лиц – дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года
ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ
п. 3 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ
Организация (предприниматель) совершила грубые нарушения условий лицензии* на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
Штраф:
– для организаций и предпринимателей – от 500 000 до 1 000 000 руб.;
– для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.
Данное нарушение может повлечь и иное наказание:
– в отношении организаций и предпринимателей – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– в отношении должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до двух лет
ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ
п. 3 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ
ЧОП или частное сыскное агентство осуществляет деятельность без специального разрешения (лицензии) Штраф:
– для организаций – от 20 000 до 30 000 руб.;
– для граждан – от 1000 до 1500 руб. ч. 1 ст. 20.16 КоАП РФ
В организации создана служба безопасности без специального разрешения (лицензии) Штраф для руководителя организации от 4000 до 5000 руб. ч. 2 ст. 20.16 КоАП РФ
Негосударственное образовательное учреждение осуществляет деятельность по подготовке или переподготовке кадров для занятия частной детективной или охранной деятельностью без специального разрешения (лицензии) Штраф для руководителя учреждения от 2000 до 3000 руб. ч. 3 ст. 20.16 КоАП РФ
Организация осуществляет промышленное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии (с нарушением условий, предусмотренных в лицензии)
Штраф от 50 000 до 100 000 руб.
Изготовленную продукцию, оборудование, орудия производства, сырье, полуфабрикаты конфискуют
ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ
Организация (предприниматель) осуществляет деятельность по трудоустройству россиян за границей без лицензии (с нарушением условий, предусмотренных в лицензии) Штраф:
– для организаций и предпринимателей – от 400 000 до 500 000 руб.;
– для должностных лиц – от 35 000 до 40 000 руб.
ч. 1 ст. 18.13 КоАП РФ
примечание к ч. 3 ст. 18.1 КоАП РФ
Организация (предприниматель) осуществляет деятельность по трудоустройству россиян за границей с грубыми нарушениями условий лицензии
Штраф:
– для организаций и предпринимателей – от 700 000 до 800 000 руб.;
– для должностных лиц – от 45 000 до 50 000 руб.
Организации-нарушителю суд может назначить не штраф, а административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 2 ст. 18.13 КоАП РФ
примечание к ч. 3 ст. 18.1 КоАП РФ
* Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (п. 1 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ, примечание к ст. 14.1 КоАП РФ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени