сообщаем следующее: ИНКОТЕРМС не регламентирует порядок перехода права собственности на товар. Такое условие должно быть прописано в контракте. Если в контракте момент перехода права собственности не прописан, то необходимо определить его в соответствии с законодательством той страны, право которой применяется к отношениям между покупателем и поставщиком (ст. 1206 ГК РФ). Стороны могут самостоятельно выбрать и зафиксировать в контракте, право какой страны они будут применять к правам и обязанностям по контракту (п. 1 ст. 1210 ГК РФ). Если такой оговорки в контракте нет, момент перехода права собственности определяется в соответствии с российским законодательством (п. 1, 2 и подп. 1 п. 3 ст. 1211, п. 1 ст. 1206 и п. 3 ст. 1215 ГК РФ). По принятому в России законодательству момент перехода права собственности может быть определен:
А) Как момент передачи товара – если покупатель самостоятельно (через своего представителя) забирает товар у иностранного поставщика;
Б) Как момент вручения товара – если поставщик обязан доставить товар российскому покупателю;
В) Как момент сдачи товара поставщиком перевозчику – если из договора не вытекает обязанность продавца самостоятельно доставить товар покупателю или передать товар в месте его нахождения.
Исходя из всего вышеизложенного:
1. Принять ТМЦ на учет организация должна в момент перехода права собственности на товар, а именно, в месте, до которого товар везет поставщик. Если поставщик доставляет товар до жд. станции Суходрев, то датой приемки товара на учет будет дата получения товара на жд станции.
Для принятия на учет товара могут быть использованы следующие документы:
- Если товары доставляются в Россию автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована CMR-накладная, форма которой утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23. К указанному документу дополнительно должна быть приложена товарная накладная ТН-2, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192.
- Если товары доставляются в Россию воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12 октября 1929 года.
- Если товары доставляются в Россию железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы накладные СМГС, формы которых утверждены в приложениях 12.1–12.5 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Моментом перехода права собственности на товар будет дата, когда поставщик прекратил обязательство по доставке. Исходя из содержания вопроса, дата перехода права собственности – дата приемки товара на жд станции Суходрев.
3. Дата принятия сырья на налоговый учет будет совпадать с датой принятия сырья на бухгалтерский учет, т.е. в момент перехода права собственности на товар (дата прибытия груза на жд. станцию Суходрев)
4. Дата принятия товаров на бухгалтерский учет – дата прибытия груза на жд.станцию Суходрев.
5. Датой отражения «входного» НДС будет дата перехода права собственности на товар, т.е. дата прибытия груза на жд. станцию Суходрев.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендации: Как отразить в бухучете импорт товаров из стран, не входящих в Таможенный союз
Импортировать товары в Россию можно двумя способами:
- по прямому договору российской организации с иностранным поставщиком;
- по договору российской организации с посредником.
При импорте товаров напрямую от поставщика основным документом, регулирующим права и обязанности сторон, является внешнеторговый договор купли-продажи (контракт) (п. 1 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, письмо Банка России от 15 июля 1996 г. № 300). Минимальные требования к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов представлены в письме Банка России от 15 июля 1996 г. № 300. В контракте, в частности, должна быть отражена информация, необходимая для формирования себестоимости товара:
- условия поставки товара;
- момент перехода права собственности от иностранного поставщика к российскому покупателю;
- порядок, форма и сроки расчетов.
Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров, а также момент перехода рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза. Для определения условий поставки используются положения Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010». См. Классификацию условий поставок ИНКОТЕРМС 2010.
Например, если условия перехода рисков от продавца к покупателю определены в контракте как «CIP (перевозка и страхование оплачены до...) аэропорт в городе Москве», то это означает, что поставщик оплачивает перевозку товара, а также обеспечивает транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара во время его перевозки до аэропорта Москвы. Если условие поставки определено как «FCA (франко-перевозчик) аэропорт в городе Москве», то это означает, что поставщик оплачивает перевозку товара, а также обеспечивает транспортное страхование от рисков гибели или повреждения товара только до момента его передачи авиаперевозчику.
Момент перехода права собственности на товар нужно зафиксировать, указав место и время перехода права собственности к покупателю. Такое условие следует прописать в контракте, потому что Инкотермс не регламентирует порядок перехода права собственности на товар. На практике в контрактах обычно указывают, что момент перехода права собственности соответствует моменту перехода к покупателю риска случайной гибели товара согласно Инкотермс.
Если в контракте момент перехода права собственности не прописан, то необходимо определить его в соответствии с законодательством той страны, право которой применяется к отношениям между покупателем и поставщиком (ст. 1206 ГК РФ). Стороны могут самостоятельно выбрать и зафиксировать в контракте, право какой страны они будут применять к правам и обязанностям по контракту (п. 1 ст. 1210 ГК РФ). Если такой оговорки в контракте нет, момент перехода права собственности определяется в соответствии с российским законодательством (п. 1, 2 и подп. 1 п. 3 ст. 1211, п. 1 ст. 1206 и п. 3 ст. 1215 ГК РФ).
По принятому в России законодательству момент перехода права собственности может быть определен:
- как момент передачи товара – если покупатель самостоятельно (через своего представителя) забирает товар у иностранного поставщика;
- как момент вручения товара – если поставщик обязан доставить товар российскому покупателю;
- как момент сдачи товара поставщиком перевозчику – если из договора не вытекает обязанность продавца самостоятельно доставить товар покупателю или передать товар в месте его нахождения.
Такой вывод следует из пункта 1 статьи 223, пунктов 1 и 3 статьи 224, статьи 458 Гражданского кодекса РФ.
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете приобретение товаров
В бухучете товарами признаются любые товарно-материальные ценности (ТМЦ), приобретенные для дальнейшей реализации (Инструкция к плану счетов).
В бухучете оприходовать товар можно, после того как будет закончена его приемка и проверка по количеству (п. 2.1.13 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5).
Порядок отражения поступивших товаров в бухучете зависит от:
– способа получения товара;
– условий договора, регулирующих порядок перехода права собственности на товар от продавца к покупателю;
– применяемой системы налогообложения;
– способов учета товаров, закрепленных в учетной политике для целей бухучета.
В учетной политике организации должны быть закреплены, как минимум, следующие моменты:
– способ формирования себестоимости товаров (с учетом расходов на их приобретение или без);
– способ отражения себестоимости товаров в бухучете;
– способ учета торговой наценки.
Если есть необходимость вести учет товаров по специально разработанной номенклатуре, также укажите на это в учетной политике организации для целей бухучета. Отметьте, что наименования товаров в приходных документах и учетных регистрах, используемых в организации, могут не совпадать, и опишите технологию обработки учетной информации, которая поступает от поставщиков товаров. Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 28 октября 2010 г. № 03-03-06/1/670.
Обычно право собственности на товар переходит от продавца к покупателю в момент его приемки-передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Поступление товаров по договорам с такими условиями отражайте в бухучете проводкой:
Дебет 41 (15) Кредит 60 (76...)
– поступили товары на склад организации.
Договором может быть предусмотрен особый порядок перехода права собственности (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Например, в договоре может быть указано, что право собственности на товары переходит от продавца к покупателю только после их оплаты. Если организация получила товары, право собственности на которые к ней не перешло, сначала их нужно учесть за балансом:
Дебет 002
– приняты на ответственное хранение товары, право собственности на которые к организации не перешло;
После того как право собственности на товары перейдет к организации, сделайте записи:
Кредит 002
– списаны товары с забалансового учета;
Дебет 41 (15) Кредит 60 (76...)
– оприходованы товары на склад организации.
Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов (счета 60, 76).
Ситуация: когда организация-покупатель должна отразить в бухучете приобретение товаров, полученных вне местонахождения организации – в момент перехода к ней права собственности или в момент оприходования товаров на склад. По договору право собственности на товары переходит к покупателю в момент их приемки-передачи
Поступившие товары нужно оприходовать в момент перехода права собственности на них к покупателю. Факт перехода права собственности должен быть подтвержден документально. Поэтому если у покупателя есть правильно оформленные товаросопроводительные документы, то он может принять полученные товары к учету в договорной оценке. После того как фактическая себестоимость будет сформирована (включены транспортно-заготовительные расходы), стоимость товаров в бухучете нужно уточнить (если она будет отличаться от договорной). Такой вывод позволяет сделать пункт 26 ПБУ 5/01, часть 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
До тех пор пока документы или товары от поставщика не получены, покупатель не может отразить их в бухучете (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для признания товара принятым на учет его оприходование на складе покупателя не обязательно: принятыми на учет можно считать товары, находящиеся в пути (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 25 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/2145, от 19 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/2137).
Если организация применяет общую систему налогообложения и является плательщиком НДС, то сумму этого налога учитывайте отдельно от стоимости товара (п. 6 ПБУ 5/01). При поступлении товаров сделайте проводки:
Дебет 41 (15) Кредит 60 (76...)
– отражена стоимость полученного товара;
Дебет 19 Кредит 60 (76...)
– отражен НДС по оприходованным товарам;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– принят к вычету НДС по оприходованным товарам (на основании счета-фактуры поставщика).
Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Как платить НДС при импорте из стран – участниц Таможенного союза.
Порядок начисления НДС при импорте товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза регулируется:
- Соглашением от 25 января 2008 г., которое введено в действие решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36;
- протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Кроме того, международные договоры, иные нормативные акты, информационные материалы и образцы документов, относящихся к деятельности Таможенного союза, ФНС России размещает на своем официальном сайте в разделе «Таможенный союз» (письмо ФНС России от 9 июля 2010 г. № ШС-37-3/6330).
При импорте товаров на территорию России из стран – участниц Таможенного союза НДС взимается в стране импортера, то есть в России (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). Следовательно, при ввозе товаров из республик Беларусь и Казахстан у российских покупателей возникает обязанность по уплате НДС. Причем если при обычном импорте (ввозе товаров из других стран) налог платится на таможне, то в данной ситуации он перечисляется в бюджет через налоговую инспекцию (ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г., п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). Такой порядок распространяется как на товары, происходящие с территорий стран – участниц Таможенного союза, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза (ст. 1 Соглашения от 25 января 2008 г.).
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС должны платить все импортеры, в том числе применяющие специальные налоговые режимы и получившие освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 3 ст. 145 НК РФ).
Исключение сделано для тех, кто ввозит на территорию России товары, освобожденные от налогообложения при ввозе (абз. 1 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.). В этом случае НДС платить не нужно. Перечень товаров, освобожденных от налогообложения при ввозе на территорию России, приведен в статье 150 Налогового кодекса РФ.
Со временем организация может изменить характер использования ввезенного товара, в связи с которым она освобождалась от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях (п. 10 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, п. 5 ст. 164 НК РФ). При этом ставка НДС на товары, импортируемые из стран – участниц Таможенного союза, не может превышать ставку НДС, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в России (абз. 3 ст. 3 Соглашения от 25 января 2008 г.).
Момент определение налоговой базы
Момент определения налоговой базы по НДС – это дата принятия ввезенных товаров на учет (п. 2 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). То есть дата отражения поступивших товаров на счетах бухучета, в том числе на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».* Исключением из этого правила является импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации моментами определения налоговой базы по НДС являются даты лизинговых платежей, установленные договором (даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют). Это следует из пункта 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету. Подробнее об этом см. Как получить вычет по НДС, уплаченному при импорте из стран – участниц Таможенного союза.
Сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, рассчитайте по формуле:
Сумма НДС | = | Стоимость импортируемых товаров | + | Акцизы (по подакцизным товарам) | ? | Ставка НДС (10% или 18%) |
При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, изготовленных по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом, если расходы на транспортировку товаров не включены в стоимость импортируемых товаров, налоговую базу по НДС они не увеличивают. Это следует из положений абзаца 2 пункта 2 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281.
При ввозе товаров по товарообменному (бартерному) договору, а также по договору товарного кредита (товарного займа) их стоимостью является стоимость товаров, указанная в этих договорах. При отсутствии стоимости в договоре налоговая база по НДС определяется как стоимость, указанная в товаросопроводительных документах. При отсутствии стоимости и в договоре, и в товаросопроводительных документах для расчета НДС используется стоимость, по которой товары приняты импортером к бухгалтерскому учету.
При ввозе продуктов переработки их стоимость определяется как стоимость работ (услуг) по переработке давальческого сырья.
При ввозе товаров по договору лизинга (который предусматривает переход права собственности на товар к лизингополучателю) их стоимость определяется как величина лизингового платежа, подлежащая уплате по договору на момент определения налоговой базы. При этом размер и дата фактического платежа значения не имеют. Если лизинговый платеж по договору установлен в иностранной валюте, то он пересчитывается в рубли по курсу Банка России, действующему на момент определения налоговой базы.
Об этом сказано в пунктах 2 и 3 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Пример отражения в бухучете суммы НДС при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза
В августе 2011 года ЗАО «Альфа» импортировала в Россию из Республики Беларусь автопогрузчик для дальнейшей перепродажи. Его стоимость по договору поставки составляет 700 800 руб. Сумма НДС, которую «Альфа» уплатила в российский бюджет, равна:
700 800 руб. ? 18% = 126 144 руб.
В бухучете «Альфы» сделаны следующие записи:
Дебет 41 Кредит 60
– 700 800 руб. – отражена стоимость погрузчика;
Дебет 60 Кредит 51
– 700 800 руб. – оплачен погрузчик;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 126 144 руб. – начислен НДС к уплате в бюджет;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 126 144 руб. – уплачен НДС в бюджет.
Уплата налога и подача декларации
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС нужно заплатить не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
- в котором товары были приняты к учету;
- в котором наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).
Об этом говорится в пункте 7 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
В этот же срок покупатель должен составить и сдать в налоговую инспекцию специальную декларацию (абз. 1 п. 8 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ). К декларации нужно приложить:
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 г. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. По товарам, ввезенным из Республики Беларусь и принятым к учету до 1 июля 2010 года (дата создания Таможенного союза), заявление подается по форме, утвержденной приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 153н (письмо ФНС России от 6 июня 2011 г. № АС-4-2/8931);
- выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. При наличии переплаты по федеральным налогам инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран участниц Таможенного союза. В этом случае представлять банковскую выписку не нужно;
- транспортные и (или) товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров из стран участниц Таможенного союза в Россию (если оформление таких документов предусмотрено национальными законодательствами);
- счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено национальными законодательствами);
- договор, на основании которого товар ввозится в Россию (договоры купли-продажи, лизинга, товарного кредита (товарного займа), договоры об изготовлении товаров, о переработке давальческого сырья);
- информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (если товары ввозятся с территории одного государства участника Таможенного союза, а продавцом является представитель другого государства, в т. ч. не являющегося участником Таможенного союза). В сообщении поставщик должен указать следующие сведения о лице, у которого он приобрел товары: идентифицирующий его номер (аналог российского ИНН), полное наименование, адрес, номер и дату договора о приобретении импортируемых товаров, номер и дату спецификации. Если лицо, у которого были приобретены импортируемые товары, является не собственником, а посредником (комиссионером, поверенным, агентом) этих товаров, то в сообщении дополнительно указываются аналогичные сведения о собственнике. Сообщение должно быть подписано руководителем организации-продавца и заверено ее печатью. Если сообщение составлено на иностранном языке, обязательно наличие его перевода на русский язык. Информационное сообщение можно не представлять, если все необходимые сведения отражены в договоре, на основании которого товар ввозится в Россию);
- договоры комиссии, поручения или агентский договор (если они заключались);
- договор, в целях исполнения которого импортируемые товары были приобретены по договорам комиссии, поручения или агентскому договору (если посредники НДС не уплачивают).
Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации.
Ситуация: какие транспортные и (или) товаросопроводительные документы можно использовать, чтобы подтвердить факт импорта товаров в Россию из стран – участниц Таможенного союза. Доставка товаров осуществляется поставщиком товаров (иностранной организацией)
Используйте транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные национальным законодательством страны – участницы Таможенного союза и подтверждающие перемещение товаров в Россию (подп. 3 п. 8 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
Например, при импорте товаров из Республики Беларусь представьте в налоговую инспекцию документы, составленные по формам, приведенным в приложении к письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255.
Так, если товары доставляются в Россию автомобильным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована CMR-накладная, форма которой утверждена постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. № 23. К указанному документу дополнительно должна быть приложена товарная накладная ТН-2, форма которой утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 192.
Если товары доставляются в Россию воздушным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа может быть использована авиационная накладная (Air Waybill-AWB), форма которой утверждена Варшавской конвенцией от 12 октября 1929 года.
Если товары доставляются в Россию железнодорожным транспортом, то в качестве подтверждающего транспортного (товаросопроводительного) документа могут быть использованы накладные СМГС, формы которых утверждены в приложениях 12.1–12.5 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении.
Это следует из письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27 мая 2010 г. № 8-2-7/2255 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29 июня 2010 г. № ШС-37-3/5424).
Если организация приобрела товары по договору лизинга, то при первой уплате НДС организация прилагает к декларации полный пакет перечисленных документов. При подаче последующих деклараций организация прилагает только заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в четырех экземплярах на бумаге и в электронном виде) и банковскую выписку, подтверждающую уплату очередной суммы НДС.
Такой порядок следует из положений пункта 8 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
Организация может вернуть товары, импортированные из стран – участниц Таможенного союза, из-за наличия брака или неполной комплектации. Если возврат происходит в том же месяце, в котором товары были приняты к учету, то отражать их в налоговой декларации не нужно. Если возврат происходит в последующих месяцах, организации придется подать уточненную декларацию за период, в котором товары были приняты к учету. Об этом сказано в абзаце 2 пункта 9 статьи 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ.
После того как организация представит необходимый пакет документов, инспекция в течение 10 рабочих дней обязана их проверить и подтвердить факт уплаты НДС импортером (п. 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 г.). Это нужно, чтобы в дальнейшем:
- организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС;
- организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС.
Факт уплаты НДС импортером инспекция подтверждает путем проставления соответствующей отметки в разделе 2 заявления о ввозе товаров. Отметка должна содержать в себе следующие сведения:
- сумму НДС, начисленную и уплаченную организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 19 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;
- подпись, фамилию, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дату завершения им проверки;
- подпись, фамилию и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дату проставления отметки и гербовую печать инспекции.
Отметка проставляется на всех экземплярах заявления, представленных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает организации-импортеру. Срок, в течение которого инспекция должна подтвердить уплату НДС импортером, составляет 10 рабочих дней со дня поступления заявления и необходимого пакета документов. Такой порядок предусмотрен пунктами 1 и 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 г.
Инспекция может не подтвердить уплату НДС импортером. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов или если при проверке будет обнаружено несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров, сведениям, содержащимся в других документах, представленных импортером. В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция должна направить в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении инспекция должна указать причину отказа (выявленные несоответствия) и предложить импортеру устранить их. Вместе с уведомлением инспекция возвращает три экземпляра заявления. После устранения выявленных несоответствий импортеру придется вновь заполнить и представить в инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Если причиной отказа стал неполный комплект документов, то к заявлению импортер должен будет приложить недостающие документы.
Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030.
Если организация импортирует товары из стран – участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция по местонахождению организации вправе взыскать налог в принудительном порядке, а также начислить пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (абз. 1 п. 9 ст. 2 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ).
начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2