Величина резерва должна быть равна общей сумме отпускных всем сотрудникам с учетом налогов и взносов, которые нужно начислить на отпускные. Однако конкретная методика определения величины резерва разделом III ПБУ 8/2010 не предусмотрена. Поэтому данную методику определите самостоятельно и закрепите в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008). В бухучете расходы на оплату отпусков спишите за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в расходы текущего месяца не включайте. Резерв на оплату отпусков учтите на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Учет по этому счету нужно вести по видам резервов, поэтому к счету 96 откройте субсчет «Резерв на оплату отпусков» (Инструкция к плану счетов).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация:«Как создать резерв на оплату отпусков» (в редакции, действующей с 01.01.2012г.)
В бухучете создание резерва на оплату отпусков является обязанностью (в отличие от налогового учета). Это обусловлено тем, что с 1 января 2011 года утратил силу пункт 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденный приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, который предусматривал возможность создания резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете в зависимости от волеизъявления организации.
С 1 января 2011 года резерв на оплату отпусков создается на основании норм ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Это объясняется следующим. Оплачиваемые отпуска предоставляются сотрудникам в рамках трудовых отношений, то есть на основании трудовых договоров. При этом из подпункта «а» пункта 2 ПБУ 8/2010 следует, что нормы данного положения по бухгалтерскому учету применяются, в частности, в отношении трудовых договоров. Кроме того, резерв на оплату отпусков признается оценочным обязательством, поскольку обладает всеми признаками такого обязательства (п. 5 ПБУ 8/2010, письмо Минфина России от 14 июня 2011 г. № 07-02-06/107).
ПБУ 8/2010 обязательно к применению всеми организациями. Исключение предусмотрено лишь для субъектов малого предпринимательства при условии, что они не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг (п. 3 ПБУ 8/2010).
Величина резерва должна быть равна общей сумме отпускных всем сотрудникам с учетом налогов и взносов, которые нужно начислить на отпускные.
Это следует из общего правила определения размера оценочных обязательств, установленных разделом III ПБУ 8/2010: оценочное обязательство признается в бухучете по состоянию на отчетную дату в сумме, необходимой, чтобы рассчитаться с кредиторами или перевести обязательство на другое лицо (п. 15 ПБУ 8/2010).
Однако конкретная методика определения величины резерва разделом III ПБУ 8/2010 не предусмотрена. Поэтому данную методику определите самостоятельно и закрепите в учетной политике организации для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008).
Оценивать предполагаемую сумму расходов, которую организации придется понести для выполнения обязательств по выплате отпускных, нужно как минимум ежеквартально – перед составлением отчетности.
Если величина резерва на оплату отпусков является существенной, информацию о нем нужно раскрыть в бухгалтерской отчетности (п. 24 ПБУ 8/2010).
В бухучете резерв на оплату отпусков учтите на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Учет по этому счету нужно вести по видам резервов, поэтому к счету 96 откройте субсчет «Резерв на оплату отпусков» (Инструкция к плану счетов (счет 96)).
Резервирование сумм отразите по кредиту счета 96 в корреспонденции с тем счетом, на котором отражена зарплата, с которой были рассчитаны отчисления в резерв:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков»
– произведены отчисления в резерв на предстоящую оплату отпусков.
Создав резерв в бухучете, спишите затраты по отпускным за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в затраты текущего месяца не включайте. Вместо этого в течение календарного года в составе затрат учтите отчисления в резерв на оплату отпусков (п. 8, 21 ПБУ 8/2010, Инструкция к плану счетов (счет 96)).
Сергей Разгулин
заместитель директора
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Рекомендация:«Как использовать резерв на оплату отпусков» (в редакции, действующей с 01.01.2012г.)
В бухучете расходы на оплату отпусков спишите за счет созданного резерва. То есть суммы начисленных отпускных в расходы текущего месяца не включайте. Резерв на оплату отпусков учтите на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Учет по этому счету нужно вести по видам резервов, поэтому к счету 96 откройте субсчет «Резерв на оплату отпусков» (Инструкция к плану счетов).*
Начисление отпускных в бухучете отразите проводками:
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 70
– начислены отпускные за счет резерва;
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии»
– начислены за счет резерва пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии с отпускных;
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии»
– начислены за счет резерва пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии с отпускных;
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»
– начислены за счет резерва взносы на социальное страхование с отпускных;
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС»
– начислены за счет резерва взносы на медицинское страхование в ФФОМС с отпускных;
Дебет 96 субсчет «Резерв на оплату отпусков» Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
– начислены за счет резерва взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с отпускных.
Если суммы резерва оказалось недостаточно для оплаты отпускных, то его доначисление отразите проводкой:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96
– списаны в затраты суммы отпускных, превышающие сумму созданного резерва.
Если же на отчетную дату сумма резерва оказалась избыточной, то ее необходимо сторнировать:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44...) Кредит 96
– сторнирована сумма резерва на оплату отпусков на избыточную разницу.
Такой порядок следует из пункта 23 ПБУ 8/2010 и Инструкции к плану счетов.
Сергей Разгулин
заместитель директора
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени